Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий).
Существует три стиля руководства:
1. Авторитарный вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. В данном случае используется командный метод управления. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы.
Положительные моменты:
1. Не требует особых материальных затрат:
2. Позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.
Отрицательные моменты:
1. Подавляет инициативу;
2. Требует громоздкой системы контроля за работой персонала;
3. Повышает степень бюрократизма.
В результате снижается удовлетворенность сотрудников своей деятельностью и повышается их зависимость от руководителя. Долгосрочное использование такого стиля управления приводит к существенному снижению степени эффективности работы предприятия. Был характерен для нашей страны в период социализма.
2. Демократический делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.
Положительные моменты:
1. Стимулирует творческую деятельность;
2. Снижает недовольство сотрудников от принятых решений, так как они принимаются совместно;
3. Повышает мотивацию труда;
4. Улучшает психологический климат на предприятии и удовлетворенность от выполненной работы.
Отрицательные моменты:
1. Не осуществляется жесткого централизованного контроля;
2. Ответственность за выполнение может долго перекладываться;
3. Затягивается процесс принятия решений и их выполнения.
3. Либеральный управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их дисциплинированность.
Особенности.
1. Данный стиль управления возможно использовать при высокой квалификации работников и низком уровне подготовки руководителя.
2. Подчиненным предоставляется полная свобода, которая может привести к анархии.
Дадим характеристики стилей руководства по Херси-Бланшару.
Предписание - руководитель точно ставит задачу перед подчиненным, при этом ему не важно, насколько его взгляды разделяются в коллективе, он не принимает предложения подчиненных и не объясняет им происходящих процессов. Работа персонала строится в соответствии с четко определенными инструкциями, строго контролируется руководителем; поощряется четкое следование инструкциям и четкое выполнение задания.
Убеждение - руководитель рекламирует свою позицию и идеи, посредством убеждения старается превратить своих сотрудников в союзников. Возникающие идеи могут обсуждаться совместно с подчиненными. Идеи группы принимаются, но при этом руководитель сам контролирует и направляет работу.
Сотрудничество - руководитель на равных с подчиненными участвует в формировании задачи. Инициатива в определении тактики и ее реализации принадлежит группе, а задача руководителя - постоянно поддерживать инициативу и заинтересованность подчиненных, наравне с ними участвовать в работе и не слишком контролировать.
Делегирование - руководитель делегирует право принятии решения группе (или подчиненному), однако при необходимости готов оказать помощь. Группа самостоятельно определяет задачи, вырабатывает тактику и выполняет работу. Процесс обсуждения проблем может происходить и без руководителя. Руководитель лишь наблюдает за ходом выполнения работы (не всегда впрямую), но ответственность за конечный результат лежит на нем.
При выборе конкретного стиля руководства нужно учитывать по меньшей мере три фактора:
1. Ситуация (спокойная, стрессовая, неопределенная).
2. Задача (насколько четко структурирована).
3. Группа (ее особенности по полу, возрасту, времени существования).
Франчайзинг: сущность, виды, преимущества и недостатки
Сущность франчайзинга: способ ведения бизнеса, при котором фирма-франчайзер предоставляет франчази право осуществлять определенный вид деятельности с использованием своей технологии, лицензии, ноу-хау, марки. Договор коммерческой концессии.
Виды франчайзинга: товарный, производственный, деловой
Товарный франчайзинг - предоставление права франчайзи реализации товара под торговым знаком франчайзера.
Производственный франчайзинг - получение франчайзи права производить и реализовывать товары под торговым знаком франчайзера.
Деловой (Бизнес – формат) - франчайзи создает и развивает бизнес по модели и при участии франчайзера с использованием его технологий, ноу-хау, товарного знака и опыта предпринимательства.
Основные обязательства франчази: плата за использование лицензии, сохранение репутации фирмы-франчайзера.
Во франчайзинговом процессе принимают участие по меньшей мере две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза).
Первая сторона – франчайзер (франшизодатель, правообладатель, лицензиар, franchisor).
Франчайзером является крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и на определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой. Франчайзер в системе всегда один.
Вторая сторона – франчайзи (франшизополучатель, франчайзиат, franchisee). Франчайзи является, как правило, малая фирма или предприниматель, (юридическое или физическое лицо) приобретающее (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой. Франчайзи может быть несколько в одной франчайзинговой системе. Франчайзер и франчайзи связаны другом с другом системой договоров, в основе которых лежит франшиза.
Субфранчайзинг - получатель генеральной франшизы получает право в качестве франчайзера заключать договоры с новыми франчайзи.






