double arrow

Понятие и виды административно-правовых методов реализации исполнительной власти

Административно-правовые методы — это способы реализации задач и функций исполнительной власти, средства непосредственного воздейст­вия органов исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, сферы, органы управления различных организаций, коллективы работ­ников, граждан). Эти методы показывают, как, каким образом государ­ство решает задачи в области управления. Для методов управления характерно то, что они используются органами исполнительной власти для решения стоящих перед ними конкретных задач; применяются по­вседневно и выборочно; обнаруживаются во взаимодействии субъекта и объекта управления; выражают компетенцию органов исполнитель­ной власти по принятию правовых актов, а также осуществлению иных государственно-властных полномочий. Отсюда следует немаловажный вывод о том, что методы управления производны от политического режима государства.

Методы целенаправленного управленческого воздействия органов исполнительной власти (должностных лиц) на свои объекты весьма разнообразны, так как не только субъекты, но и объекты управления имеют свои особенности, касающиеся их назначения, организацион­но-правового статуса. В сфере исполнительной власти имеются раз­личные группы общественных отношений, требующих различного подхода для их урегулирования с учетом формы собственности, ведом­ственной принадлежности и т.д. Ясно, что например, по отношению к государственным предприятиям применяются иные методы управле­ния, чем к негосударственным.

Методы воздействия, как и формы реализации исполнительной власти, закрепляются в правовых актах управления. Например, в по­становлении Правительства обычно указываются цель его издания и конкретные способы (приемы) внешнего воздействия на объект управ­ления, чтобы достичь поставленной цели. При этом могут быть указаны конкретные виды контроля, учета, проверок, оформляемых докумен­тов, материального и морального стимулирования, меры администра­тивного принуждения и т.д.

Среди разнообразных методов, используемых в процессе реализа­ции исполнительной власти, выделяют прежде всего методы убежде­ния и принуждения, которые применяются в любом виде государствен­ной и общественной деятельности.

Метод убеждения должен быть основным методом деятельности ор­ганов исполнительной власти, что предполагает систематическую ра­боту по убеждению масс, формированию общественного сознания в необходимости должного поведения участников управленческих об­щественных отношений, строгого соблюдения ими установленных го­сударством правил. Разъяснение целей государства, проектов законов, правительственных программ, проводимых властью мероприятий и т.п. необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан и должны быть им понятны. Убеждение выступает и как сред­ство профилактики правонарушений и укрепления государственной дисциплины. Среди мер убеждения — разъяснение, обоснование, об­суждение, внушение, поощрение, показ положительных объектов уп­равления и многое другое, описываемое и реализуемое в понятиях и процедурах социальной психологии и педагогики.

Стремительное качественное изменение нашего общества, станов­ление рыночной экономики, движение к демократии и правовому го­сударству выдвигают на первый план решение масштабнейшей зада­чи — формирование в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и граждан. Это — основная цель Указа Президента от 28 июня 1993 г. «О концепции правовой информатизации России»*. Указом Президента от 29 марта 1994 г. объявлена Программа взаимо­действия федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с ор­ганами власти СНГ**.

 
 


* САПП РФ. 1993. № 27. Ст. 2521.

** САПП РФ 1994. № 14. Ст. 1049.

Опора на убеждение как основной метод осуществления исполни­тельной власти не исключает принуждения. Убеждение должно сочетаться с принуждением, когда в этом возникает необходимость. При­менение к лицам, допускающим правонарушения, принудительных мер является не только правом, но и обязанностью государства и его должностных лиц*.

 
 


* Сущность и виды административного принуждения рассматриваются в § 2

По характеру воздействия (прямой или косвенный) на сознание и волю людей различаются экономические и административные методы.

Экономические — это методы косвенного воздействия на объект управления. Чаще всего используются такие экономические рычаги, как цены, налоги, проценты, премии, имущественные льготы, эко­номические санкции и др. С их помощью орган исполнительной власти (должностное лицо) достигает желаемого поведения объекта управления, воздействуя на его материальные (имущественные) ин­тересы. Поэтому они и именуются экономическими методами управ­ления.

К административным относятся методы прямого или внеэкономи­ческого воздействия со стороны субъектов управления на сознательно-волевое поведение управляемых. Наименование этих методов опреде­ляется тем, что они наиболее характерны для органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти (должностное лицо) в пределах своей компетенции принимает управленческое решение (правовой акт управления), юридически обязательное для объекта управления. Кон­кретное содержание административно-правовых методов весьма раз­нообразно: предписание об обязательном совершении определенных действий; ограничение или запрещение совершения определенных действий; разрешение споров между участниками управленческих от­ношений; применение иных методов, направленных на быстрое и эф­фективное решение проблем, возникающих при осуществлении госу­дарственно-управленческой деятельности.

Экономические и административные методы управления, несмотря на их различия, взаимосвязаны, и их противопоставление недопусти­мо, так как они используются с единой конечной целью — реализация управляющего воздействия субъекта на объект управления. С учетом расширения оперативной самостоятельности государственных пред­приятий, их разгосударствления на первый план выдвигается задача разумного сочетания средств управляющего воздействия.

В условиях прежней директивно-плановой экономики методы ад­министративного воздействия были основными. По мере продвиже­ния России к рыночной экономике все более широкое применение приобретают экономические методы. Но неверны представления, согласно которым в рыночной экономике обязательные предписания органов исполнительной власти вообще неуместны. Рыночная эко­номика вовсе не должна быть стихией, никак не регулируемой госу­дарством, — должны быть изменены формы и методы такого регули­рования. Хотя основным методом и становится реализация творчес­кой инициативы и самостоятельности управляемых, это не исключает применения и метода обязательных предписаний. Например, в Указе Президента от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государ­ственного регулирования цен (тарифов)»* содержится предписание о допущении государственного регулирования цен (тарифов) на про­дукцию естественных монополий. О повышении роли государства в регулировании рыночной экономики свидетельствуют также норма­тивные правовые акты, принятые в последние годы, например, по вопросам лицензирования деятельности физических и юридических лиц, управления федеральной собственностью, стабилизации потре­бительского рынка, совершенствования государственной ценовой (та­рифной) политики.

 
 


* СЗ РФ. 1995. № 10. Ст 859.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: