Словарь терминов. Абсолют (лат. А&ю/кйй— «безусловный», «неограниченный») — безуслов­ное, совершенное начало бытия

АБСОЛЮТ (лат. а&ю/кйй— «безусловный», «неограниченный») — безуслов­ное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий.

АГНОСТИЦИЗМ (греч. аукиЮх — «недоступный познанию») — философ­ское учений, согласно которому невозможно познание объективного мира и до­стижимость истины.

АДЕПТ (лат. ас1ер1и5 — «достигший», «приобретенный»). 1. Приверженец, последователь какого-либо учения или идеи. 2. Посвященный в тайны какого-либо учения или секты.

АКСИОЛОГИЯ (греч. ах1а — «ценность») — учение о ценностях.

АНТИНОМИЯ (греч. апИпонча — «конфликт законов»). Иммануил Кант употребляет этот термин как «неразрешимое структурное противоречие» между положениями, каждое из которых признается одинаково логически доказуемым.

АПОЛОГЕТИКА (греч, аро1оке41со5 — «защитительный»), раздел богословия, посвященный защите христианского учения от различных нападок.

АПОСТЕРИОРНЫЙ (лат. а ра,1епоп — «из последующего») — знание, при­обретенное опытным путем, основанное на опыте. Противоположно «априор­ному».

АПРИОРНЫЙ (лат. а рпоп — «из предшествующего») — знание, предшест­вующее опыту и независимое от него. Противоположно «апостериорному».

АРХЕТИП (греч. агсНе — «начало» и (уро5 — «образ») — прообраз, первичная форма, образец. У Юнга архетипы — это структурные элементы коллективного бессознательного, находящиеся в зародыше возможности всех психических про­цессов и переживаний. Коллективное бессознательное состоит из совокупности архетипов. Архетипы — это система установок или реакций на мир, или схемы инстинктивного поведения.

АСКЕТИЗМ (греч. азкеш — «образ жизни») — как правило, религиозное по­движничество, связанное с самоограничением, подавлением в себе чувственных влечений и желаний с целью нравственного совершенствования и возможности общения с божеством.

БЫТИЕ — философская категория, обозначающая существование, бытие в мире, реальность, существующую объективно.

ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. уегш — «истинный» и/асю — «делаю») — основ­ной принцип неопозитивизма. Согласно 'ему научная достоверность синтетичес­ких предложений должна подтверждаться в эксперименте. Сложное синтетичес­кое предложение должно быть сведено к элементарным предложениям, а последние сопоставляются с фактами (чувственными данными). Если мы можем сравнить предложение с чувственными данными или указать метод, с помощью которого можно это сделать, то данное предложение верифицируемо (проверяемо).

ВИРТУ — «доблесть», термин, употребляемый Пикколо Макиавелли для обозначения способности к деятельности, направляемой трезвым умом и волей, опирающейся на ум. И вособенности волей, стремящейся к осуществлению ве­ликих целей.

Словарь терминов

ГЕДОНИЗМ (греч. Неаопе. — «удовольствие») — этическая позиция, утверж­дающая наслаждение как высшее благо, удовольствия как высшую цель и основ­ной мотив человеческого поведения.

ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. НеппепеиНке — «толкование»). Первоначально озна­чала искусство истолкования текстов — толкования символов, иносказаний, про­изведений древних поэтов. Библии и т.п. Поэтому герменевтику называют тео­рией интерпретаций.

ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. рюш — «знание», «познание») — раздел философии, изучающий источники, формы и методы процесса познания, а также способнос­ти человека познавать действительность.

ДЕИЗМ (лат, аеш — «Бог») — рациональная или естественная религия, при­знающая существование Бога — творца мира, не участвующего в жизни природы и общества и поэтому являющаеся безличной первопричиной.

ДЕКОНСТРУКЦИЯ — термин, принятый в философии постмодернизма для обозначения метода к открытию настоящего смысла слов и явлений, того, что на самом деле они значат. Активно разрабатывался Деррида.

ДИАЛЕКТИКА (греч. Ша1екЧке — «искусство вести беседу, спор») — процесс развития чего-либо во всем многообразии его форм и во всей его противоречи­вости. Особый, метод мышления.

" ДИСКУРС (лат. <й$с«га(й — «довод, аргумент») — анализ совокупности вы­сказываний, объективирующий содержание сознания. М. Фуко рассматривал дискурсы «как практики, которые систематически образуют объекты, о которых

они говорят».

ДИСКУРСИВНЫЙ — термин, использующийся в философии и обозначаю­щий нечто логическое, рассудочное, понятийное, опосредованное в отличие от

чувственного, интуитивного, непосредственного.

ДОКТРИНА (лат. аосМпа — учение) — научная или философская теория. ИММАНЕНТНЫЙ (лат. ттапепз — пребывающий внутри) — свойство, • внутренне присущее предмету, процессу или явлению; то, что пребывает в самом себе, не переходя в нечто чуждое. По Иммануилу Канту, имманентное противо­положно трансцендентному.

ИМПЕРАТИВ (лат. трегаНуех — «повелительный») — требование, приказ, закон. У Иммануила Канта в «Критике практического разума» — общезначимое

нравственное предписание.

ИНКАРНАЦИЯ — воплощение (души).

ИНТЕНЦИЯ (лат. МепЧо — намерение, тенденция, стремление) — в фено­менологии — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. По­нятие, означающее, что сознание есть всегда сознание о чем-либо.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (лат. т1епог ~ «внутренний») — формирование внут­ренней структуры психики через усвоение внешней социальной деятельности.,

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. таЧопаГи — «неразумный») — философские кон­цепции, противоположные рационализму. Они отрицают или ограничивают воз­можности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное. Например, волю (волюнтаризм) или интуицию (интуитивизм),

инстинкт, бессознательное и т.п.

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ (лат. чгаЧопаЧз — «неразумный») — в философии — невыразимый в логических понятиях и суждениях, недоступный пониманию ра­зума.

КАТОЛИЦИЗМ (греч. ка1Но1и — «повсюду»). Понятие католического появля­ется ок. 150 г. н.э. и свидетельствует о том, что исходящие от апостолов преда­ния — это то, «что признается повсюду, всегда и всеми». Философия католициз-


Словарь терминов

ма (РЬПо50рЫа регептх), в настоящее время развивается неосхаластчкой и неото-мизмом.

КАТОЛИЧЕСКИЙ (греч. 1са1НоИ1сох — «всеобщий, всеохватывающий») — термин, относящийся к римско-католической церкви.

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - в учении К. Юнга наиболее ар­хаичный слой психики, который сформировался в процессе эволюции человечес­кого сознания раньше, чем слой личного или индивидуально бессознательного. Коллективное бессознательное идентично у всех людей и, будучи по природе сверхличным, образует всеобщее основание душевной жизни каждого. Оно непо­средственно связано с инстинктами, т.е. наследуемыми факторами.

КОММУНИЗМ (лат. соттшчз — «общий») — название различных концеп­ций, в основе которых — отрицание частной собственности. В марксизме обще­ственно-экономическая формация, которая в историческом процессе должна сменить капитализм.

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ (лат. соп/екюпаГа — церковный, вероисповед­ный). Внутри христианской религии различают различные церковные конфес­сии: католическую, православную, протестантскую.

КОСМОГОНИЯ (греч. /акто^ота — «создание мира») — донаучное мифоло­гическое или религиозное учение о возникновении мира и его развитии.

КОСМОЛОГИЯ (греч. 1со5тш — «порядок») — область науки, изучающая Вселенную как единое целое.

ЛИБИДО (лат. ИЫао — «влечение, желание») — одно из основных понятий психоанализа 3. Фрейда, означающее бессознательные сексуальные влечения (сек­суальный инстинкт или сексуальная энергия). Либидо способно к вытеснению из психики и трансформации его (сублимации) в иные культурные формы проявле­ния, например в деятельность в области науки, политики, искусства. К. Юнг в от­личие от Фрейда рассматривал либидо в качестве психической энергии вообще.

МЕДИТАЦИЯ (лат. теаНаИо — «размышление») — интенсивное, проникаю­щее вглубь размышление. Погружение умом в предмет, идею и т.д., достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеи­вающих внимание: как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмо­циональное и другое напряжение).

МЕТАФИЗИКА (греч. тей 1а рНузШа — «то, что за физикой») — первоначаль­но название сочинения Аристотеля, которое в порядке издания следовало за его «Физикой». В истории философии этот термин часто употребляется как синоним философии. Метафизикой также называют философское учение о сверхчувствен­ных, недоступных опыту принципах бытия. Различают спекулятивную метафизи­ку, которая стремится толковать и выводить общую действительность исходя из высшего всеобщего принципа, и индуктивную метафизику, которая пытается на­рисовать мировую картину посредством общего обозрения результатов всех част­ных наук. Предметом метафизики служат бытие, ничто, свобода, бессмертие. Бог, жизнь, сила, материя, истина, душа, становление, дух (мировой), природа.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ (или миросозерцание) — один из главных элементов че­ловеческого сознания. Мировоззрение — это отношение человека к миру и обоб­щенный взгляд на мир, т.е. индивидуальное мировосприятие, а также обуслов­ленные этим убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

МИСТИКА (греч. тШ11са — «таинство») — учения, проповедующие таинст­венные, секретные знания, позволяющие добиваться особых результатов.

МИФ (греч. тЧНо! — «рассказ, предание») — миросозерцание, в котором от­ражены взгляды древнейших людей на явления природы и жизни, их религиоз­ные и нравственные представления.

Словарь терминов

МОРАЛЬ (лат. тогаИ5 — «нравственный») — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Один из основных способов регуля­ции действий человека в обществе с помощью идейных норм, выраженных в по­нятиях добра, зла, справедливости, долга и т.п. Мораль изучается философской дисциплиной — этикой.

НИГИЛИЗМ (лат. мМ — «ничто») — позиция отрицания всех прежних ду­ховных ценностей, моральных норм, традиций, культуры.

НОМИНАЛИЗМ (лат. поттаИз — «относящийся к названиям»). 1. Направ­ление в средневековой схоластике, предлагающее одно из решений проблемы универсалий. Согласно номинализму реальностью обладают только отдельные единичные предметы и вещи, а универсалии или общее как отдельные реальнос­ти не существуют, но есть только имена вещей (чувственных феноменов). Сто­ронники крайнего номинализма считали, что общие понятия — лишь полезные фикции. Основатели — Росцелин из Компьеньи (1050—1123/1125) и Уильям Оккам (1300—1349/1350). 2. В широком смысле — учение, постулирующее отсут­ствие у общих понятий (универсалий) онтологического статуса. Названия суще­ствуют не сами по себе, как утверждается в реализме, но только в человеческом сознании.

НОУМЕН (греч. поитепоп — «размышлять») — в философии Иммануила Канта то, что не обнаруживается чувствами, но может быть представлено интел­лектом, умопостигаемое.

ОБЪЕКТ (лат. оЬ/есШт — «предмет») — то, что противостоит субъекту, т.е. сознанию, как часть внешнего мира.

ОНТОЛОГИЯ (греч. ол/од — «сущее», /одо$ — «понятие», «разум») — фило­софское учение о бытии как таковом, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. В философском смысле тер­мин впервые стал употребляться немецким философм X. Вольфом (1679—1754), который подразумевал под онтологией метафизику бытия и вещей, являющуюся основой метафизики вообще.

ОТЧУЖДЕНИЕ — социальный процесс, в ходе которого труд человека и ре­зультаты его труда превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Процесс отчуждения труда и его продуктов от человека рассматривается К. Марксом. Концепции отчуждения развивают также Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, В.Ф. Гегель.

ПАНТЕИЗМ (греч. рап — «всё» и йеа$ — «Бог») — учение о том, что всё есть Бог: Вселенная и природа.

ПАРАДИГМА (греч. рагааеута — «пример», «образец») — в современной философии совокупность предпосылок, определяющих конкретное наунное ис­следование (знание) и признанных на данном этапе. Понятие парадигмы ввел Г. Бергман и широко использовал Т. Кун. Является синонимом к «научной кар­тине мира».

ПАТРИСТИКА (лат. ра1ег — «отец») — теологические и религиозно-фило­софские учения Отцов христианской церкви до VII в. н.э. Наиболее известные отцы церкви: Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Василий Вели­кий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Августин Блаженный, Иоанн Да-маскин и др.

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. р1игаИз — «множественный») ~ философская позиция, согласно которой существуют несколько или множество независимых и несводи­мых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания. Термин вве­ден X. Вольфом в 1712 г. Широко используется в современной философии пост-


Словарь терминов

модернизма, в которой выражает идею одновременного сосуществования множе­ства форм культуры и самоценных жизненных миров.

ПОЗИТИВИЗМ (лат. ропПуин — «положительный») — термин, введенный Опостом Коптом, одним из Основателей этого философского направления. Ос­новная идея позитивизма заключается в том, что позитивное, т.е. конкретное знание может быть получено только как результат сугубо научного познания. Наука же согласно позитивизму не нуждается ни в какой стоящей над ней фило­софии.

ПОСТМОДЕРНИЗМ (лат. рои! — «после», франц. тонете — «современ­ный») — буквально означает «пост-современность». Согласно постмодернизму современная философия — это философия «после времени», в ситуации «завер- ^ шенности» истории (так как история — это всегда только прошлое). Это, в свою очередь, предполагает отказ от традиционных для философии тем и проблем. Постмодернистская философия совмещает противоположности и перестает вно­сить в мир жесткое системообразующее начало. Она выражается также в идее плюрализма, в неприятии социальных утопий, в развенчании иллюзий, которым подвержено массовое сознание.

ПРАВОСЛАВИЕ — одна из основных христианских конфессий, сформиро­вавшаяся из восточной ветви христианства, с центром в Византии. В самостоя­тельную церковь оформилась после разделения церквей в 1054 г. Имеет некото­рое отличие от католической Церкви в догматике и обрядности. Не имеет единого духовного центра и единого главы церкви. Существует 15 автокефальных «само­стоятельных» православных церквей; Албанская, Александрийская, Американ­ская, Антиохийская, Болгарская, Грузинская, Иерусалимская, Кипрская, Кон­стантинопольская, Румынская, Русская, Польская, Сербская, Чехословацкая, Элладская. Богослужения совершаются на национальных языках. На территории Российской Федерации Русская Православная Церковь имеет наибольшее влия­ние и число верующих.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. ргоуЮепНа! — «провидение») — понимание ис­тории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения чело­века. /

ПРОТЕСТАНТИЗМ (лат. рго1ез1ап1к — «публично доказывающий») — одно из основных направлений христианства,, выделившееся из католической церкви в Западной Европе в XVI в., как протест против запрещения церковных реформ. Основатели-идеологи протестантского движения: М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин. Основное отличие от католицизма — в учении об оправдании хрис­тиан при помощи одной благодати, в отсутствии необходимости в посредниках между Богом и человеком и личной ответственности каждого христианина.

ПСИХОАНАЛИЗ — психологическое учение, разработанное 3. Фрейдом, а ^гакжс один из методов психотерапии. В центре изучения психоанализа — бессо­знательные процессы и мотивации человеческой личности.

РАЦИОНАЛИЗМ (лат. га1юпа1к — «разумный») — философское направле­ние, признающее разум основой познания и поведения людей. Объективное, все­общее и необходимое знание согласно рационализм достижимо только посредст­вом разума, который одновременно является источником знания и критерием его истинности. Основатель рационализма — Рене Декарт.

РЕАЛИЗМ (лат. геаНз — «вещественный, действительный») — учение, где общие понятия или «универсалии», объединяющие предметы и выражающие их сущность, существуют объективно и независимо от самих предметов. Восходит к Платону, его придерживались Августин, Ансельм, Фома Аквинский. Главный представитель — Вильгельм из Шампо.

Словарь терминов

РЕНЕССАНС (франц. гепажапсе — «возрождение») — период в культурном и идейном развитии Западной Европы в XV—XVI вв. (в Италии — с XIV в.). От­личительные особенности периода — возвращение к идеалам античности, гума­низм и свободомыслие.

РЕФЛЕКСИЯ (лат. ге/1ехю — «обращение назад») — размышление, самона­блюдение человека, направленное на осмысление своих собственных действий.

СЕНСУАЛИЗМ (лат. жшш — «чувство») — направление в теории познания, в котором чувственность является главной формой достоверного познания.

СИНЕРГЕТИКА (греч. япе/ум — «вместе действующий») — теория самоор­ганизации (И. Пригожий, Г. Хаген). Возникла в 70-х гг. XX в. Изучает процессы перехода открытых неравновесных систем к упорядоченным формам организа­ции, от хаоса к порядку.

СИНКРЕТИЗМ (греч. хуп/уеЧзтш — «соединение») — сочетание разнород­ных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутрен­него единства и непротиворечивости друг другу.

СТРУКТУРАЛИЗМ (лат. 81тс1ига — «строение, порядок, связь») — философ­ский метод, в основе которого лежит идея структуры как совокупности отноше­ний и правил, касающихся ее элементов. Структурализм обращает внимание не на «бытие», а на «отношение». В первую очередь он пытается объяснить человека с позиции его отношений и взаимосвязей, его включенности в остальной мир.

СУБЪЕКТ (лат. зчЬ]ес1ш — «лежащий в основе») — индивид как носитель предметно-практической шил познавательной деятельности. Является источни­ком активности, направленной на «объект», и противоположен ему по значению.

СУЩЕЕ — философская категория, обозначающая совокупность многооб­разных проявлений бытия (т.е. все то, что имеет бытие, что существует).

СУЩНОСТЬ — внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений. Сущность предмета постигается мышлением.

ТЕОГОНИЯ (греч. Леоз — «Бог», у)пе'ш — «рождение», т.е. «рождение богов») — древние мифы о происхождении богов. Например, произведение древ­негреческого поэта Гесиода (VIII—VII вв. до н.э.) «Теогония».

ТЕОДИЦЕЯ (греч. Шео5 — «Бог», а1/се — «справедливость») — «богооправда­ние». Включает в себя религиозно-философские доктрины, стремящиеся согласо­вать идею всеблагого и всемогущего Бога с наличием зла и несправедливости в сотворенном им мире. Термин введен Г. В. Лейбницем в 1710 г.

ТЕОЛОГИЯ (греч. Леоз — «Бог», /одод — «учение») — учение о Боге, или бо­гословие.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (лат. /аЫ/!со — «подделываю») — принцип постпози­тивизма, введенный К. Поппером, для выяснения принципиальной возможности эмпирического (опытного) опровержения того или иного положения. Он означа­ет, что если какое-либо высказывание можно гипотетически опровергнуть, зна­чит, оно сопоставимо с опытом и является научным.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ (греч. е501еп1иа — «внутренний») — тайный, сокровен­ный, понятный лишь избранным.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (лат. ехяЯеяйо — «существование»),— одно из круп­нейших направлений философии XX столетия. Основное понятие этой филосо­фии — экзистенция или человеческое существование. Согласно экзистенциализ­му личность как подлинная реальность не может быть сведена к какому-то одному аспекту — природному, социальному или духовному. Человек, несмотря на свою конечность существования, есть прежде всего возможность быть вообще. И в отличие от животных или растений человек как существо разумное сам реша-


С юварь терм иное

ет, кем ему быть. Экзистенциализм рассматривает человека как конечное сущест­во. «заброшенное в мир» и постоянно находящееся в проблемных ситуациях.

ЭКЗОТЕРИЧЕСКИЙ (греч. ехо1еп!(05 — «внешний») — понятный всем, предназначенный не только для посвященных.

ЭКЛЕКТИКА или эклектизм (греч. еЫеШЛо^ — «выбирающий») — соедине­ние разнородных, часто противоположных принципов, теорий и взглядов в одну более или менее связную философскую систему.

ЭМАНАЦИЯ (лат. етапаЧо — «истечение»). По учению неоплатоников и гностиков мир есть эманация божества.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ — одно из направлений позитивизма. Термин введен Рихардом Авенариусом и буквально означает критику опыта.

ЭСТЕТИКА (греч. аеаЛет — «чувственное восприятие») — раздел филосо­фии, изучающий правила чувственности, а также ценностное отношение челове­ка к миру и к сфере художественной деятельности людей.

ЭТИКА (греч. еЛоз — «привычка», «обычай») — раздел философии, изучаю­щий мораль и нравственность людей.

ЯВЛЕНИЕ — философская категория, обозначающая то или иное обнаруже­ние предмета, внешней формы его существования.

Учебное издание Сизов Владимир Сергеевич ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Учебное пособие

Редактор О. В. Баканова Корректор Г.Д. Шаровка Художественный редактор И.С. Соколов Компьютерная верстка Ю.А. Кунашовой

Подписано в печать 24.10.2003. Формат 60х90'/1б. Печать офсетная. Гарнитура «Ньютон». Усл. печ. л. 14. Тираж 3000 экз. Заказ № 1921

Издательство «Экономистъ». 101000, г. Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1. Тел.: (095) 921-0067.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфкомбинат». 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: