Китайская культура

Китай является уникальной страной, где культурная и государственная преемственность существуют со 2-го тысячелетия до н. э. В древности Китай был изолирован в географическом отношении, отрезан от остального мира морем, горами, огромными пустынями и степями Центральной Азии. Насколько известно, прямых контактов с западными странами не было вплоть до 2 века до н. э.. Первые земледельческие поселения относят к 5 тысячелетию до н.э. Около 2500 г. до н.э. складывается одна из первых династий – культура Луншань. Известные ранние образцы китайской письменности найдены на гадательных костях и относятся ко времени династии Шан (ок.1766-1027 гг. до н.э.).

Музыка в Китае выполняла важную социальную функцию: «Слова могут обманывать, люди могут претворяться, только музыка не способна лгать», - утверждали древние китайцы. Наиболее значительное укрепление данного положения связано с распространением конфуцианства. Конфуций [Кун-цзы] (ок. 551-479 до н. э.) – один из самых известных древнекитайских мыслителей, его основные взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Согласно конфуцианству, музыка представляла собой микрокосмос, воплощающий великий космос. Конфуций утверждал, что прекрасная музыка способствует истинному государственному устройству. «Если хотите знать, как страна управляется, и какова ее нравственность, прислушайтесь к ее музыке», - говорил он.

В 5-4 вв. до н.э. при дворе существовала должность дасыюэ, который ведал исполнением песенной и танцевальной музыки, а также обучением музыкантов и танцоров.

Уникальны музыкально-теоретические представления, разработанные в этой стране. В Китае была принята музыкальная система – люй-люй (изобретение приписывается мифическому правителю Хуан-ди и его придворному музыканту Лиин Луню). В ее основу положен хроматический 12-ти ступенный звукоряд (чисто акустический звукоряд, но не ладовый). Он образовывался при помощи 12 бамбуковых трубок разной величины (каждая последующая была в 1,5 раза больше предыдущей), в результате чего возникала цепь восходящих квинт[26]. Каждая из ступеней системы путем сложной символики связывалась с определенными представлениями из жизни природы, общества и т.д. Например, ступень означала месяц года, час дня, определенный цвет; нечетные звуки воплощали светлые, активные силы неба – ян, четные – темные силы земли - инь. Около 7 в. до н.э. из системы люй-люй было выделено пять важнейших тонов, образовавших пятиступенный звукоряд – пентатонику. Они имели не только музыкальный смысл, но олицетворяли явления природы: гром, шум ветра в ветвях, потрескивание дров в огне, журчание ручья. I ступень называлась гун – дворец; II – шан – беседа, совет; III – цзюэ – рог; IV – чжи – манифестация; V – юй – крылья. Эти же ступени отождествлялись с пятью первоэлементами древней натурфилософии – землей, водой, воздухом, огнем, ветром. Помимо этого, с 5 основными цветами. Имели они и социальную интерпретацию: правитель – чиновники – народ – деяния – объекты. Лад определялся тем, какой из звуков 12 тонового звукоряда играет роль гунн и шан. Всего в теории существовало 84 ладо-тональности (на практике использовалось меньше). В 5-3 вв. до н.э. появляются два дополнительных тона – полутон ниже гунн (бяньгун) и полутон ниже чжи (бяньчжи). Но они не приобрели самостоятельного значения.

Инструменты в китайской музыке применялись самые разнообразные: ударные (кожаный барабан, металлические колокола чжун, до, нао, колокольчики лин и др.); духовые - юэ (бамбуковая дудка), сяо (продольная флейта), пайсяо (многоствольная флейта пана), сюань (глиняная окарина/свистковая флейта); цинь – семиструнный щипковый инструмент (типа цитры), сэ (настольные гусли).

Произведения песенно-поэтического творчества китайцев (приблизительно с XI по VI в. до н. э. ) объединены в собрание, названное «Книгой песен» («Ши цзнн»). Сохранность материала была обеспечена тем, что уже в начале I тыс. до н. э. в древних школах юношей наряду со стрельбой из лука и управлением колесницей учили песням. Устное предание отобрало и передавало из поколения в поколение определенный свод, продолжавший составлять основу образования и в развитом классовом обществе. В песнях был закреплен исторический, нравственный, эстетический, религиозный и художественный опыт, приобретенный за тысячелетия предшествующего развития. Конфуций (VI–V вв. до н. э.) дал песням следующую характеристику: «Песни развивают воображение, учат наблюдательности, объединяют людей, воспитывают [справедливый] гнев, наставляют в служении, как отцу, так и господину, сообщают много сведений о птицах и зверях, деревьях и травах». Конфуций и его последователи использовали песни для проповеди своего учения. С этой целью свод был соответствующим образом обработан, каждая песня обросла комментарием, толкующим ее содержание в духе конфуциан­ского учения, а весь свод превратился в иллюстрацию конфуцианских положений. Окончательная запись одного из списков была произведена во II в. до н. э., когда конфуцианство было объявлено «официальной идеологией». Наряду с другими сводами «Книга песен» вошла в «Пятикнижие» — основу конфуцианского учения и в составе канона дошла до нашего времени.

Сборник включает простейшие трудовые песни, все содержание которых заключено в названии повторяющегося действия; песни-заклинания тотемов; календарно-обрядовую поэзию древнего типа; круг песен, примыкающий к свадебной и похоронной обрядности; эпические песни - среди них мифические, героические, исторические; культовые гимны; наконец, лирику с разработанной системой художественных средств и политическую дидактику, представляющую собой плод анонимных, но уже ощутимо присутствующих авторов.

Произведения, составляющие свод, типичны для синкретического искусства. Все они исполнялись под музыкальный аккомпанемент, пелись и плясались одновременно, так что перевод «ши» словом «песня» достаточно условен. В первом китайском трактате по поэтике, получившем название «Большое предисловие к «Книге песен» (II в. до н. э.), говорится: «Ши рождаются душевным волнением. В сердце — это душевное волнение, облеченное в слова - ши. Чувства возникают внутри, а форму обретают в словах. Слов не хватает - вздыхают, вздохов не хватает - протяжно запевают, протяжного пения не хватает - непроизвольно руки начинают делать танцевальные движения, а ноги - притоптывать». Недаром Бань Гу (I в. н. э.), описывая сильное душевное волнение Ли Лина, провожающего на родину Су У, говорит: «Лин начал делать танцевальные движения, а в песне его пелось...». Иными словами, ши — это не стихи, а произведения, в которых слиты воедино слово, музыка (напев) и танцевальный жест, и такими они оставались, по крайней мере, до первых веков нашей эры.

На протяжении всей последующей истории Китая «Книга песен», вследствие своей принадлежности канону, входила в образовательный минимум китайцев и служила неисчерпаемым источником вдохновения для позднейших поэтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: