Прокурорский надзор

Прокуратура РФ осуществляет от имени РФ надзор за исполнением законов, целью которого является обеспечение верховенства законов, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Надзор прокуратуры состоит в действиях по предупреждению, выявлению, пресечению и устранению нарушений законов государственными и общественными образованиями.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. предметом прокурорского надзора является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также установление соответствия законам издаваемых ими правовых актов.

Прокурор осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за исполнение законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, и назначаемых судом мер принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Прокурор рассматривает заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечению к ответственности лиц, нарушавших закон, и возмещению причиненного ущерба. Прокурор освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными, вносит представления об устранении нарушений закона и т.п.

К формам реагирования прокурора на выявленные нарушения закона относятся: протест, представление и постановление.

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которое издало этот акт, либо прокурор обращается в суд в порядке, предусмотренном законом.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-дневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору в письменной форме.

Представление вносится в орган или должностному лицу, правомочным устранять нарушения законов, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Оно готовится на основе материалов прокурорских проверок.

О принятых мерах и их результатах должно быть сообщено прокурору в месячный срок в письменной форме.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона имеет целью предупреждение правонарушений. То есть, при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам указанное предостережение. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (ст. 28.1 ФЗ №168 «О прокуратуре Российской Федерации»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: