| Отпускная цена предприятия изготовителя | Себестоимость продукции |
| Прибыль, рассчитанная исходя из предполагаемой нормы рентабельности | |
| Акциз (в том случае если товар является подакцизным) | |
| Налог на добавленную стоимость (НДС) |
Процесс ценообразования на предприятии
Процедура формирования цены на предприятии является сложным и многоэтапным процессом, состоящим из следующих этапов:
Этап 1. Изучение рынка сбыта продукции:
- изучение характера конкуренции на рынке;
- выделение основных конкурентов;
- изучение уровня платежеспособного спроса.
Этап 2. Выбор цели ценообразования:
- «максимизация прибыли»;
- «выживаемость на рынке»;
- «удержание определенного сегмента рынка».
Этап 3. Анализ спроса:
- характер спроса на продукцию;
- чувствительность покупателей к уровню цены;
- тип товара, с точки зрения, эластичности спроса по доходу.
Этап 4. Анализ себестоимости продукции:
- верхний уровень цены определяется платежеспособным спросом;
- нижний уровень цены определяется себестоимостью;
- удельный вес постоянных и переменных издержек в себестоимости;
- коэффициент валовой или маржинальной прибыли.
Этап 5. Анализ налоговой политики:
- косвенные налоги в цене;
- удельный вес налогов и др. обязательных платежей в цене;
- налогообложение прибыли (общереспубликанские и местные налоги).
Этап 6. Анализ цен конкурентов:
- отличительные особенности товара;
- достоинства и недостатки товаров конкурентов по сравнению с данным товаром;
- цены на товары конкурентов.
Этап 7. Выбор метода ценообразования:
- методы, основанные на издержках производства (затратный, агрегатный, метод структурной аналогии);
- методы, ориентированные на качество и потребительские свойства продукции (метод удельных показателей, балловый, корреляционно-регрессионный);
- методы, основанные на анализе уровня конкуренции (метод ощущаемой ценности товара, следования за лидером, торгов (тендеров)).
Этап 8. Выбор ценовой стратегии и политики: определение ценовой стратегии и политики предприятия на данном рынке или сегменте рынка.
Этап 9. Учет психологических факторов:
- местоположение, уровень обслуживания;
- психологический уровень цены.
Этап 10. Установление окончательной цены: устанавливается цена, соответствующая ценовому образу фирмы и ее ценовой политике.






