Методическая информация
|
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)
| Тип занятия: Урок изучения нового материала
|
Цели урока/ занятия/ мероприятия
| Познакомить детей друг с другом, ввести знак “Я”, образовать группы и дать им названия (номера).
|
Результаты урока/ занятия/ мероприятия
| Предметные результаты:
знать: знак «Поднятая рука»
уметь: применять знак «Поднятая рука», взаимодействовать друг с другом
| Метапредметные результаты (УУД):
Личностные: уметь слушать друг друга, работать в группе, контактировать со сверстниками и взрослыми
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении вопроса; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; взаимодействие с учителем и со сверстниками; оценка действий друг друга
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса деятельности
|
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока
| Литература
Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая работа с детьми.) Интернет источник: https://nsc.1september.ru/2005/15/1.htm
Знак «Поднятая рука», презентация, компьютер, проектор, доска, картинки, магниты, флажки, именные медали
Оформление класса: доска украшена картинками с иллюстрациями дня знаний.
Расстановка парт: поставим парты таким образом, сдвигаем 3 парты - получается
стол, за которым сидят 6 учеников, лицами друг к другу, боком к доске.
|
Технологическая карта урока/занятия/ мероприятия
|
Этап урока/ занятия/ мероприятия
| Время, продолжительность этапа
| Название задания метода формы организации учебно-познавательной деятельности
| Происхождение задания\метода
- Авторский
- Заимствованный, но измененный или
адаптированный
| Подробное описание задания по установленной схеме:
- Цель задания\метода
- Необходимые материалы
(канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Проведение
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного задания\ метода) – если есть
| Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения задания
| УУД, которые формируются при использовании данного задания
- Личностные
- Регулятивные
- Познавательные
- Коммуникативные
| Примечание
(для заметок
преподавателя \
проверяющего)
|
Вводная часть Организационный этап
| 3 мин
| Приветствие
| Заимствованный
| Цель: познакомиться с детьми и наладить с ними контакт
Необходимые материалы: отсутсвуют
Предварительная подготовка: не требуется
Технология проведения: дети сидят за партами, по просьбе учителя хлопают в ладоши, отвечают на вопросы учителя.
Примечания: отсутсвуют
| Здравствуйте, ребята! Как вас много и какие вы все красивые! Сегодня вы в первый раз пришли в школу. Похлопайте в ладошки те, у кого сегодня хорошее настроение. Давайте я попробую угадать, почему вы сегодня так радуетесь. Если я угадаю, вы хлопаете в ладошки. Договорились?
Вы рады, потому что у вас есть красивый ранец; потому что в вашем ранце много новых школьных вещей; потому что вы сегодня очень нарядны и красивы; потому что вы сегодня первый раз пришли в школу; потому что вы сегодня стали школьниками; потому что вы встретились сегодня со своей учительницей. Все это очень хорошо, дети, но, наверное, вам очень хочется познакомиться со мной получше, правда?
| Личностные действия: нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваимого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
|
|
Основная часть
Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала
| 13 мин
| Знакомство с учениками
Чтение стихотворения учителем
Введение знака «Поднятая рука»
Применение правила «Поднятая рука».
| Авторский
|
Цель: познакомить детей друг с другом
Необходимые материалы: знак «Поднятая рука»
Предварительная подготовка: не требуется
Технология проведения: учитель предлагает детям быстро познакомиться: на счет «раз-два-три» каждому громко назвать свое имя, а на сигнал «молчок» закрыть рот ладошкой.
Знакомство не состоится, потому что получается только шум. Значит всем вместе говорить не стоит.
Примечания: отсутсвуют
| Меня зовут... Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я ваша первая учительница. Я мечтала стать учителем еще с детства. Я очень люблю детей. У меня есть... Я люблю... Не люблю... Самое большое мое увлечение... Мы с вами будем учиться вместе, и я всегда буду рада вам помочь.
Расскажу вам обо всем:
Отчего бывает гром,
И про север, и про юг,
И про все, что есть вокруг,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу.
Научу вас рисовать,
Строить, шить и вышивать.
А теперь вы можете задать мне любой вопрос.
(Чтобы познакомиться.)
Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?
Учитель спрашивает трех-четырех детей и вводит знак «Поднятая рука»
Теперь нужно, чтобы дети познакомились друг с другом. Чтобы ввести норму, правило школьной жизни «хочешь говорить — подними руку», удобно начать с нарушения этой нормы. Учитель предлагает детям быстро познакомиться: на счет «раз-два-три» каждому громко назвать свое имя, а на сигнал «молчок» (палец на губах) закрыть рот ладошкой.
В итоге знакомство не состоится — получится только шум. Вывод: всем вместе говорить не стоит: никто ничего не услышит. Говорить надо по очереди! Но сразу всех 20-30 детей не запомнишь. Значит, прежде следует познакомиться по группам.
Дети, нравится ли вам работать по новому правилу?
(Да!)
Значит, вы согласны принять его в нашу школьную жизнь?
(Согласны.)
Учитель прикрепляет на доску знак «Поднятая рука».
Что вы будете делать, если я покажу этот знак?
(Поднимать руку.)
Давайте попробуем.
(Дети поднимают правую руку.)
Мальчик, как тебя зовут?
(Саша.)
Учитель показывает на знак и ждет от ребенка не ответа, а поднятия руки. Если ребенок сразу ответил, а руку не поднял, учитель спрашивает детей:
Правильно ли Саша ответил на вопрос?.. А задание мое он выполнил?.. Давай, Саша, еще раз: «Мальчик, как тебя зовут?»
|
Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении вопроса; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении вопроса; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
|
Усвоение новых знаний
| 5 мин
| Учитель задает вопросы детям
Игра «Именной паровозик»
| Заимствованный
|
Цели: позволяет детям запомнить имена друг друга и установить контакт, проявить активность
Необходимый материал: иллюстрация паровозика, повешенная на доску
Предворительная подготовка: подготовить детей к предстоящей игре (Кто может изобразить паровозик?)
Технология проведения: «Сегодня мы будем играть в «паровозики». Сначала у паровозиков не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку «ездить» по кругу, громко приговаривая «чух-чух-чух». Потом «паровозик» соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «паровозик чух-чух-чух» - и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал «паровозик», в ответ называет свое имя и становится новым паровозиком, а первый – его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с вагоном продолжит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: «паровозик чух-чух-чух» - и назовет свое имя и имя своего «вагона». Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети».
Примечания: отсутсвуют
| Понравилось ли вам отвечать по-школьному?
(Понравилось.)
Что делают школьники, когда хотят ответить?
(Поднимают правую руку.)
А знакомиться можно по-разному. Можно знакомиться во время игры. Хотите попробовать?
(Хотим.)
Дети встают в круг лицом к центру.
Для игры нам нужен паровозик. Что делает паровозик во время движения?
(Пыхтит, гудит, поскрипывает, двигается.)
Кто может изобразить паровозик? (Дети имитируют движение паровозика на месте.)
Из участников игры выбирается ведущий-паровозик. Он движется по кругу, пока не остановится около одного из игроков.
– Привет, – говорит паровоз, – я Петя!
– Привет, Петя! Я Маша!
Паровоз приветствует Машу, попеременно поднимая правую и левую руку и выкрикивая: «Маша! Маша!» Все дети повторяют: «Маша!» После этого Маша берет Петю за талию, изображая прицепной вагон, и они оба двигаются по кругу в поисках нового знакомства.
– Привет, я Петя!
– Я Маша!
– Привет, а я Павлик!..
| Коммуникативные действия: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий
|
|
Проверка понимания нового материала
| 7 мин
| Игра в группах
| Заимствованный
| Цель: научить детей работать в группах
Необходимый материал: флажки с обозначение номера группы, поставленные на каждую первую парту каждого ряда; именные медали
Предварительная подготовка: привлечь родителей для помощи проведения игры
Технология проведения: учитель подходит к любому ребенку, кладет ему руки на плечи, а все дети из группы хором называют его имя
Примечания: вовремя игры учитель может специально путать имена детей
| Дети, я так сразу вас всех не запомню. Кто хочет мне помочь? Тогда садитесь скорее на свои места. Я придумала, как мне скорее вас запомнить! Вы сейчас в группах назовете свои имена. Какое школьное правило будем применять?
Вам в группах помогать будут ваши мамы – я назначаю в каждую группу учителем маму. А потом я проверю, как вы запомнили друг друга. Согласны?
Учитель подходит к любому ребенку, кладет ему руки на плечи, а все дети из группы хором называют его имя. Учитель вручает ребенку именную медаль. Возможны варианты проверки.
Учитель подходит к одному человеку из группы 1, и тот называет имена остальных детей в группе.
Учитель подходит к одному ребенку в группе 2, а дети хором называют его имя.
Учитель подходит к одному ребенку из группы 3 и спрашивает у всех остальных его имя:
Эту девочку зовут Ира? (Имя неправильное.)
(Нет, Наташа!)
Этого мальчика зовут Саша?
(Нет, Андрей!)
Учитель подходит к одному ребенку из группы 4, а сосед называет его имя (и так по кругу).
Что можно сделать, если забыл, как звать кого-то?
(Можно спросить у этого человека.
Можно спросить у других детей.
Можно спросить у учителя.
Можно спросить у других взрослых.
Можно прочитать на медали.)
| Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
|
|
Заключительная часть
Рефлексия
| 4 мин
| Игра «Узнай свое имя»
Игра «Карусели»
| Заимствованный
|
Цель: сплотить ученический коллектив, повысить эмоциональный тонус
Необходимый материал: разноцветные ленточки (для имитации карусели)
Предварительная подготовка: не требуется
Технология проведения: дети образуют круг. Они идут по кругу сначала медленно, потом всё быстрее, а под конец бегут. Движения выполняются детьми в соответствии с произносимым вслух текстом:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом кругом, кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Примечания: отсутсвуют
Варианты проведения: можно взять другую любую хороводную игру.
Во время бега учитель приговаривает: «По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли». После того как дети пробегут по кругу 2-3 раза, воспитатель подаёт сигнал к изменению направления движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом и бегут в другую сторону. Затем воспитатель вместе с детьми произносит:
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется. При словах «Вот и кончилась игра» дети останавливаются и садятся на свои места.
| Давайте на прощание поиграем. Я буду называть разные имена. Те дети, чье имя я назову, будут выбегать ко мне и становиться в кружок. Согласны?
(Согласны.)
Учитель называет имена до тех пор, пока все дети не выбегут к нему.
В кругу проводится любая хороводная игра, например «Карусели», со словами:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом кру-гом, кру-гом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
|
Коммуникативные действия: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий
|
|
Подведение итогов
| 3 мин
| Ответы на вопросы по ходу урока
| Заимствованный
| Цель: подвести итоги урока, узнать, что запомнили учащиеся на этом уроке. Необходимы материалы: отсутсвуют Предварительная подготовка: не требуется Технология проведения: учитель задает вопросы, выслушивает ответы учащихся. Примечания: отсутсвуют
| Понравился ли вам урок? Интересно ли было? Какое у нас теперь есть школьное правило? Когда нужно поднимать руку? Что еще очень важное произошло сегодня на уроке? Зачем люди знакомятся? (Заострить внимание на высказывании: «чтобы подружиться»). Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга за интересный урок.
| Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении вопроса; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные действия: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса деятельности.
|
|