Общая характеристика художественной культуры Античности

Восточное Средиземноморье - один из древнейших очагов возникновения цивилизаций, колыбель собственно европейской культуры. В 3-м тысячелетии до н. э. на островах Эгейского моря, на острове Крит и в материковой Греции сложилась во многом единая культура - эгейская, или крито-микенская. Главным источником знаний о критской (минойской) культуре остается открытый А. Эвансом Кносский дворец и другие дворцовые комплексы на острове Крит. Этот дворец представляет собой сложный комплекс жилых, хозяйственных и ритуальных помещений. На стенах дворцов сохранились многочисленные фрески, изображающие различные стороны жизни минойского общества, в том числе и знаменитые «игры с быком», для которых, возможно, был предусмотрен открытый двор в центральной части дворца. В помещениях дворца был обнаружен значительный (ок. 5000 табличек) архив, содержащий главным образом хозяйственные документы.

Микенскую культуру создали греки-ахейцы, и многие ее достижения (фресковая живопись, фасоны одежды и виды оружия, канализация и водопровод) были заимствованы у минойской культуры. Наиболее значительными памятниками микенской культуры являются комплекс шахтных могил на северо-востоке Пелопоннеса, где было найдено большое количество различных изделий (в том числе знаменитая «маска Агамемнона»), дворцы, подобные критским (в Пилосе), и циклопические оборонительные сооружения (Тиринфская цитадель).

Крито-микенская цивилизация погибла, видимо, в результате взрыва вулкана и землетрясения на острове Санторин (Тира).

Гомеровская Греция ( XI – VIII вв. до н.э.)- Древняя Эллада. Это был периодперехода к раннерабовладельческому государству. Памятники зодчества и скульптуры этого времени почти не сохранились. Однако археологами было найдено большое количество гончарных предметов с геометрическими узорами.

Период назван по имени древнегреческого эпического поэта Гомера, которому со времен античности приписывается авторство «Илиады», «Одиссеи» и других произведений.

Биографические сведения о Гомере, приводимые античными авторами, противоречивы и малоправдоподобны. Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом, одним из аэдов[28]. Относительно времени жизни Гомера античные ученые приводили различные даты, начиная с 12 в. до н. э. (после Троянской войны) и кончая 7 в. до н. э.; широко бытовала легенда о поэтическом состязании между Гомером и Гесиодом. Как полагают большинство исследователей, гомеровские поэмы были созданы в Малой Азии, в Ионии в 8 в. до н. э. на основании мифологических сказаний о Троянской войне. В древности Гомеру приписывали комические поэмы «Маргит» и «Война мышей и лягушек», цикл произведений о Троянской войне и возвращении героев в Грецию: «Киприи», «Эфиопида», «Малая Илиада», «Взятие Илиона», «Возвращения» (т. н. «киклические поэмы», сохранились лишь небольшие фрагменты). Под названием «Гомеровские гимны» существовало собрание из 33 гимнов богам.

«Илиада» и «Одиссея» – первые дошедшие до нас памятники греческой художественной литературы. Поэмы посвящены событиям, связанным с походом греков-ахейцев против жителей малоазиатского города Трои, или Илиона. «Одиссея» описывает возвращение после троянского похода на родину и приключения греческого героя Одиссея. Сюжет «Илиады» — история гнева могучего героя ахейцев Ахилла. Будучи обижен вождем ахейцев Агамемноном, Ахилл долгое время не принимает участия в битве, вследствие чего ахейцы не могли одолеть троян, а потом, разгневанный убийством своего друга Патрокла, которого он послал на помощь ахейцам, Ахилл обрушивается на троян и в конце концов убивает самого храброго их вождя Гектора.

Главное отличие «Илиады» и «Одиссеи» от всех остальных эпических произведений Аристотель усматривал в том, что Гомер не развертывает свое повествование постепенно, а строит его вокруг одного события: в основе поэм лежит драматическое единство действия. Другая особенность, на которую также обратил внимание Аристотель: характер героя раскрывают не описания автора, а речи, произносимые самим героем.

Язык гомеровских поэм — исключительно поэтический, «наддиалектный» — никогда не был тождествен живой разговорной речи. Метрически оформлял песни «Илиады» и «Одиссеи» уходящий корнями в индоевропейское эпическое творчество гекзаметрстихотворный размер, в котором каждый стих состоит из шести стоп с правильным чередованием долгих и кратких слогов. Необычность поэтического языка эпоса подчеркивала вневременной характер событий и величие образов героического прошлого.

Сенсационные открытия Г. Шлимана в 1870-80-х гг. доказали, что Троя, Микены и ахейские цитадели не миф, а реальность. Современников Шлимана поразили буквальные соответствия ряда его находок в четвертой шахтовой гробнице в Микенах с описаниями Гомера. Сопоставление свидетельств гомеровского эпоса с данными археологии подтверждают выводы многих исследователей о том, что в своей окончательной редакции он сложился в 8 в. до н. э., причем древнейшей частью эпоса многие исследователи считают «Каталог кораблей» («Илиада», 2-я песнь). Очевидно, поэмы созданы не одновременно: «Илиада» отражает представления о человеке «героического периода», «Одиссея» стоит как бы на рубеже иной эпохи — времени Великой греческой колонизации, когда расширялись границы освоенного греческой культурой мира.

Для человека эпохи античности поэмы Гомера были символом эллинского единства и героизма, источником мудрости и познания всех сторон жизни — от военного искусства до практической морали. Гомера наравне с Гесиодом считали создателем всеобъемлющей и упорядоченной мифологической картины мироздания: поэты «составили для эллинов родословные богов, снабдили имена богов эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия, начертали их образы» (Геродот). Греческие дети учились читать по «Илиаде» и «Одиссее». Гомера цитировали, комментировали, объясняли иносказательно. Чтением избранных мест из поэм Гомера призывали исправлять души философы-пифагорейцы. Плутарх сообщает, что Александр Македонский всегда имел при себе список «Илиады», который хранил под подушкой вместе с кинжалом.

В 3 в. до н. э. римский поэт Ливий Андроник перевел «Одиссею» на латинский язык. В средневековой Европе Гомера знали только по цитатам и ссылкам у латинских писателей и Аристотеля, поэтическую славу Гомера затмевала слава Вергилия. Лишь в конце 15 в. появились первые переводы Гомера на итальянский язык (А. Полициано и др.). Событием в европейской культуре 18 в. стали переводы Гомера на английский язык А. Попа и на немецкий язык И. Г. Фосса. Впервые фрагменты «Илиады» на русский язык перевел двадцатисложным силлабическим — т. н. александрийским — стихом М. В. Ломоносов. В конце 18 в. Е. Костров перевел ямбом первые шесть песен «Илиады» (1787); были изданы прозаические переводы «Илиады» П. Екимова и «Одиссеи» П. Соколова. Титаническая работа по созданию русского гекзаметра и адекватному воспроизведению образной системы Гомера была проделана Н. И. Гнедичем, чей перевод «Илиады» (1829) до сих пор остается непревзойденным по точности филологического прочтения и исторической интерпретации. Высочайшим художественным мастерством отличается перевод «Одиссеи» В. А. Жуковского (1842-49). В 20 в. «Илиада» и «Одиссея» были переведены В. В. Вересаевым.

Архаический период не отделен от гомеровского резкой хронологической границей: его начало определяется приблизительно 8 веком, конец — началом 5 века, иногда — концом 1-й четверти 5 века. Историческим фоном периода была Великая греческая колонизация, раздвинувшая пределы известного грекам мира. В архаическую эпоху возникает и расцветает лирика (Сапфо[29], Алкей, Алкман, Ивик, Анакреонт и многие др.), продолжает развиваться эпическая поэзия, зарождается особый жанр историографии (логограф Гекатей Милетский), появляются первые драматурги (Феспид и др.), формируется сама система драматургического театрального действа.

Характерной чертой греческой архаической культуры и всей греческой цивилизации в целом становится агонистика [30]. Соревновательность пронизывает все сферы деятельности греков: от спортивных, мусических, театральных, поэтических состязаний до соревновательности в области искусства, что оказывает несомненное влияние на все ускоряющееся развитие и изменение всех отраслей знания и опыта у греков[31]. В архаический период рождается философия — первым назвал себя философом Пифагор[32]. Крупнейшими философами, а скорее еще в древнем смысле мудрецами, были представители милетской (ионийской) школы, Фалес, Гераклит и др. В это же время возникает и понятие философской школы, передающей и развивающей традицию от своего основателя: само развитие философских школ становится постепенно одним из связующих греческую мысль стержней вплоть до конца собственно античной цивилизации.

Для греческого искусства это эпоха открытий: новации в архитектуре, скульптуре и живописи определили облик всей греческой культуры в целом. Никогда более Греция не знала такого количества художественных школ, путей, богатства, разнообразия и оригинальности поисков. В 7-6 вв. складывается тип греческого храма с целлой, окруженной со всех сторон колоннадой, с доминирующим над фасадным портиком фронтоном со скульптурной группой, формируются два основных ордера греческой архитектуры: строгий дорический и изящный ионический. Древнейшие из греческих храмов, известные нам в значительной степени по остаткам, - храмы Геры в Аргосе и Олимпии и храм Аполлона в Ферме (Этолия).

В греческой керамике, стилистически очень разнообразной, в 8 в. широко распространяется так называемая ориентализирующая (восточная) манера, на которой сказалось сильное ближневосточное влияние. В 7 в. афинская чернофигурная вазопись приобретает господствующее положение, и когда афинские керамисты (Андокид) переходят в сер. 6 в. до н. э. к краснофигурной технике, этот шаг является решающим для всех греческих территорий.

Высшей точкой развития греческой культуры и искусства эпохи античности был классический (от лат. classicus — образцовый) период, начало которого относят обычно ко времени после греко-персидских войн (480–470-е до н. э.), конец — ко времени начала завоевательных походов Александра Македонского в конце 4 в. до н. э. Политическим фоном расцвета культуры и искусства в эпоху классики, своего рода его аналогом был расцвет демократических полисов, городов-государств Греции (например, Афины времени правления Перикла[33]). В 5 в. Греция пережила тяжелейшие войны в своей истории и попала под власть более сильной и политически единой Македонии.

Физическое совершенство и духовная красота как отражение высшего благородства и достоинства человека — главный смысл поисков классического искусства. Великими мастерами скульптуры греческой классики были Поликлет - создатель знаменитого «Копьеносца» («Дорифора»), в котором рассчитал «правильные» пропорции человеческой фигуры и впервые попытался представить человека в спокойном движении-шаге; Мирон, разрабатывавший тему сложного ракурсного движения (статуя «Метателя диска» — «Дискобола»); Фидий - вероятно, проектировщик всего архитектурно-скульптурного комплекса Акрополя в Афинах, высшего творения греческого мира, Пракситель - создатель самой знаменитой статуи древности «Афродиты Книдской», впервые представивший человеческую фигуру в состоянии отдыха и покоя («Гермес с Дионисом», «Отдыхающий сатир» и др.); Скопас и Лисипп, впервые изобразившие боль и страдание на человеческом лице и следовавшие уже не канону Поликлета, а по представлениям чистой художественности и пластичности. Именно искусство Праксителя, Лисиппа и Скопаса оказало самое сильное влияние на скульптуру эллинизма.

Архитектура классического периода создала образцовые типы дорического и ионического храмов (периптер, диптер, простиль, амфипростиль и др.). В 4 в. до н. э. в арсенал архитектуры был введен пышный и изящный коринфский орден, постепенно вытеснивший два основных - дорический и ионический. Храмостроительство эпохи представляют храм Зевса в Олимпии, Парфенон на Афинском Акрополе, храм Аполлона в Бассах. Лучшими архитекторами этого времени были Иктин (Парфенон, храм в Бассах) и Калликрат (Парфенон, храм Ники Аптерос на Акрополе). Облик архитектурных построек периода классики отличают ясность и простота, строгость и чистота линий. Великим экспериментом эпохи стал Акрополийский комплекс в Афинах, в котором сочетаются здания разных ордеров, элементы различных ордеров в одной постройке (ионический фриз с Панафинейским шествием в Парфеноне, дорическом периптере). В 5 и 4 вв. до н. э. создаются знаменитые театральные сооружения Греции — театр Диониса в Афинах и театр в Эпидавре.

Литература классического периода — самый представительный корпус античного мира. Отцом трагедии считался Эсхил, младшими современниками которого были Софокл, царь поэтов, и Еврипид, отцом комедии и самым крупным ее представителем — Аристофан, отцом истории — Геродот. Выдающимся историком 5 в. до н. э. был также Фукидид - автор истории Пелопоннесской войны.

В области философии 5–4 вв. до н. э. — время подлинного и великого ее расцвета, расширения деятельности философских школ (Сократ[34], Платон[35] - основатель Академии, Аристотель[36] - основатель Ликея[37] и школы перипатетиков и др.).

Эллинизм - искусственный термин, введенный в историю И. Г. Дройзеном, описывающий лишь одну черту, объединяющую европейскую и ближневосточную цивилизации после завоевания огромных территорий на пространствах от Греции до Индии Александром Македонским и образования после распада его империи государств, претендующих на политическое и культурное наследство его державы. Точкой отсчета эпохи считаются годы, когда Александр завоевал державу Ахеменидов, ее «концом» — год смерти последней царицы птолемеевского Египта Клеопатры[38].

Главными чертами периода можно считать:

· уникальное сочетание форм греческой государственности (полисы, демократические институты и т. п.) с восточной деспотией, признающей царскую власть неограниченной и божественной;

· широкое распространение греческого языка и культуры - литературы, театра, искусства, культов — на Востоке, от Малой Азии до северной Индии, возникновение синкретических культов (самый яркий пример - Серапис в Египте, соединивший в себе культы греческих Зевса, Гермеса и египетского Осириса);

· строительство огромного количества городов, население которых объединяло как греков и македонцев, так и местное население, отсюда - феномен своеобразной взаимной этнической и культурной ассимиляции.

Основанное на традициях греческого классического искусства, пользуясь всем его репертуаром, эллинистическое искусство искало новые пути выразительности и своеобразия. В искусстве этого мира соседствуют грандиозное и миниатюрное, эмоциональность, страстность и классическая простота и ясность. В скульптуре и живописи встречаются изображения разных возрастов - статуи стариков и детей (чего избегала греческая классика), жанровых сцен (статуи рыбаков, пахарей, садовников и т. п.), нечеловеческих страданий, боли (Лаокоон, рельефы Пергамского алтаря), откровенный эротизм. Принципиально новым для греческого искусства становится изображение обожествленного владыки (статуя Диадоха, правители в образах различных божеств и др.).

В архитектуре не появляется принципиально новых форм - памятники симбиоза культур не создали своих типов. Однако архитектура отличается стремлением к грандиозности, масштабности, пример тому - желание превратить гору Афон в статую Александра Великого, в одной руке которого должен был находиться город, через другую — низвергаться горный поток. Эпоха эллинизма крайне изобретательна в области технической инженерии (хитроумные устройства оповещения кораблей и определения направления ветра на Фаросском маяке в Александрии; корабли колоссальной вместительности, с садами и дворцами, сиракузские осадные машины, созданные Архимедом и т. п.), это — век расцвета науки (Архимед, Эратосфен и др.).

Контрасты искусства имеют параллели и в литературе: Аполоний Родосский создает в духе Гомера эпос «Аргонавтика», а Каллимах в это время пишет эпиграммы и гимны, декларируя свое отречение от большого жанра; появляется совершенно новый жанр романа, в котором неожиданные перипетии в судьбах героев сочетаются с неведомым греческой литературе психологизмом (Гелиодор и др.), комедия замещает место трагедии и отрывается от своего культового истока, процветает эпиграмма, эпистолярный жанр, рождается буколическая поэзия – изящное садово-парковое искусство эллинистической литературы. Любовь к красивому, прелестному, изысканному, сложному и будоражащему, немыслимому становится вкусом эпохи.

Главными центрами эллинистической цивилизации были Египет под властью македонской династии Птолемеев, Сирия Селевкидов, Пергамское царство, остров Родос, малоазийские полугреческие-полувосточные государства: Вифиния, Понт и др.

Наследником эллинистической культуры эпохи греческих и эллинизированных государств на Востоке стал после завоеваний 2-1 вв. до н. э. Рим.

Согласно преданию, город Рим (Roma) основан братьями Ромулом и Ремом около 754/753 до н. э. К середине 3 века до н. э., подчинив территорию Италии, Рим превратился в крупное государство, добившееся гегемонии во всем Средиземноморье, что привело к столкновению с Карфагеном. После трех Пунических войн, одержав победу над Карфагеном в 146 до н. э., Рим становится крупнейшей средиземноморской державой. В социально-политической жизни Рима 1 в. до н. э. все большую роль стали играть армия и ее вожди (Л. К. Сулла, Г. Марий, Г. Помпей и др.). В ходе гражданской войны 49-45 гг. до н.э. неограниченным правителем государства стал Цезарь; в 44 году в результате заговора сторонников республики Цезарь был убит. Новый период гражданских войн завершился победой Октавиана, получившего от сената в 27 до н. э. титул Августа. Со времени правления Августа Рим стал империей. При Траяне во 2 в. н. э. империя достигла максимальных границ. Восстания местного населения в завоеванных землях в сочетании с вторжениями варваров привели к отпадению ряда провинций и разделу империи на Восточную и Западную (395). В 476 году вождем германских наемников Одоакром был низложен последний император Западной Римской империи Ромул Августул. Восточная Римская империя под названием Византия просуществовала еще около 1000 лет.

В истории человечества не было другого государства, где сочетались бы факторы широкого территориального охвата и длительного существования. Вся область распространения римского господства - от Шотландии до Дуная и от Рейна до Северной Африки - изобилует сохранившимися до наших дней памятниками эпохи римской империи: дорогами, акведуками, общественными зданиями, оборонительными сооружениями, храмами. Главное же, что оставила после себя римская империя - это представление о направленной истории и мире - едином целом, где правит разумное начало. Подобные идеи содержатся в римской эпической поэзии (Вергилий), историографии (Тит Ливий, Тацит и др.) и географии (Страбон).

Наиболее ранние литературные достижения римской республики принадлежат драматургам (Плавт, Теренций [39]), продолжившим традиции новой аттической комедии. Историческая наука этого периода представлена именами Полибия (введшего в науку понятие «всемирной истории») и Саллюстия Криспа. Поэзия, в основном лирическая, получила развитие только к концу республиканского этапа (Катулл, Тибулл, Проперций). То же самое следует сказать о риторике и философии (Цицерон [40], Лукреций).

Наследие Рима стало основой европейской цивилизации (римское право, латинский алфавит, система образования). Существование единого государства способствовало и распространению христианства, зародившегося на восточной окраине Империи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: