Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Вопросы и задания. 1. Каковы требования к организации уголка живой природы в школе?




1. Каковы требования к организации уголка живой природы в школе?

2. В каких формах можно изучать экологию в условиях уголка живой природы?

3. Какие виды животных можно содержать в школьном уголке живой природы?

4. Какие требования предъявляются к содержанию животных в уголке живой природы?


8.3. Экологический отдел учебно-опытного участка

Экологический отдел учебно-опытного участка (УОУ). Необходимость создания школьных садов понимали многие педагоги с самого начала введения в школу изучения естествознания. Я. А. Коменский в «Великой дидактике» (1638) требовал создания при школе небольшого сада, «куда следует иногда пускать учеников и предоставлять им возможность наслаждаться зрелищем деревьев, цветов и трав». Ж.Ж.Руссо (1761 г.) считал садовые работы важнейшим воспитательным средством.

В России одним из первых школьных садов был сад при Петербургском шляхетском корпусе в 80-х гг. XVIII в. В этом саду для обучения кадетов земледелию были предоставлены коллекции лекарственных и культурных растений. Известно, что в Царскосельском лицее, где учился А. С. Пушкин, воспитанники также работали в саду.

Еще в 60-х гг. XIX в. А. Я. Герд в воспитательных целях организовал учебный сад в Санкт-Петербурге при колонии малолетних преступников. Н. М. Раевский в своем учебнике по ботанике также рекомендовал создавать школьный сад и организовал ботанический сад при Псковском реальном училище. Н.П.Житовский вырастил школьный сад при педагогическом музее военно-учебных заведений в Петербурге в 1882 г. Сад был предназначен для экскурсий учеников и учителей Петербурга.

Судя по планам и описаниям школьных садов, созданных Н. М. Раевским, Н. П.Житовским и другими, это были миниатюрные ботанические садики, где высаживались и высевались в систематическом порядке почти исключительно дикорастущие растения. Таким же был состав школьных садов и в других европейских странах, т.е. объектами изучения были только дикорастущие растения.

После революции 1917 г. в советской школе повсеместно стали создаваться пришкольные участки и сады: примитивные школьные огороды; ботанические садики; участки «детских колхозов»; учхозы и т. д. При этом отмечались явные ошибки в организации УОУ: прием «механизации» в организации работы детей (одни копают землю, другие — выращивают, третьи сажают и т.д.); превращение УОУ в подсобное хозяйство или юннатские «детские колхозы»; отсутствие планов участков и «гигантомания» учителей, разбивавших участки на площади в несколько гектаров; неправильная планировка и постановка опытов.

В настоящее время увеличивается количество школ (в основном городских), где отсутствуют УОУ, хотя при этом остается очевидной необходимость их организации, так как обучение биологии и экологии невозможно без работы с живыми объектами.




Значение УОУ при обучении экологии состоит в том, что учебная и исследовательская деятельность учащихся в экологическом отделе способствует:

— формированию у них знаний о связи организма и среды, о влиянии факторов среды на организм;

— развитию исследовательских умений при постановке опытов;

— заготовке натурального материала, обеспечивающего наглядность при обучении экологии;

— воспитанию бережного отношения к природе, трудовому воспитанию.

На УОУ можно проводить уроки экологии, внеурочные работы по постановке опытов, наблюдению и сбору натурального материала для наглядных пособий; внеклассную работу (занятия кружков, факультативов), экскурсии.

Требования к организации УОУ. Необходимо, чтобы участок был хорошо освещен, имел источник водоснабжения, подсобные помещения для хранения инвентаря, посевного и посадочного материала, удобрений. Учебно-опытный участок должен примыкать к зданию школы, чтобы затрачивать минимум времени на переход к участку, не нарушая расписания уроков; его ограждают живой или искусственной изгородью. Ширину дорожек делают достаточной для проведения экскурсий, а площадь делянок — удобной для работы школьников.

На учебно-опытном участке закладывают традиционные для школьной биологии отделы, в том числе экологический. Для коллекционной части этого отдела рекомендуется следующее:

— коллекции хвойных деревьев (ель, сосна, лиственница, можжевельник);

— делянка с коллекцией раннецветущих весенних растений (гусиный лук, анемоны, медуница, мать-и-мачеха, галантус, примула, ветреница дубравная, ландыш майский, печеночница обыкновенная);



— альпийская горка (альпинарий), где среди россыпи камней сочетаются низкорослые неприхотливые, устойчивые к засухе и нетребовательные к почве растения, зачастую обитатели альпийских лугов (молочай многоцветковый, бадан сердцелистный, барвинок большой, незабудка альпийская, флокс шиловидный и др.).

Альпинарий — каменистый садик, расположенный на скалистых склонах площадью 50 — 200 м2. На участке строят террасы. Элементами украшения могут быть камни, ручейки, водоемы, болотца, водопады, оформленные растениями. Альпинарии располагают на юго-восточных, южных и юго-западных склонах, где больше солнца. Для строительства альпинария на северном склоне используют теневыносливые и более устойчивые растения. Таким образом на ограниченном пространстве можно представить большое многообразие экологических групп растений.

В экологическом отделе можно устроить искусственный водоем, в котором обитают гидрофиты, а по берегам — гигрофиты.

Опытная часть экологического отдела предполагает закладку опытов, имеющих большое воспитательное значение. Эта работа способствует развитию у учащихся исследовательских умений, наблюдательности, дисциплинированности, профессиональной ориентации.

При закладке экологических опытов следует придерживаться основных положений:

— опыты закладываются в трех повторах, каждый из которых содержит контрольную и экспериментальную делянки;

— некоторые опыты целесообразно проводить в течение нескольких лет (например, зарастание кострища);

— для опытов можно использовать дикорастущие виды растений, в том числе многолетние;

Опыты по экологии на УОУ проводят по двум направлениям: 1) изучение влияния разных факторов на организм; 2) изучение изменений в сообществах.

В первом случае ведутся наблюдения за фенологическим состоянием и особенностями внешнего вида опытных и контрольных растений. При этом отмечается, как быстро развиваются растения, их размеры, сроки прохождения фенологических фаз, подверженность болезням и вредителям, урожайность и т.д. Во втором случае ведутся наблюдения по изучению воздействий на растительный покров, заселение искусственного водоема, зарастание «дарвиновской площадки» При этом отмечаются основные изменения в видовом составе растительности, количество и очередность видов, поселяющихся на опытной площадке.





Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 766; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8389 - | 7310 - или читать все...

Читайте также:

  1. EXERCISE 14. Дайте ответы на вопросы по содержанию текста
  2. Generation Gap. 6.1.17 Ответьте на вопросы по теме:
  3. I Вопросы. (Общие для всех)
  4. I. Введение. Обозначившийся в производстве период реконструкции совершен­но неизбежно создал на предприятиях новые формы организациипро­изводства
  5. I. Введение. Путешественник во времени (вполне подходящее для него название) объяснял нам малодоступные пониманию вопросы
  6. I. КВАЛИФИЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА-МЕНЕДЖЕРА И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
  7. I. Общие вопросы криминологии
  8. I. Общие положения. 1.1. Настоящие Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (далее по тексту Правила) устанавливают требования:
  9. I.Общие требования
  10. II. ВОПРОСЫ НА ЗАЧЕТ (ЭКЗАМЕН)
  11. II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
  12. II. Основные средства организации


 

18.204.48.40 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.