АБСОЛЮТ (лат. а&ю/кйй— «безусловный», «неограниченный») — безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий.
АГНОСТИЦИЗМ (греч. аукиЮх — «недоступный познанию») — философское учений, согласно которому невозможно познание объективного мира и достижимость истины.
АДЕПТ (лат. ас1ер1и5 — «достигший», «приобретенный»). 1. Приверженец, последователь какого-либо учения или идеи. 2. Посвященный в тайны какого-либо учения или секты.
АКСИОЛОГИЯ (греч. ах1а — «ценность») — учение о ценностях.
АНТИНОМИЯ (греч. апИпонча — «конфликт законов»). Иммануил Кант употребляет этот термин как «неразрешимое структурное противоречие» между положениями, каждое из которых признается одинаково логически доказуемым.
АПОЛОГЕТИКА (греч, аро1оке41со5 — «защитительный»), раздел богословия, посвященный защите христианского учения от различных нападок.
АПОСТЕРИОРНЫЙ (лат. а ра,1епоп — «из последующего») — знание, приобретенное опытным путем, основанное на опыте. Противоположно «априорному».
|
|
АПРИОРНЫЙ (лат. а рпоп — «из предшествующего») — знание, предшествующее опыту и независимое от него. Противоположно «апостериорному».
АРХЕТИП (греч. агсНе — «начало» и (уро5 — «образ») — прообраз, первичная форма, образец. У Юнга архетипы — это структурные элементы коллективного бессознательного, находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний. Коллективное бессознательное состоит из совокупности архетипов. Архетипы — это система установок или реакций на мир, или схемы инстинктивного поведения.
АСКЕТИЗМ (греч. азкеш — «образ жизни») — как правило, религиозное подвижничество, связанное с самоограничением, подавлением в себе чувственных влечений и желаний с целью нравственного совершенствования и возможности общения с божеством.
БЫТИЕ — философская категория, обозначающая существование, бытие в мире, реальность, существующую объективно.
ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. уегш — «истинный» и/асю — «делаю») — основной принцип неопозитивизма. Согласно 'ему научная достоверность синтетических предложений должна подтверждаться в эксперименте. Сложное синтетическое предложение должно быть сведено к элементарным предложениям, а последние сопоставляются с фактами (чувственными данными). Если мы можем сравнить предложение с чувственными данными или указать метод, с помощью которого можно это сделать, то данное предложение верифицируемо (проверяемо).
ВИРТУ — «доблесть», термин, употребляемый Пикколо Макиавелли для обозначения способности к деятельности, направляемой трезвым умом и волей, опирающейся на ум. И вособенности волей, стремящейся к осуществлению великих целей.
|
|
Словарь терминов
ГЕДОНИЗМ (греч. Неаопе. — «удовольствие») — этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо, удовольствия как высшую цель и основной мотив человеческого поведения.
ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. НеппепеиНке — «толкование»). Первоначально означала искусство истолкования текстов — толкования символов, иносказаний, произведений древних поэтов. Библии и т.п. Поэтому герменевтику называют теорией интерпретаций.
ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. рюш — «знание», «познание») — раздел философии, изучающий источники, формы и методы процесса познания, а также способности человека познавать действительность.
ДЕИЗМ (лат, аеш — «Бог») — рациональная или естественная религия, признающая существование Бога — творца мира, не участвующего в жизни природы и общества и поэтому являющаеся безличной первопричиной.
ДЕКОНСТРУКЦИЯ — термин, принятый в философии постмодернизма для обозначения метода к открытию настоящего смысла слов и явлений, того, что на самом деле они значат. Активно разрабатывался Деррида.
ДИАЛЕКТИКА (греч. Ша1екЧке — «искусство вести беседу, спор») — процесс развития чего-либо во всем многообразии его форм и во всей его противоречивости. Особый, метод мышления.
" ДИСКУРС (лат. <й$с«га(й — «довод, аргумент») — анализ совокупности высказываний, объективирующий содержание сознания. М. Фуко рассматривал дискурсы «как практики, которые систематически образуют объекты, о которых
они говорят».
ДИСКУРСИВНЫЙ — термин, использующийся в философии и обозначающий нечто логическое, рассудочное, понятийное, опосредованное в отличие от
чувственного, интуитивного, непосредственного.
ДОКТРИНА (лат. аосМпа — учение) — научная или философская теория. ИММАНЕНТНЫЙ (лат. ттапепз — пребывающий внутри) — свойство, • внутренне присущее предмету, процессу или явлению; то, что пребывает в самом себе, не переходя в нечто чуждое. По Иммануилу Канту, имманентное противоположно трансцендентному.
ИМПЕРАТИВ (лат. трегаНуех — «повелительный») — требование, приказ, закон. У Иммануила Канта в «Критике практического разума» — общезначимое
нравственное предписание.
ИНКАРНАЦИЯ — воплощение (души).
ИНТЕНЦИЯ (лат. МепЧо — намерение, тенденция, стремление) — в феноменологии — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. Понятие, означающее, что сознание есть всегда сознание о чем-либо.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (лат. т1епог ~ «внутренний») — формирование внутренней структуры психики через усвоение внешней социальной деятельности.,
ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. таЧопаГи — «неразумный») — философские концепции, противоположные рационализму. Они отрицают или ограничивают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное. Например, волю (волюнтаризм) или интуицию (интуитивизм),
инстинкт, бессознательное и т.п.
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ (лат. чгаЧопаЧз — «неразумный») — в философии — невыразимый в логических понятиях и суждениях, недоступный пониманию разума.
КАТОЛИЦИЗМ (греч. ка1Но1и — «повсюду»). Понятие католического появляется ок. 150 г. н.э. и свидетельствует о том, что исходящие от апостолов предания — это то, «что признается повсюду, всегда и всеми». Философия католициз-
Словарь терминов
ма (РЬПо50рЫа регептх), в настоящее время развивается неосхаластчкой и неото-мизмом.
КАТОЛИЧЕСКИЙ (греч. 1са1НоИ1сох — «всеобщий, всеохватывающий») — термин, относящийся к римско-католической церкви.
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - в учении К. Юнга наиболее архаичный слой психики, который сформировался в процессе эволюции человеческого сознания раньше, чем слой личного или индивидуально бессознательного. Коллективное бессознательное идентично у всех людей и, будучи по природе сверхличным, образует всеобщее основание душевной жизни каждого. Оно непосредственно связано с инстинктами, т.е. наследуемыми факторами.
|
|
КОММУНИЗМ (лат. соттшчз — «общий») — название различных концепций, в основе которых — отрицание частной собственности. В марксизме общественно-экономическая формация, которая в историческом процессе должна сменить капитализм.
КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ (лат. соп/екюпаГа — церковный, вероисповедный). Внутри христианской религии различают различные церковные конфессии: католическую, православную, протестантскую.
КОСМОГОНИЯ (греч. /акто^ота — «создание мира») — донаучное мифологическое или религиозное учение о возникновении мира и его развитии.
КОСМОЛОГИЯ (греч. 1со5тш — «порядок») — область науки, изучающая Вселенную как единое целое.
ЛИБИДО (лат. ИЫао — «влечение, желание») — одно из основных понятий психоанализа 3. Фрейда, означающее бессознательные сексуальные влечения (сексуальный инстинкт или сексуальная энергия). Либидо способно к вытеснению из психики и трансформации его (сублимации) в иные культурные формы проявления, например в деятельность в области науки, политики, искусства. К. Юнг в отличие от Фрейда рассматривал либидо в качестве психической энергии вообще.
МЕДИТАЦИЯ (лат. теаНаИо — «размышление») — интенсивное, проникающее вглубь размышление. Погружение умом в предмет, идею и т.д., достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание: как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и другое напряжение).
МЕТАФИЗИКА (греч. тей 1а рНузШа — «то, что за физикой») — первоначально название сочинения Аристотеля, которое в порядке издания следовало за его «Физикой». В истории философии этот термин часто употребляется как синоним философии. Метафизикой также называют философское учение о сверхчувственных, недоступных опыту принципах бытия. Различают спекулятивную метафизику, которая стремится толковать и выводить общую действительность исходя из высшего всеобщего принципа, и индуктивную метафизику, которая пытается нарисовать мировую картину посредством общего обозрения результатов всех частных наук. Предметом метафизики служат бытие, ничто, свобода, бессмертие. Бог, жизнь, сила, материя, истина, душа, становление, дух (мировой), природа.
|
|
МИРОВОЗЗРЕНИЕ (или миросозерцание) — один из главных элементов человеческого сознания. Мировоззрение — это отношение человека к миру и обобщенный взгляд на мир, т.е. индивидуальное мировосприятие, а также обусловленные этим убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
МИСТИКА (греч. тШ11са — «таинство») — учения, проповедующие таинственные, секретные знания, позволяющие добиваться особых результатов.
МИФ (греч. тЧНо! — «рассказ, предание») — миросозерцание, в котором отражены взгляды древнейших людей на явления природы и жизни, их религиозные и нравственные представления.
Словарь терминов
МОРАЛЬ (лат. тогаИ5 — «нравственный») — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью идейных норм, выраженных в понятиях добра, зла, справедливости, долга и т.п. Мораль изучается философской дисциплиной — этикой.
НИГИЛИЗМ (лат. мМ — «ничто») — позиция отрицания всех прежних духовных ценностей, моральных норм, традиций, культуры.
НОМИНАЛИЗМ (лат. поттаИз — «относящийся к названиям»). 1. Направление в средневековой схоластике, предлагающее одно из решений проблемы универсалий. Согласно номинализму реальностью обладают только отдельные единичные предметы и вещи, а универсалии или общее как отдельные реальности не существуют, но есть только имена вещей (чувственных феноменов). Сторонники крайнего номинализма считали, что общие понятия — лишь полезные фикции. Основатели — Росцелин из Компьеньи (1050—1123/1125) и Уильям Оккам (1300—1349/1350). 2. В широком смысле — учение, постулирующее отсутствие у общих понятий (универсалий) онтологического статуса. Названия существуют не сами по себе, как утверждается в реализме, но только в человеческом сознании.
НОУМЕН (греч. поитепоп — «размышлять») — в философии Иммануила Канта то, что не обнаруживается чувствами, но может быть представлено интеллектом, умопостигаемое.
ОБЪЕКТ (лат. оЬ/есШт — «предмет») — то, что противостоит субъекту, т.е. сознанию, как часть внешнего мира.
ОНТОЛОГИЯ (греч. ол/од — «сущее», /одо$ — «понятие», «разум») — философское учение о бытии как таковом, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. В философском смысле термин впервые стал употребляться немецким философм X. Вольфом (1679—1754), который подразумевал под онтологией метафизику бытия и вещей, являющуюся основой метафизики вообще.
ОТЧУЖДЕНИЕ — социальный процесс, в ходе которого труд человека и результаты его труда превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Процесс отчуждения труда и его продуктов от человека рассматривается К. Марксом. Концепции отчуждения развивают также Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, В.Ф. Гегель.
ПАНТЕИЗМ (греч. рап — «всё» и йеа$ — «Бог») — учение о том, что всё есть Бог: Вселенная и природа.
ПАРАДИГМА (греч. рагааеута — «пример», «образец») — в современной философии совокупность предпосылок, определяющих конкретное наунное исследование (знание) и признанных на данном этапе. Понятие парадигмы ввел Г. Бергман и широко использовал Т. Кун. Является синонимом к «научной картине мира».
ПАТРИСТИКА (лат. ра1ег — «отец») — теологические и религиозно-философские учения Отцов христианской церкви до VII в. н.э. Наиболее известные отцы церкви: Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Августин Блаженный, Иоанн Да-маскин и др.
ПЛЮРАЛИЗМ (лат. р1игаИз — «множественный») ~ философская позиция, согласно которой существуют несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания. Термин введен X. Вольфом в 1712 г. Широко используется в современной философии пост-
Словарь терминов
модернизма, в которой выражает идею одновременного сосуществования множества форм культуры и самоценных жизненных миров.
ПОЗИТИВИЗМ (лат. ропПуин — «положительный») — термин, введенный Опостом Коптом, одним из Основателей этого философского направления. Основная идея позитивизма заключается в том, что позитивное, т.е. конкретное знание может быть получено только как результат сугубо научного познания. Наука же согласно позитивизму не нуждается ни в какой стоящей над ней философии.
ПОСТМОДЕРНИЗМ (лат. рои! — «после», франц. тонете — «современный») — буквально означает «пост-современность». Согласно постмодернизму современная философия — это философия «после времени», в ситуации «завер- ^ шенности» истории (так как история — это всегда только прошлое). Это, в свою очередь, предполагает отказ от традиционных для философии тем и проблем. Постмодернистская философия совмещает противоположности и перестает вносить в мир жесткое системообразующее начало. Она выражается также в идее плюрализма, в неприятии социальных утопий, в развенчании иллюзий, которым подвержено массовое сознание.
ПРАВОСЛАВИЕ — одна из основных христианских конфессий, сформировавшаяся из восточной ветви христианства, с центром в Византии. В самостоятельную церковь оформилась после разделения церквей в 1054 г. Имеет некоторое отличие от католической Церкви в догматике и обрядности. Не имеет единого духовного центра и единого главы церкви. Существует 15 автокефальных «самостоятельных» православных церквей; Албанская, Александрийская, Американская, Антиохийская, Болгарская, Грузинская, Иерусалимская, Кипрская, Константинопольская, Румынская, Русская, Польская, Сербская, Чехословацкая, Элладская. Богослужения совершаются на национальных языках. На территории Российской Федерации Русская Православная Церковь имеет наибольшее влияние и число верующих.
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. ргоуЮепНа! — «провидение») — понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. /
ПРОТЕСТАНТИЗМ (лат. рго1ез1ап1к — «публично доказывающий») — одно из основных направлений христианства,, выделившееся из католической церкви в Западной Европе в XVI в., как протест против запрещения церковных реформ. Основатели-идеологи протестантского движения: М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин. Основное отличие от католицизма — в учении об оправдании христиан при помощи одной благодати, в отсутствии необходимости в посредниках между Богом и человеком и личной ответственности каждого христианина.
ПСИХОАНАЛИЗ — психологическое учение, разработанное 3. Фрейдом, а ^гакжс один из методов психотерапии. В центре изучения психоанализа — бессознательные процессы и мотивации человеческой личности.
РАЦИОНАЛИЗМ (лат. га1юпа1к — «разумный») — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Объективное, всеобщее и необходимое знание согласно рационализм достижимо только посредством разума, который одновременно является источником знания и критерием его истинности. Основатель рационализма — Рене Декарт.
РЕАЛИЗМ (лат. геаНз — «вещественный, действительный») — учение, где общие понятия или «универсалии», объединяющие предметы и выражающие их сущность, существуют объективно и независимо от самих предметов. Восходит к Платону, его придерживались Августин, Ансельм, Фома Аквинский. Главный представитель — Вильгельм из Шампо.
Словарь терминов
РЕНЕССАНС (франц. гепажапсе — «возрождение») — период в культурном и идейном развитии Западной Европы в XV—XVI вв. (в Италии — с XIV в.). Отличительные особенности периода — возвращение к идеалам античности, гуманизм и свободомыслие.
РЕФЛЕКСИЯ (лат. ге/1ехю — «обращение назад») — размышление, самонаблюдение человека, направленное на осмысление своих собственных действий.
СЕНСУАЛИЗМ (лат. жшш — «чувство») — направление в теории познания, в котором чувственность является главной формой достоверного познания.
СИНЕРГЕТИКА (греч. япе/ум — «вместе действующий») — теория самоорганизации (И. Пригожий, Г. Хаген). Возникла в 70-х гг. XX в. Изучает процессы перехода открытых неравновесных систем к упорядоченным формам организации, от хаоса к порядку.
СИНКРЕТИЗМ (греч. хуп/уеЧзтш — «соединение») — сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечивости друг другу.
СТРУКТУРАЛИЗМ (лат. 81тс1ига — «строение, порядок, связь») — философский метод, в основе которого лежит идея структуры как совокупности отношений и правил, касающихся ее элементов. Структурализм обращает внимание не на «бытие», а на «отношение». В первую очередь он пытается объяснить человека с позиции его отношений и взаимосвязей, его включенности в остальной мир.
СУБЪЕКТ (лат. зчЬ]ес1ш — «лежащий в основе») — индивид как носитель предметно-практической шил познавательной деятельности. Является источником активности, направленной на «объект», и противоположен ему по значению.
СУЩЕЕ — философская категория, обозначающая совокупность многообразных проявлений бытия (т.е. все то, что имеет бытие, что существует).
СУЩНОСТЬ — внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений. Сущность предмета постигается мышлением.
ТЕОГОНИЯ (греч. Леоз — «Бог», у)пе'ш — «рождение», т.е. «рождение богов») — древние мифы о происхождении богов. Например, произведение древнегреческого поэта Гесиода (VIII—VII вв. до н.э.) «Теогония».
ТЕОДИЦЕЯ (греч. Шео5 — «Бог», а1/се — «справедливость») — «богооправдание». Включает в себя религиозно-философские доктрины, стремящиеся согласовать идею всеблагого и всемогущего Бога с наличием зла и несправедливости в сотворенном им мире. Термин введен Г. В. Лейбницем в 1710 г.
ТЕОЛОГИЯ (греч. Леоз — «Бог», /одод — «учение») — учение о Боге, или богословие.
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (лат. /аЫ/!со — «подделываю») — принцип постпозитивизма, введенный К. Поппером, для выяснения принципиальной возможности эмпирического (опытного) опровержения того или иного положения. Он означает, что если какое-либо высказывание можно гипотетически опровергнуть, значит, оно сопоставимо с опытом и является научным.
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ (греч. е501еп1иа — «внутренний») — тайный, сокровенный, понятный лишь избранным.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (лат. ехяЯеяйо — «существование»),— одно из крупнейших направлений философии XX столетия. Основное понятие этой философии — экзистенция или человеческое существование. Согласно экзистенциализму личность как подлинная реальность не может быть сведена к какому-то одному аспекту — природному, социальному или духовному. Человек, несмотря на свою конечность существования, есть прежде всего возможность быть вообще. И в отличие от животных или растений человек как существо разумное сам реша-
С юварь терм иное
ет, кем ему быть. Экзистенциализм рассматривает человека как конечное существо. «заброшенное в мир» и постоянно находящееся в проблемных ситуациях.
ЭКЗОТЕРИЧЕСКИЙ (греч. ехо1еп!(05 — «внешний») — понятный всем, предназначенный не только для посвященных.
ЭКЛЕКТИКА или эклектизм (греч. еЫеШЛо^ — «выбирающий») — соединение разнородных, часто противоположных принципов, теорий и взглядов в одну более или менее связную философскую систему.
ЭМАНАЦИЯ (лат. етапаЧо — «истечение»). По учению неоплатоников и гностиков мир есть эманация божества.
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ — одно из направлений позитивизма. Термин введен Рихардом Авенариусом и буквально означает критику опыта.
ЭСТЕТИКА (греч. аеаЛет — «чувственное восприятие») — раздел философии, изучающий правила чувственности, а также ценностное отношение человека к миру и к сфере художественной деятельности людей.
ЭТИКА (греч. еЛоз — «привычка», «обычай») — раздел философии, изучающий мораль и нравственность людей.
ЯВЛЕНИЕ — философская категория, обозначающая то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.
Учебное издание Сизов Владимир Сергеевич ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Учебное пособие
Редактор О. В. Баканова Корректор Г.Д. Шаровка Художественный редактор И.С. Соколов Компьютерная верстка Ю.А. Кунашовой
Подписано в печать 24.10.2003. Формат 60х90'/1б. Печать офсетная. Гарнитура «Ньютон». Усл. печ. л. 14. Тираж 3000 экз. Заказ № 1921
Издательство «Экономистъ». 101000, г. Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1. Тел.: (095) 921-0067.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфкомбинат». 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93.