Вопросы и задания. 1. По каким критериям методы обучения подразделяются на словесные?

1. По каким критериям методы обучения подразделяются на словесные?

2. Какие виды методов относятся к словесным?

3. Дайте характеристику рассказу, объяснению, беседе как методам обучения экологии.

4. Сравните такие виды словесных методов обучения, как объяснение и беседа.


6.3. Наглядные методы обучения экологии

Особенности наглядных методов обучения. При наглядных методах обучения источником знаний служит образ изучаемого объекта (или его отображение).

В дидактике и методиках обучения школьным предметам существуют разные подходы к классификации наглядных методов:

• по природе пособий — методы демонстрационные (демонстрация результатов опыта или эксперимента, показ натуральных объектов), иллюстративные (использование изобразительных пособий). Иллюстративные методы иногда подразделяют на методы с использованием изобразительных средств обучения (рисунки, схемы, модели, карты, репродукции) и видеометоды (демонстрация учебных фильмов, фрагментов кинофильмов, видеофильмов, медиа-средств и других экранно-звуковых средств);

• по характеру работы — показ учителем демонстрационных опытов; работа учащихся с наглядными пособиями (таблицами, картами, атласами, натуральными объектами, моделями).

Виды наглядных методов. Из наглядных методов наиболее широко применяются демонстрации видеоматериалов, опытов, натуральных экологических объектов и изобразительные средства обучения.

В случае демонстрации видеоматериалов (кинофильмов, видеофильмов, слайдов) основной источник информации — содержание учебного фильма. Для целенаправленного восприятия материала до начала просмотра фильма учитель должен сформулировать для учащихся вопросы и задания. Поэтому ему важно заблаговременно ознакомиться с содержанием видеоматериалов. Необходимо убедиться в целесообразности использования фильма как средства обучения, определить дидактические задачи демонстрации фильма, его место в структуре урока (на каком этапе он будет демонстрироваться). Следует также решить, как будет организован просмотр фильма (целиком или частями). Предварительный просмотр фильма избавит учителя от некоторых неприятных неожиданностей. Например, фильм может не отвечать возрастным особенностям учащихся, его содержание не соответствует современному содержанию экологического образования или не отвечает задачам урока.

По окончании фильма организуется обсуждение фильма по заранее предложенным вниманию учащихся вопросам и заданиям.

Демонстрация опытов — основной метод изучения экологических явлений. Важнейшие условия при постановке опыта — осознание учащимися его цели и понимание условий опыта. Цель и условия проведения каждого конкретного опыта следует уточнить с учащимися в ходе беседы или краткого объяснения учителем. В ходе наблюдения учителю важно откорректировать точность восприятия учащимися информации. Наконец, важный этап в формировании правильных представлений и понятий на основе демонстрируемого опыта — формулирование учащимися выводов. Полезно предложить учащимся самостоятельно дать ответы, раскрывающие понимание цели опыта, и сформулировать выводы. Однако на последнем этапе необходимо помочь им в раскрытии внутренней сущности, т.е. в установлении причинно-следственных связей наблюдаемых в опыте явлений (зачастую ученики затрудняются в правильном определении причины и следствия, на это нужно обращать внимание специально). Хорошо, если своеобразным девизом при постановке будет: «чем опыт проще, тем он прекрасней». Дело в том, что если ход опыта многоступенчатый, учащиеся затрудняются в установлении связей, следя за процессом, плохо усваивают суть. Перед демонстрацией опыта следует предложить учащимся определенную форму записи наблюдаемого опыта. Это может быть зарисовка схемы опыта, фиксация данных в таблице:

Цель опыта Ход опыта (что наблюдали) Результаты опыта Выводы
       

При подготовке к уроку, на котором запланирована демонстрация опыта, учителю необходимо поупражняться в его постановке и проведении.

В практике обучения экологии нельзя отождествлять наглядные методы с принципом наглядности, из которого вытекает требование применять наглядные средства, например, в словесных методах обучения для большей аргументации и доказательности учебной информации. При реализации словесных методов обучения согласно принципу наглядности широко используются визуальные средства обучения. Однако источником знаний при этом служит словесная информация. Например, в подтверждение объяснения учителя об экологических группах растений демонстрируются комнатные растения или гербарные образцы (в данном случае основной источник информации — слово учителя). При применении наглядных методов обучения источником знаний будут служить комнатные растения или гербарии.

Рисунок мелом, выполняемый учителем на классной доске, имеет важное значение, когда нужно схематически отразить сущность изучаемых объектов или явлений. Рисунок строится постепенно, он выполняется на глазах учеников и синхронно сопровождается изложением соответствующих фактов, приведением примеров, раскрытием содержания понятий. При этом учащиеся слушают, следят за рисунком и сами его перерисовывают (у них работают три вида памяти).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: