Тема: Решение практических задач

Методическая информация
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) Тип занятия: Урок изучение нового материала; Вид занятия:В виде игры «Ателье».
Цели урока/ занятия/ мероприятия Учить анализировать достаточность и недостаточность условий и средств для решения задачи. Учить обращаться за помощью.
Результаты урока/ занятия/ мероприятия Предметные результаты (знать, уметь): - Научиться обращаться за помощью; - Научить находить достаточность и недостаточность средств; - Знание таких понятий как: пальто, пуговица, рукава, манжет. - Знание таких понятий как: дорого, недорого Метапредметные результаты (УУД): Личностные: - как бы «Я» поступил, понравилось ли мне. Проявление и отстаивание своего мнения. Познавательные: - уметь искать и выделять необходимую информацию, осознанное и смысловое построение речевого высказывания, анализ, синтез, сравнение, построение логической цепи рассуждений; - уметь рассказать, что такое ателье и кто там работает; - уметь применять вежливые слова на практике; - уметь использовать карточки «?» и «Л». Регулятивные: - уметь оценивать себя разными способами; прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция. - Коммуникативные: -планирование, постановка вопросов, правильное управление группой, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока Литература:
  1. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школе. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 128с.
  2. Логика взаимодействия в отряде/ Деление детей на малые группы.URL: https://summercamp.ru/index.php?title=Деление_детей_на_малые_группы
Оборудование для учителя и ученика: Для учителя: игрушка Пятачка, игрушка Винни – пуха. Конверты с раздаточным материалом. Значок «Гонец. Три коробки. Иллюстративный материал. Надпись «Ателье»; Для ученика: конверты с раздаточным материалом. Карточки для оценивания. Значок «Гонец». Оформление класса (расстановка парт…) и оформление доски: (по 4 человека) Оформление доски:На доске расположены иллюстрации, название Ателье, и солнышко как символ.
Технологическая карта урока/занятия/ мероприятия
Этап урока /занятия/мероприятия Время, продолжительность этапа Название задания\метода\формы организации учебно-познавательной деятельности Происхождение задания\метода (выберите и укажитенеобходимое, источник) -авторский - заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный Подробное описание задания по установленной схеме: - Цель задания\метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Проведение - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного задания\ метода) – если есть Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения задания УУД, которые формируются при использовании данного задания
Вводная Орг. момент 3 мин. Дидактическая игра «Цвета» Заимствованный Происхождение метода:Метод взят: Логика взаимодействия в отряде/ Деление детей на малые группы.URL: https://summercamp.ru/index.php?title=Деление_детей_на_малые_группы Цель: разделить детей на группы по 4 человека; Необходимые материалы: табличка с цветом, мешок с картонками разных цветов; Предварительная подготовка: парты необходимо заранее расставить, а детей вывести из класса; Проведение: учитель предлагает ученикам перед входом в кабинет вытянуть из мешка картонку. На столах стоят таблички с цветом. Каждый ученик самостоятельно определяет, за какой стол ему сесть. Примечание: учителю необходимо следить за тем, правильно ли ученик определил цвет. Варианты проведения метода: можно использовать другие виды игр на разделение по группам. Такие как: «Молекулы», «Фишки», «Зверята». Учитель: Ребята, для того, чтобы приступить к уроку, вам надо разделиться на группы. Но делать мы это будем необычным способом. Когда вы войдёте в класс вы увидите цветные таблички. У меня в руках мешок с цветными картонками. Сейчас вы должны по очереди достать из мешка картонку и встать около того стола цвет которого вам достался. Приложение №1 Далее дети выполняют задание и подразделяются на группы. На выполнение задания отводится 1 минута. Логические: - проявление внимательности: проанализировать свой цвет. Регулятивные: - саморегуляция, ученику надо самому найти своё место; - выполнение деятельности строго по инструкции.  
Мотивация (подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала) 6 мин. Словесный метод: «Попроси о помощи» Авторский Цель: с помощью показа проблемной ситуации, актуализировать знания детей о вежливых словах и просьбе, заинтересовать детей, привлечь их внимание. Необходимые материалы: игрушка Пятачка, игрушка Винни-пуха, кисточка. Предварительная подготовка: необходимо заранее подготовить игрушки. Проведение: учитель привлекает внимание детей с помощью сказочных героев, проводит мини-сценку и беседует с учащимися. Примечания: учителю необходимо эмоционально представить своих героев, для большего эффекта. Варианты проведения метода: можно использовать других героев, так же возможно использовать не игрушки, а картинки тех же героев, с использованием доски. Также возможна инсценировка старшеклассниками. Учитель: Ребята смотрите к нам в гости пришли два сказочных героя. Вы их все прекрасно знаете это скромный Пятачок и сладкоежка Винни-пух. Но пришли они к нам не просто так. Они хотят показать вам сценку. Приложение № 2 Учитель: Как-то раз Пятачок и его друг Винни-пуху пришла идея порисовать. Вот они достали краски, лист бумаги, кисточки. Как вдруг Винни пух заметил, что у него нет кисточки. Он обратился за помощь к Пятачку. Винни-пух: У меня нет кисточки! А у тебя есть! А ну как отдай ее мне! Пятачок: Я отдам ее тебе попозже, когда дорисую, подожди немного. Винни-пух: - А я сейчас хочу, давай её сюда немедленно! (Винни-пух отбирает кисточку и начинает рисовать, а Пятачок плачет). Учитель: - Ребята, почему плачет Пятачок? (У него отобрали кисточку). – А как нужно было поступить Винни-пуху? (Попросить у Пяточка кисточку по –хорошему). -Как он должен был к нему обратиться? (Вежливо). - Правильно с помощью вежливых слов. Сейчас вы попробуете сами попросить кисточку у Пяточка с помощью вежливых слов. При этом повторяться нельзя! Далее дети просят у Пяточка кисточку, с помощью вежливых слов. На это отводиться 1 минута. Дети просят игрушки друг у друга. Необходимо следить, чтобы произносились слова «спасибо» и «пожалуйста». Воспитатель: - Ванюша, и ты попробуй, попроси у ребят игрушки. Только вежливо, не забывай волшебные слова. (Ваня просит – дети дают ему игрушки) – Вот видишь, Ванюша, лучше действовать вежливыми словами, чем силой, тогда с тобой поделятся, и никто не будет обижаться. петушком. Увидел Петя, что Аленушка играет с петушком и говорит: Петя: - А я тоже хочу играть с таким петушком, а ну, отдай мне его! Аленушка: - Я тоже хочу с петушком поиграть, я тебе его отдам попозже. Петя: - А я сейчас хочу, давай его сюда немедленно! (отобирает петушка. Петя играет, Аленушка плачет). Бабушка: - Ай, ай, ай, как нехорошо! Воспитатель: - Ребята, почему плачет Аленушка? (ответы детей). – А как нужно было поступить Пете? (ответы детей) - Не хорошо отбирать игрушки силой, нужно вежливо попросить и с тобой поделятся. Ребята, а вы сможете показать, как нужно вежливо попросить игрушку? Личностные: - проявление и отстаивание своего мнения. Познавательные: Общеуниверсальные: - поиск и выделение необходимой информации (вежливые слова); - осознанное и произвольное высказывание в устной форме; - поиск решения и выход из данной ситуации. Логические: - анализ ситуации; - построение логической цепи рассуждения с учителем. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Основная Усвоение нового материала 6 мин. Словесный метод: беседа. Рассказ об «Ателье» Авторский Цель: с помощью беседы вывести детей на слово «Ателье» и дать краткую характеристику данного места. Необходимые материалы: презентация Предварительная подготовка: заранее включить презентацию на первом слайде. Проведение: учитель беседую с детьми о одежде, о ее частях и знакомит с новыми знаниями. Примечания: учитель должен сам стараться вывести детей на понятие «Ателье». Варианты проведения: можно использовать не презентацию, иллюстративный материал. Когда необходимо убрать рукава, учитель предлагает детям закрыть глаза, а в это время заменяет детали. А кто ее создаёт? (Люди) - Правильно, это целая команда. А вы знаете кто это? (Нет) Далее он создаст детали вашего пальто. но только отдельные части. Сшивать все части будет ещё один человек, портной. Он создаст уже готовое пальто. К примеру, вы приходите в ателье с просьбой сшить вам пальто. Вы будите обращаться к Закройщику. Это человек, который поможет вам в выборе цвета, из чего будет состоять ваше пальто. Выслушает все ваши пожелания и зарисует эскиз. Учитель: А теперь ребята, я попрошу вас посмотреть на доску. Приложение № 3 - Что вы видите? (Платья) - А как можно одним слово назвать эти предметы?) (Одежда) - А теперь что вы видите? (Пальто) -Вот перед вами снова пальто, но что изменилось? (Нет рукавов) - А теперь? (Нет пуговиц) - А чем отличаются эти две картинки? (на одной картинке пальто целое, а на другом нет) - А пальто может быть без рукавов и без пуговиц? (нет) - Значит, оно состоит из каких – то частей. - А где создаются вещи? (В магазине) - А вы видели в магазине не совсем готовое платье или пальто? (нет) - Значит, есть место, где сначала создают и сшивают вещи, а потом отправляют их в магазин. Как это место называется? - Это место называется «Ателье» А одежда сама создаётся? (Нет) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Логические: - анализ; - синтез; - сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений.
  Проверка понимания нового материала: 10 мин. Практический метод: ролевая игра «Ателье» Заимствованный Происхождение метода Взят из пособия: Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. «Введение в школьную жизнь». Цель: с помощью ролевой игры нужно создать ситуацию недостаточности средств, которая может быть разрешена обращением ребёнка (группы детей) к другому ребёнку (к другой группе). С помощью проблемной ситуации научить детей взаимопомощи. Необходимые материалы: иллюстративный материал, раздаточный материал, карточки «?» и «Л», значок «Гонец» Предварительная подготовка: заранее подготовить конверты, вывесить на доску иллюстративный материал, положить на парты значки «Гонец» Проведение: дети объединяются по четыре человека. Каждая группа получает конверт, в который вложены детали одежды: платья и комбинезона. По цвету, отделке и раскрою все 6-8 вариантов (по числу групп) одежды отличаются друг от друга. В каждом конверте не хватает деталей для сборки. Но в сумме во всех конвертах все необходимые детали есть. Им необходимо собрать части одежды в одно целое. При возникновении трудности ученики используют знакомые им знаки «?» и «Л». Для того, чтобы выйти из ситуации недостаточности средств ученикам нужно выбрать гонца, который пойдёт на поиски необходимой вещи. После того ка дети соединили все части, учитель выдаёт клей и листок бумаги на которую наклеиваются детали. Учитель: А теперь давайте представим, что мы вами портные в ателье. Ателье называется «Солнышко», а мы как настоящие работники будем лучиками. Закройщики раскроили разные платья и комбинезоны и прислали нам сшить детали. Сейчас я выдам вам конверты, в которых содержаться детали одежды: платья и комбинезона. Вам необходимо группой соединить части. Приложение № 4 (Далее учитель выдаёт конверты детям.) Учитель: Приступайте к работе и следите, чтобы ни одна деталь не потерялась, иначе какое-то платье будет без рукава, а какой-нибудь комбинезон останется без одной штанины. Тот, кто будет готов соединить все детали одежды, должен сообщить мне об этом, чтобы получить клей и бумагу, на которую наклеиваются детали. Личностные: -самоопределение ребёнка, какое место он занимает в группе. Регулятивные: - целеполагание (ребёнок на основе задания ставит себе цель которую необходимо достичь). - планирование (группы детей планируют будущую деятельность). - контроль (контролируют свои действия) - прогнозирование (представляют, что получится в итоге)
          Примечания: учителю необходимо хорошо следить за детьми. Так как это групповая работа, то разрешается рабочий шум. Сам учитель помощи не предлагает. Учителю необходимо проследить у всех ли на партах присутствует знаки «?» и «Л». Приложение № 5 Далее дети соединяют детали одежды. Несколько групп поднимают знак «?» и «Л» Учитель: - Что случилось? (По очереди каждая из групп сообщает, что им не хватает деталей одежды или, что у них есть лишние детали). Учитель: Я предлагаю вам выбрать представителя — гонца, сообщить ему, какую деталь надо просить у других групп, и послать его на поиски, потому что у кого-то из соседей может оказаться лишняя деталь! Приложение № 6 Далее дети выбирают гонца и надевают ему значок. Учитель: Ребята, гонцов мы выслушиваем вежливо и отдаём им то, что они просят. Помните нашу ситуацию с Пятачком и Винни-пухом? Как должен попросить гонец у вас детали? Познавательные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (недостаток деталей). Знаково-символические: - моделирование. Логические: - анализ; - синтез; - сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.
            (Вежливо) - А может ли он взять вещи без спроса? (Нет) - Итак, давайте попробуем. Далее дети отправляют своего гонца, он просит детали. Если у группы работа полностью готова, учитель выдаёт клей и бумагу. После того, как 2-3 группы закончат сборку и получат от учителя клей, остальным детям надо помочь сформулировать их запросы - А сейчас, я предлагаю вам выслушать просьбу одной из групп и правильно ее сформулировать Один из учеников этой группы встаёт: (У нас есть левый рукав комбинезона, но нет манжеты). - Отлично, мы можем ещё сказать так, «У меня есть левый рукав зелёного комбинезона. Какого цвета манжета вам нужна?» Далее остальные группы идут на поиски необходимых деталей, но уже формулируют свои запросы более точно. Затем собрав все части одежды, они наклеивают ее на бумагу. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. - управление поведением группы детей – контроль, коррекция, оценка действий партнёра (группы партнёров). - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Заключительная Рефлексия: 5 мин Метод оценивная «Коробочки» Заимствованный Происхождение метода: Взят из пособия: Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. «Введение в школьную жизнь». Цель: научить детей оценивать свои работы новым способом. Необходимые материалы: три коробки с надписями «Д», «С», «Н». Предварительная подготовка: заранее поставить коробки на стол Проведение: учитель сообщает детям, что им нужно оценить свою работу новым способом. Объясняет, что нужно делать. Ученики оценивают работу и кладут ее в соответствующую коробку. Примечания: данный вид оценивания очень интересен, так как с помощью него можно сделать вывод о самооценке детей, что пригодится в бедующей работе учителя. Варианты проведения: можно использовать стандартный метод оценивания, с помощью линейки. Или вывесить работы учеников на доску и устроить голосование на самую лучшую работу. Учитель: Все готовы? А теперь давайте оценим наши работы. Мы уже знаем, как оценивать себя с помощью линейки, я предлагаю вам новый способ. Перед вами три коробки. Вы должны группой подумать, какую оценку заслуживает ваша работа. Оцениваем мы ее по аккуратности исполнения, с помощью трех изображений: Приложение № 7 «Д» (дорого) — за очень хорошо сшитое платье. «С» (средне) — за продукцию среднего качества. «Н» (недорого) — за продукцию низкого качества, которую мы будем продавать по сниженным ценам. Далее оценивают свою работу, ставят ей оценку и кладут изображение в соответствующую коробку. Регулятивные: - оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; - саморегуляция; - самооценка. Познавательные: Логические: - анализ; - синтез; - сравнение. Коммуникативные: - оценить работу всей группы. Познавательные: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  Подведение итогов: 5 мин. Метод беседы Авторский Цель: подвести итоги занятия Необходимые материалы: Предварительная подготовка: Проведение: учитель задаёт вопросы ученикам о проведённом занятии. Примечания: стараться выслушать как можно больше учеников. Варианты проведения: Учитель: А теперь ребята давайте подведём с вами итоги нашего занятия. - Ребята, почему мы с вами сразу не смогли собрать платье и костюм? - А что мы сделали для того, чтобы собрать все детали? - А у кого мы ее просили? - А как не стоит просить о помощи? - А как называется то место, где создаётся одежда? - А каких работников мы там встретим? - Что было наиболее удачным на сегодняшнем занятии? - Что ещё понравилось? Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации. Логические: - анализ (проанализировать урок). Регулятивные: - оценка (оценивания новых знаний); - саморегуляция. Личностные: - понравилось ли мне.
                             

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: