Прибыль: сущность, функции, виды, распределение

В процессе осуществления своей уставной деятельности субъекты хозяйствования несут определенные затраты и получают доходы.

Доход – денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности.

Большая часть денежных доходов организаций формируется за счет выручки от реализации товаров (продукции, работ, услуг).

Выручка от реализации – денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров (продукции, работ, услуг) по ценам, тарифам в соответствии с договорами.

Выручка от реализации включает следующие составляющие:

- Средства на возмещение затрат организации (себестоимость).

- Денежные накопления организации (прибыль).

- Налоги и отчисления из выручки (налоги косвенные).

В конце отчетного периода производится подведение итогов – выводится финансовый результат. Это может быть как прибыль (превышение доходов над расходами), так и убыток (превышение расходов над доходами).

Прибыль – положительный финансовый результат предприятия. Прибыль не является гарантированным доходом предприятия, но ее наличие свидетельствует об эффективной работе предприятия. Прибыль характеризует экономический эффект, получаемый в результате хозяйственной деятельности предприятия. Заметим, что прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая освобождена от затрат на осуществление этой деятельности.

Роль прибыли:

- главная цель предпринимательской деятельности;

- база экономического развития государства;

- критерий эффективности в конкретной производственной деятельности;

- основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих развитие организации;

- главный источник возрастания рыночной стоимости организации (рыночной стоимости активов, дохода);

- важнейший источник удовлетворения социальных потребностей общества;

- основной защитный механизм от угрозы банкротства организации.

Функции прибыли:

1. Инвестиционная – ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений.

2. Результативная – полученная прибыль выступает соизмерителем деятельности предприятия.

3. Финансирующая – часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования.

4. Стимулирующая – часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала.

При распределении прибыли следует руководствоваться рядом принципов:

1. Прибыль, полученная предприятием в результате производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятием.

2. Прибыль для государства поступает в бюджет в виде налогов и сборов. Состав налогов, ставки, порядок исчисления, сроки взносов в бюджет устанавливаются законодательством.

3. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопления, которые обеспечат его дальнейшее развитие, во вторую – на потребление и финансирование других расходов.

Методика распределения прибыли представлена на рисунке 11.1.

Рис. 11.1. Формирование и распределение прибыли на предприятии

Прибыль отчетного периода – прибыль от обычных видов деятельности, финансовый результат от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

Прибыль отчетного периода формируется из трех источников:

1. Прибыль от реализации продукции – разность между выручкой от реализации и издержками производства реализованной продукции, суммами налогов, сборов и отчислений.

2. Прибыль от операционной деятельности – операционные доходы за минусом операционных расходов.

Операционные доходы:

– доход от аренды имущества;

– доход от операционной разницы курса;

– доход от реализации оборотных активов (кроме финансовых инвестиций);

– возмещение ранее списанных активов.

Операционные расходы:

– административные расходы (связаны с управлением и обслуживанием предприятия), не заложенные в себестоимость;

– расходы на сбыт (хранение, реклама и доставка), не заложенные в себестоимость;

– прочие операционные расходы (безнадежные долги, потери от операционной разницы курса, потери от обесценивания запасов, наложение экономических санкций).

3. Прибыль от внереализационной деятельности – внереализационные доходы за вычетом внереализационных расходов.

Внереализационные доходы:

– доход от совместной деятельности предприятия;

– процент по приобретенным акциям;

– штрафы, которые выплачиваются другими организациями за нарушение договорных обязательств;

– доходы от владения долговыми обязательствами.

Внереализационные расходы:

– штрафы или иные санкции, выплачиваемые предприятием.

Прибыль отчетного периода распределяется по трем направлениям: часть идет на льготируемую прибыль, часть на налогооблагаемую, а также из прибыли отчетного периода выплачивается налог на недвижимость.

Налогооблагаемая прибыль – прибыль, определяемая для расчета налогов.

Льготируемая прибыль – прибыль, освобождаемая от уплаты налога на прибыль (та часть прибыли, которая направляется на развитие предприятия – закупка нового оборудования, внедрение новой технологии или методики управления и т.п.).

Из налогооблагаемой прибыли выплачиваются налог на прибыль, сбор на развитие территорий, штрафные санкции в бюджет и внебюджетные государственные фонды, экологический налог за превышение лимитов выбросов, отчисления в благотворительные фонды.

С 1.01.2010 г. в соответствии с налоговым кодексом РБ налог на прибыль взимается отдельно с налогооблагаемой прибыли и отдельно с дивидендов и приравниваемых к ним доходов (включены во внереализационные доходы):

– с валовой прибыли – 24 %;

– с дивидендов – 12 % (налог на доходы).

Оставшаяся после всех перечисленных выплат прибыль называется нераспределенной (чистой).

Из нераспределенной прибыли выплачиваются дивиденды собственникам предприятия и оставшаяся часть прибыль распределяется по фондам: фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд.

Фонд накопления – денежные средства данного фонда направляются на развитие производства, инвестирование в другие предприятия:

- расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы,

- финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов,

- затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования;

- затраты, связанные с технологическим перевооружением и реконструкцией действующего производства,

- затраты, связанные с расширением предприятий,

- затраты на проведение природоохранных мероприятий,

- взносы вкладов предприятия в создание уставного капитала других предприятий и пр.

Фонд потребления – денежные средства данного фонда направляются на материальные поощрения персоналу, решение социальных проблем, развитие персонала:

- единовременные поощрения отличившимся работникам за выполнение особо важных производственных заданий;

- оказание единовременной помощи;

- строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских садов;

- дотации на питание в столовых, на питание в детском саду, оздоровительном лагере для школьников;

- улучшение культурно-бытового обслуживания работников и др.

Резервный фонд – денежные средства данного фонда предназначены для обеспечения выплаты заработной платы персоналу, а также других выплат в случае банкротства и ликвидации предприятия.

Следует отметить, что в первую очередь денежные средства направляются в фонд накопления.

Основные факторы, оказывающие влияние на величину прибыли:

1. Внешние:

– природные условия;

– транспортные условия;

– социально-экономические условия;

– уровень развития внешнеэкономических связей;

– цены на производственные ресурсы.

2. Внутренние:

– производственные (например, объем продаж, себестоимость продукции и затрат, цена продукции);

– внепроизводственные (например, неправильные управленческие решения по управлению цен, нарушения условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям).

Источники прибыли:

- увеличение объема производства и реализации продукции;

- увеличение цены на продукцию;

- снижение себестоимости продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: