Лев Николаевич Гумилев (1912—1992) является выдающимся русским ученым-мыслителем, историком, этнологом и географом. Он сын двух знаменитых русских поэтов — Николая Гумилева и Анны ^ Ахматовой. В советское время был репрессирован: трижды подвергался аресту, ему даже выносили смертный приговор, который впоследствии был заменен ссылкой.
Человеческая история — это история народов. Гумилев представлял всю человеческую историю как историю народов, которая состоит из закономерной смены империй и царств, вер и традиций. Весь исторический процесс характеризуется тремя параметрами: 1) пространством, т.е. территорией обитания того или иного народа, которое ученый называл еще «кормящий» и «вмещающий» ландшафт;
2) временем, или временными координатами, так как каждое историческое событие происходит не только где-то, но и когда-то; 3) присутствием в биосфере Земли этносов (от греч. еЛпоз — народ), так как «этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории». Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, поскольку каждый исторический факт есть достояние жизни конкретного народа.
|
|
Кормящий ландшафт как основная причина отличия этносов. Гумилев считал, что пространство, в рамках которого живет народ, является одной из главных причин, формирующих его отличия от других народов. Каждый этнос, чтобы жить на Земле, должен адаптироваться (приспособиться) к условиям ландшафта, в пределах которого ему приходится жить. Члены этноса могут приспособиться к нему, только изменяя свое поведение, усваивая какие-то специфические правила поведения — стереотипы. Усвоенные стереотипы становятся исторической традицией и составляют основное отличие членов одного этноса от другого.
Возникновение новых этносов, пассионарность. Гумилева волновал вопрос о том, как вообще возникают новые этносы и существуют ли общие закономерности их развития или этногенеза. Начало этого процесса он связывал с механизмом генетической мутации внутри того или иного народа, вследствие которого возникает этнический «толчок». В результате такого «толчка» внутри этноса образуется не-
Раздел VIII. Русская философия
которое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию или, в терминологии Гумилева, пассионарностью (от лат. раз-зю — страдание, страсть). Людей с признаками пассионарности, или энергоизбыточности, он называет пассионариями.
Пассионарии стремятся изменить окружающую их действительность, поскольку обладают повышенной способностью к преодолению трудностей и напряжений за счет избытка у них особой биохимической энергии. Они вкладывают свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками, вырабатывают новые стереотипы поведения и навязывают их всем остальным, создавая, таким образом, новый этнос.
|
|
Эволюция этносов (этногенез). Уровень пассионарности в этносе не остается неизменным. Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, которые можно уподобить различным возрастам человека. Продолжительность жизни этноса, как правило, составляет 1500 лет, если она не прерывается агрессией других народов. Первая фаза этногенеза — пассионарный подъем этноса, вызванный пассионарным толчком. Вторая фаза — акматическая, в которой проявляется наибольшая пассионарность этноса. В это время в этносе появляется наибольшее количество людей, желающих независимости от кого бы то ни было, способных к жертвенности, стремящихся к достижению идеалов победы. Третья — фаза надлома. Пассионарный заряд этноса сокращается, так как этот и предыдущий периоды сопровождаются внутренними междоусобицами, кровопролитным соперничеством и гражданскими войнами. Фаза надлома проходит с огромным рассеиванием энергии, кристаллизующейся в памятниках культуры и искусства. Четвертая фаза — инерционная. Этнос живет «по инерции» благодаря приобретенным ценностям. Вновь идет взаимное подчинение друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ. Пятая фаза — обскурация. Пассионарность иссякает и ведущее положение в обществе занимают субпассионарии — люди с пониженной пассионарностью, вялые и эгоистичные. Они стремятся уничтожить беспокойных пассионариев, а также трудолюбивых гармоничных людей. Процессы распада в этносоциальной системе становятся необратимыми. Последняя фаза этногенеза — мемориальная — наступает после того, как субпассионарии растратят все, что было накоплено предыдущими поколениями этноса, и им остается лишь память о своей исторической традиции. «Затем исчезает и память: приходит время равновесия с природой (гомеостаза), когда люди живут в гармонии с родным ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой».
Тема 29. Оригинальная философская мысль в России советского периода 213