double arrow

Вопросы и задания. 1. Каковы требования к организации уголка живой природы в школе?

1. Каковы требования к организации уголка живой природы в школе?

2. В каких формах можно изучать экологию в условиях уголка живой природы?

3. Какие виды животных можно содержать в школьном уголке живой природы?

4. Какие требования предъявляются к содержанию животных в уголке живой природы?


8.3. Экологический отдел учебно-опытного участка

Экологический отдел учебно-опытного участка (УОУ). Необходимость создания школьных садов понимали многие педагоги с самого начала введения в школу изучения естествознания. Я. А. Коменский в «Великой дидактике» (1638) требовал создания при школе небольшого сада, «куда следует иногда пускать учеников и предоставлять им возможность наслаждаться зрелищем деревьев, цветов и трав». Ж.Ж.Руссо (1761 г.) считал садовые работы важнейшим воспитательным средством.

В России одним из первых школьных садов был сад при Петербургском шляхетском корпусе в 80-х гг. XVIII в. В этом саду для обучения кадетов земледелию были предоставлены коллекции лекарственных и культурных растений. Известно, что в Царскосельском лицее, где учился А. С. Пушкин, воспитанники также работали в саду.

Еще в 60-х гг. XIX в. А. Я. Герд в воспитательных целях организовал учебный сад в Санкт-Петербурге при колонии малолетних преступников. Н. М. Раевский в своем учебнике по ботанике также рекомендовал создавать школьный сад и организовал ботанический сад при Псковском реальном училище. Н.П.Житовский вырастил школьный сад при педагогическом музее военно-учебных заведений в Петербурге в 1882 г. Сад был предназначен для экскурсий учеников и учителей Петербурга.




Судя по планам и описаниям школьных садов, созданных Н. М. Раевским, Н. П.Житовским и другими, это были миниатюрные ботанические садики, где высаживались и высевались в систематическом порядке почти исключительно дикорастущие растения. Таким же был состав школьных садов и в других европейских странах, т.е. объектами изучения были только дикорастущие растения.

После революции 1917 г. в советской школе повсеместно стали создаваться пришкольные участки и сады: примитивные школьные огороды; ботанические садики; участки «детских колхозов»; учхозы и т. д. При этом отмечались явные ошибки в организации УОУ: прием «механизации» в организации работы детей (одни копают землю, другие — выращивают, третьи сажают и т.д.); превращение УОУ в подсобное хозяйство или юннатские «детские колхозы»; отсутствие планов участков и «гигантомания» учителей, разбивавших участки на площади в несколько гектаров; неправильная планировка и постановка опытов.



В настоящее время увеличивается количество школ (в основном городских), где отсутствуют УОУ, хотя при этом остается очевидной необходимость их организации, так как обучение биологии и экологии невозможно без работы с живыми объектами.

Значение УОУ при обучении экологии состоит в том, что учебная и исследовательская деятельность учащихся в экологическом отделе способствует:

— формированию у них знаний о связи организма и среды, о влиянии факторов среды на организм;

— развитию исследовательских умений при постановке опытов;

— заготовке натурального материала, обеспечивающего наглядность при обучении экологии;

— воспитанию бережного отношения к природе, трудовому воспитанию.

На УОУ можно проводить уроки экологии, внеурочные работы по постановке опытов, наблюдению и сбору натурального материала для наглядных пособий; внеклассную работу (занятия кружков, факультативов), экскурсии.

Требования к организации УОУ. Необходимо, чтобы участок был хорошо освещен, имел источник водоснабжения, подсобные помещения для хранения инвентаря, посевного и посадочного материала, удобрений. Учебно-опытный участок должен примыкать к зданию школы, чтобы затрачивать минимум времени на переход к участку, не нарушая расписания уроков; его ограждают живой или искусственной изгородью. Ширину дорожек делают достаточной для проведения экскурсий, а площадь делянок — удобной для работы школьников.

На учебно-опытном участке закладывают традиционные для школьной биологии отделы, в том числе экологический. Для коллекционной части этого отдела рекомендуется следующее:

— коллекции хвойных деревьев (ель, сосна, лиственница, можжевельник);

— делянка с коллекцией раннецветущих весенних растений (гусиный лук, анемоны, медуница, мать-и-мачеха, галантус, примула, ветреница дубравная, ландыш майский, печеночница обыкновенная);

— альпийская горка (альпинарий), где среди россыпи камней сочетаются низкорослые неприхотливые, устойчивые к засухе и нетребовательные к почве растения, зачастую обитатели альпийских лугов (молочай многоцветковый, бадан сердцелистный, барвинок большой, незабудка альпийская, флокс шиловидный и др.).

Альпинарий — каменистый садик, расположенный на скалистых склонах площадью 50 — 200 м2. На участке строят террасы. Элементами украшения могут быть камни, ручейки, водоемы, болотца, водопады, оформленные растениями. Альпинарии располагают на юго-восточных, южных и юго-западных склонах, где больше солнца. Для строительства альпинария на северном склоне используют теневыносливые и более устойчивые растения. Таким образом на ограниченном пространстве можно представить большое многообразие экологических групп растений.

В экологическом отделе можно устроить искусственный водоем, в котором обитают гидрофиты, а по берегам — гигрофиты.

Опытная часть экологического отдела предполагает закладку опытов, имеющих большое воспитательное значение. Эта работа способствует развитию у учащихся исследовательских умений, наблюдательности, дисциплинированности, профессиональной ориентации.

При закладке экологических опытов следует придерживаться основных положений:

— опыты закладываются в трех повторах, каждый из которых содержит контрольную и экспериментальную делянки;

— некоторые опыты целесообразно проводить в течение нескольких лет (например, зарастание кострища);

— для опытов можно использовать дикорастущие виды растений, в том числе многолетние;

Опыты по экологии на УОУ проводят по двум направлениям: 1) изучение влияния разных факторов на организм; 2) изучение изменений в сообществах.

В первом случае ведутся наблюдения за фенологическим состоянием и особенностями внешнего вида опытных и контрольных растений. При этом отмечается, как быстро развиваются растения, их размеры, сроки прохождения фенологических фаз, подверженность болезням и вредителям, урожайность и т.д. Во втором случае ведутся наблюдения по изучению воздействий на растительный покров, заселение искусственного водоема, зарастание «дарвиновской площадки» При этом отмечаются основные изменения в видовом составе растительности, количество и очередность видов, поселяющихся на опытной площадке.






Сейчас читают про: