Косвенное регулирование – меры, воздействующие на спрос и предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности, и не затрагивающие напрямую уровень цены | Прямое регулирование – осуществляется путем введения регулируемых цен |
– антимонопольное законодательство; – поддержка малого предпринимательства; – разгосударствление и приватизация; – снижение бюджетного дефицита; – налоговая политика; – дотации и субсидии и другие. | – фиксированных цен; – предельных максимальных уровней цен; – предельных минимальных (защитных) цен; – предельных уровней рентабельности на отдельные группы, виды продукции или продукцию отдельных отраслей; – фиксированных, предельных надбавок (наценок), скидок в оптовом и розничном звеньях; – определенных правил или условий определения и применения цен; – декларирования цен. |
Рассмотрим подробней некоторые инструменты ценовой политики.
Наибольшее распространение получила политика «ценового потолка», используемая в монополизированных отраслях (электроэнергетика, нефтегазовая промышленность), в кризисных ситуациях при установлении цен на социально-значимую продукцию (хлеб, молочные продукты). Устанавливая максимальную цену ниже равновесного уровня, государство создает ряд проблем в экономике (также как и при фиксировании цены ниже равновесного уровня), так как формируется рынок продавца, диктующего свои условия покупателям. Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в условиях равновесия.
|
|
Политика «ценового пола» используется обычно в интересах мелких фирм с целью не допущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции, что характерно для рынка сельхозпродукции. При этом формируется рынок покупателя, образуются излишки продукции, которые государство вынуждено скупать и каким-то образом использовать (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке, оказывать гуманитарную помощь). Уровень потребления при такой политике оказывается ниже возможного равновесного уровня.
Политика «коридора цен» заключается в том, что устанавливаются два предела цен: верхний (максимальный) и нижний (минимальный). Цены одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены.
Фиксированная цена – это регулируемая цена, устанавливаемая органами ценообразования в твердо выраженной денежной величине.
Так, например, Совету Министров Республики Беларусь дано право регулировать цены:
- на коммунальные услуги, оказываемые населению; плату за пользование и техническое обслуживание жилых помещений;
|
|
- закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую для государственных нужд; работы по известкованию кислых почв;
- продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному заказу; продукцию, поставляемую в страны СНГ по межправительственным соглашениям;
- древесину, отпускаемую на корню.
Поскольку существует государственное регулирование цен должен осуществляться и государственный контроль за ценами. Он имеет важное значение, так как нарушение дисциплины цен ведет к необоснованному получению прибыли.
В числе основных задач органов контроля выступают социально-экономический анализ и экспертиза формирования цен, их экономическая обоснованность, с точки зрения отражения затрат, прибыли, налогов, качества продукции; профилактика нарушений дисциплины цен. Органы контроля дают субъектам хозяйствования обязательные для исполнения указания об устранении нарушений дисциплины цен, порождающих их причин и условий, принимают решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов в соответствии с законодательством.
Государственный контроль за ценообразованием осуществляется в тесном взаимодействии с Комитетом государственного контроля, Прокуратурой, Государственным налоговым комитетом и Министерством финансов.
Может осуществляться также общественный контроль за соблюдением прав потребителя в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей со стороны общественных объединений потребителей.
Должностные лица органов контроля имеют право принимать решения о применении к субъектам хозяйствования экономических санкций и штрафов за несоблюдение порядка установления и применения цен согласно действующему законодательству. Право предъявления экономических санкций за нарушение дисциплины цен предоставлено также органам Комитета государственного контроля Республики Беларусь.