Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Таким образом, рентабельность представляет собой относительный показатель, характеризующий эффективность работы предприятия, использования активов, капитала и обязательств.
Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность определяется как соотношение прибыли и различного рода вложений (затраты, инвестиции, выручка, активы, капитал и др.).
Рассмотрим некоторые виды рентабельности.
Рентабельность производства – характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражает, при какой величине использованного капитала получена данная величина прибыли и служит показателем эффективности работы предприятия в целом:
|
|
%, (11.1)
где Rпроиз – рентабельность производства;
Потч – прибыль отчетного периода, руб.;
– среднегодовая стоимость основных средств, руб.;
ОбСнорм – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.
Рентабельность продукции – оценивает эффективность производства отдельных видов продукции:
, (11.2)
где Потч – прибыль отчетного периода, руб.;
С – себестоимость продукции, руб.
Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции, снятии с производства неэффективных изделий.
Рост показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Также повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений, индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.
Рентабельность капитала (активов) – рассчитывается как отношение прибыли отчетного периода к величине активов:
%, (11.3)
где Потч – прибыль отчетного периода, руб.;
Ак – стоимость активов предприятия, руб.
Рентабельность продаж – показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации:
%, (11.4)
где Потч – прибыль отчетного периода, руб.;
В – выручка от реализации продукции.
Представим показатели рентабельности в таблице 11.1.
Таблица 11.1