double arrow

Учение об этногенезе Л.Н. Гумилева


Лев Николаевич Гумилев (1912—1992) является выдающимся рус­ским ученым-мыслителем, историком, этнологом и географом. Он сын двух знаменитых русских поэтов — Николая Гумилева и Анны ^ Ахматовой. В советское время был репрессирован: трижды подвер­гался аресту, ему даже выносили смертный приговор, который впо­следствии был заменен ссылкой.

Человеческая история — это история народов. Гумилев представ­лял всю человеческую историю как историю народов, которая состо­ит из закономерной смены империй и царств, вер и традиций. Весь исторический процесс характеризуется тремя параметрами: 1) про­странством, т.е. территорией обитания того или иного народа, кото­рое ученый называл еще «кормящий» и «вмещающий» ландшафт;

2) временем, или временными координатами, так как каждое истори­ческое событие происходит не только где-то, но и когда-то; 3) при­сутствием в биосфере Земли этносов (от греч. еЛпоз — народ), так как «этносы, существующие в пространстве и времени, и есть дейст­вующие лица в театре истории». Именно в рамках этносов, контак­тирующих друг с другом, творится история, поскольку каждый исто­рический факт есть достояние жизни конкретного народа.

Кормящий ландшафт как основная причина отличия этносов. Гуми­лев считал, что пространство, в рамках которого живет народ, являет­ся одной из главных причин, формирующих его отличия от других народов. Каждый этнос, чтобы жить на Земле, должен адаптировать­ся (приспособиться) к условиям ландшафта, в пределах которого ему приходится жить. Члены этноса могут приспособиться к нему, только изменяя свое поведение, усваивая какие-то специфические правила поведения — стереотипы. Усвоенные стереотипы становятся истори­ческой традицией и составляют основное отличие членов одного эт­носа от другого.

Возникновение новых этносов, пассионарность. Гумилева волновал вопрос о том, как вообще возникают новые этносы и существуют ли общие закономерности их развития или этногенеза. Начало этого процесса он связывал с механизмом генетической мутации внутри того или иного народа, вследствие которого возникает этнический «толчок». В результате такого «толчка» внутри этноса образуется не-


Раздел VIII. Русская философия

которое количество людей, обладающих повышенной тягой к дейст­вию или, в терминологии Гумилева, пассионарностью (от лат. раз-зю — страдание, страсть). Людей с признаками пассионарности, или энергоизбыточности, он называет пассионариями.

Пассионарии стремятся изменить окружающую их действитель­ность, поскольку обладают повышенной способностью к преодоле­нию трудностей и напряжений за счет избытка у них особой биохи­мической энергии. Они вкладывают свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками, вырабатывают новые стереотипы поведения и навязывают их всем остальным, создавая, таким образом, новый этнос.

Эволюция этносов (этногенез). Уровень пассионарности в этносе не остается неизменным. Этнос, возникнув, проходит ряд законо­мерных фаз развития, которые можно уподобить различным возрас­там человека. Продолжительность жизни этноса, как правило, со­ставляет 1500 лет, если она не прерывается агрессией других народов. Первая фаза этногенеза — пассионарный подъем этноса, вызванный пассионарным толчком. Вторая фаза — акматическая, в которой проявляется наибольшая пассионарность этноса. В это время в этно­се появляется наибольшее количество людей, желающих независи­мости от кого бы то ни было, способных к жертвенности, стремя­щихся к достижению идеалов победы. Третья — фаза надлома. Пассионарный заряд этноса сокращается, так как этот и предыдущий периоды сопровождаются внутренними междоусобицами, кровопро­литным соперничеством и гражданскими войнами. Фаза надлома проходит с огромным рассеиванием энергии, кристаллизующейся в памятниках культуры и искусства. Четвертая фаза — инерционная. Этнос живет «по инерции» благодаря приобретенным ценностям. Вновь идет взаимное подчинение друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ. Пятая фаза — обскурация. Пассионарность иссякает и ведущее поло­жение в обществе занимают субпассионарии — люди с пониженной пассионарностью, вялые и эгоистичные. Они стремятся уничтожить беспокойных пассионариев, а также трудолюбивых гармоничных людей. Процессы распада в этносоциальной системе становятся не­обратимыми. Последняя фаза этногенеза — мемориальная — наступа­ет после того, как субпассионарии растратят все, что было накоплено предыдущими поколениями этноса, и им остается лишь память о своей исторической традиции. «Затем исчезает и память: приходит время равновесия с природой (гомеостаза), когда люди живут в гар­монии с родным ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой».

Тема 29. Оригинальная философская мысль в России советского периода 213


Сейчас читают про: