Технологическая карта урока/занятия/ мероприятия
|
Этап урока
/занятия/мероприятия
| Время, продолжительность
этапа
| Название задания\метода\формы организации учебно-познавательной деятельности
| Происхождение задания\метода (выберите и укажитенеобходимое, источник)
-авторский
- заимствованный, но измененный или адаптированный
- заимствованный
| Подробное описание задания по установленной схеме:
- Цель задания\метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Проведение
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного задания\ метода) – если есть
| Инструкции учителя
обучающимся для реализации
или в ходе
проведения задания
| УУД, которые формируются при использовании данного задания
|
Вводная
| Организационный этап
| 1 мин.
| Взаимные приветствия учителя и учащегося
| Заимствованный – Справочник администрации школы по организации учебного процесса /Под ред. В.М.Лизинского и др.- М.:Образовательный центр «Педагогический поиск»,2000.-160с.
| -Цель - подготовить учащихся к работе на уроке
- Проведение – учитель приветствует детей, а дети приветствуют учителя.
| Учитель: Здравствуйте дети!
Садитесь
|
|
Основная часть
| Подготовка к активному и сознательному закреплению материала
| 6 минут
| Разминка «Игра третий лишний»
(На отработку знаков введенных ранее)
| Заимствованный - Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школе. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 128с.
| - Цель – научиться использовать на практике сигнальные карточки со знаками «+», «-», «Л», «?», упражняться в умении аргументировать свою мысль
- Необходимые материалы:
1)3 картинки с изображениями медведя, льва и вороны
2)сигнальные карточки со знаками «+», «-», «Л», «?»
- Предварительная подготовка - Учитель вывешивает на доске три картинки, например: медведь,
лев, ворона.
- Проведение – дети смотрят на картинки, они должны найти среди этих существ два, которые подходят друг другу, выявить одно лишнее, обосновав свой ответ. Если ответ дается без доказательства, учитель (а за ним и весь класс) оценивает такой ответ знаком «?»: непонятно, как ты рассуждаешь (может быть, и правильно, но непонятно). Если ребенок приводит доказательство, дети могут использовать знак «+»(я согласен) и знак«-» (я думаю по-своему).
- Примечание - умение аргументировать трудное для первоклассников умение: ведь ребенок, как правило, не умеет выстраивать логическую цепочку умозаключений. В дальнейшем на протяжении основного учебного курса дети постоянно будут сталкиваться с необходимостью доказывать, спорить и т. п. Пока же это только первые пробы и в основном не совсем удачные. Но именно отсутствие фиксированного, единственно правильного ответа делает такие пробы безобидными; обсуждаются лишь сами доводы, и если они непротиворечивы, то признаются правильными.
| Учитель: надо найти среди животных, которые изображены на картинках на доске два, которые подходят друг другу, и выявить одно лишнее. Учитель спрашивает: кто
может назвать лишнее?
Наиболее вероятны два ответа:
а) лишняя ворона, потому что она — птица;
б) лишний лев, потому что он водится в Африке.
Учитель: оцените ответы друг друга с помощью сигнальных карточек и объясните оценку
| Личностные - проявление внимательности.
Познавательные - логические – выделять лишнее, выстраивать логическую цепочку умозаключений
Коммуникативные – умение выражать свои мысли
|
Основная
| Закрепление нового материала
| 7 мин.
| «Игра третий лишний»
(Задания на усложнение)
| Заимствованный, но измененный - Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школе. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 128с.
| - Цель – закрепить у учащихся знание расшифровки знаков «+», «-», «Л», «?», умения пользоваться этими знаками и умение аргументировать, доказывать свои суждения
- Необходимые материалы:
1) карточки со словами
2) словарный материал
3) сигнальные карточки со знаками «+», «-», «Л», «?»
- Проведение:
1. Учитель раздает детям карточки со словами: чай — кофе — торт, купальник — платье — река, панамка — сапоги — сандалии, бабочка — сачок — муравей.
Дети должны отвечать по двое. Ребенок поворачивается к соседу и называет ему лишний предмет, слушает, что скажет он. Если выясняется, что мнения разные (два ответа и два доказательства), дети могут привести оба.
2. Учитель называет 2-4 слова вместо трех, например, ученик — школьник, бабушка — мама, папа — сын, и предлагает определить третье лишнее слово (это ловушка) или называет три слова, в том числе одно на иностранном языке. В последнем случае дети должны вместо ответа поднять знак «?».
| Учитель просит учеников развернуться к соседу и поработать с ним в паре над выполнением задания сказать свой ответ и выслушать его.
Учитель: каждая пара должна представить свой ответ и доказать его, если мнения разные то вы должны представить два ответа и два доказательства.
Учитель: а теперь с помощью сигнальных карточек оценим ответы каждой пары.
| Личностные - проявление внимательности.
Регулятивные – оценка
Познавательные – логические – выделять лишнее, выстраивать логическую цепочку умозаключений
Коммуникативные – умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества.
|
|
| 10 мин.
| Игра «Картинки-загадки»
| Заимствованный, но измененный - Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школе. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 128с.
| - Необходимые материалы
1) картинки-загадки
2) бумага
3) карандаши и линейка
- Предварительная подготовка
Дети объединяются в группы из четырех человек (двое должны развернуть стульчики и сесть лицом к паре, сидящей за ними).
- Проведение
Дети объединяются в группы из четырех человек. Далее учитель показывает, как составляется игра «Четвертый лишний» и задает сюжет этой игры — «Четвертый лишний в лесу».
Задание группам: взять лист бумаги и составить игру «Четвертый лишний в портфеле школьника». Готовые работы-загадки учитель сначала отгадывает сам, молча указывая группе на лишнее. Потом дети обмениваются картинками.
Далее учитель дает варианты игры на усложнение
- Примечание - всякий раз, когда ребенок выражает свою мысль сбивчиво, невнятно, учитель поднимает знак вопроса и говорит, что он не понял. Так личным примером он побуждает детей сознаваться в своем непонимании и задавать вопросы.
| Учитель: дети, а сейчас мы будем работать по группам, давайте объединимся в группы из четырех человек, двое должны развернуть стульчики и сесть лицом к паре, сидящей за ними.
Каждый из вас берет линейку и карандаш и готовит поле для игры: делит лист бумаги на 4 части. Сейчас я вам покажу, как составляется игра «Четвертый лишний»: (чертит на доске игровое поле) сюжет нашей игры «Четвертый лишний в лесу». Мне нужна помощь-3 человека кто хочет?
Учитель: итак команды у доски вы должны договориться, кто, что увидит в лесу и нарисует. (Конечно, надо выбирать то, что легко нарисовать.) Я беру на себя самое трудное, я буду рисовать четвертый лишний — то, чего в лесу не бывает. Учитель спрашивает у детей: Можно я нарисую змею?
Дети: нет, змеи в лесу бывают.
Учитель: а можно я нарисую пылесос?
Дети: да, пылесоса в лесу нет.
Учитель: задание группам: взять лист бумаги, поделенный на 4 части, положить его посредине, вооружиться карандашами и составить игру «Четвертый лишний в портфеле школьника». Договоритесь, где будет нарисован лишний предмет, какой он будет, какие будут три других предмета. Выберите то, что легко и быстро рисовать.
.
| Личностные - проявление внимательности.
Регулятивные – оценка
Познавательные – логические – выделять лишнее, выстраивать логическую цепочку умозаключений
Коммуникативные – умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества, умение работать в коллективе
|
|
|
|
|
|
| Договоритесь, где будет нарисован лишний предмет, какой он будет, какие будут три других предмета. Выберите то, что легко и быстро рисовать.
Учитель: после того как вы доделали свои работы обменяйтесь картинками с другими командами.
Учитель: вы молодцы! А теперь я предлагаю вам другой вариант этой игры более сложный: группа должна сама придумать три подходящих и один неподходящий предмет. Отгадывающие определяют, по какому признаку предметы подходят друг другу.
Учитель: а сейчас мы поиграем в еще более сложную игру, но интересную на доске изображены 2 картинки загадки
Какой сюжет у этих картинок?
Дети: небо
Учитель: верно, а что лишнего в этих картинках?
Дети: предлагают варианты ответов, но в итоге приходят к выводу, что лишний предмет только на первой картинке, а на второй ничего лишнего нет.
Учитель: вы правы! На второй картинке нет лишнего предмета это ловушка, ловушки мы отмечаем сигнальной карточкой с буквой «Л»
Учитель: а теперь вы попробуйте составить картинки-загадки с ловушкой и обменяйтесь ими с другими командами
|
|
Заключительная
| Подведение итогов
|
3 мин.
| Подведение итогов
| Авторский
| - Цель – проанализировать работу детей - проверить: знания, умения и навыки, закрепленные на уроке.
- Проведение – учитель показывает детям сигнальные карточки со знаками «+», «-», «Л», «?», и спрашивает, что они означают.
| Учитель: давайте проверим, как хорошо вы запомнили обозначения сигнальных карточек. Я буду показывать вам по одной карточке, а вы должны ответить, что она означает
| Личностные - проявление внимательности.
|
| Рефлексия
| 8 мин.
| Рефлексия
| Авторский
| - Цель - выявить уровень трудности, эмоциональное отношения к уроку
- Проведение – учитель спрашивает детей об их состоянии на уроке, о том, что им понравилось и предлагает детям оценить свою работу на уроке.
- Примечание – учеников следует обязательно похвалить за проделанную работу
| Учитель: дети как вы чувствовали себя на сегодняшнем уроке?
Какое у вас было настроение?
Понравилось ли вам работать в парах и по группам?
Давайте оценим свою работу за сегодня?
Если вы запомнили обозначения всех сигнальных карточек, поставьте себе три звездочки, если не все-то 2
Учитель: вы все сегодня молодцы, все хорошо работали и получили звездочки
| Личностные - способность к самооценке
|