Рентабельность предприятия: сущность, разновидности

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Таким образом, рентабельность представляет собой относительный показатель, характеризующий эффективность работы предприятия, использования активов, капитала и обязательств.

Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность определяется как соотношение прибыли и различного рода вложений (затраты, инвестиции, выручка, активы, капитал и др.).

Рассмотрим некоторые виды рентабельности.

Рентабельность производства – характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражает, при какой величине использованного капитала получена данная величина прибыли и служит показателем эффективности работы предприятия в целом:

%, (11.1)

где Rпроиз – рентабельность производства;

Потч – прибыль отчетного периода, руб.;

– среднегодовая стоимость основных средств, руб.;

ОбСнорм – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.

Рентабельность продукции – оценивает эффективность производства отдельных видов продукции:

, (11.2)

где Потч – прибыль отчетного периода, руб.;

С – себестоимость продукции, руб.

Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции, снятии с производства неэффективных изделий.

Рост показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Также повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений, индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

Рентабельность капитала (активов) – рассчитывается как отношение прибыли отчетного периода к величине активов:

%, (11.3)

где Потч – прибыль отчетного периода, руб.;

Ак – стоимость активов предприятия, руб.

Рентабельность продаж – показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации:

%, (11.4)

где Потч – прибыль отчетного периода, руб.;

В – выручка от реализации продукции.

Представим показатели рентабельности в таблице 11.1.

Таблица 11.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: