Музыка в Древней Греции

Достижения греков и римлян в области поэзии, литературы, архитектуры, скульптуры были известны издавна. Иначе обстояло с античной музыкой. Длительное время представления о ней ограничивались музыкально-теоретическими трактатами и описаниями в мифах и различных литературных источниках. Лишь в 1883 году в Малой Азии, недалеко от древнего города Трал была найдена мраморная погребальная стела[41] с выгравированным на ней текстом эпитафии некоему Сикилу (приблизительно 2 в. до н.э.). Вместе с обычным текстом на ней были обнаружены знаки древнегреческой нотации. Перевод этих знаков в современную нотацию не предоставил труда, однако реальное звучание этого фрагмента принесло лишь разочарование. Ни мелодия, ни ритм, на взгляд современников Вагнера, Верди, Чайковского, не являлись особо оригинальными. Напротив, они были достаточно просты и порой даже банальны.

Текст:

Пока живешь – сверкай,

Никогда не печалься,

Коротка жизнь,

Время требует конца.

Вариант текста:

Пока живешь – веселись

И ни о чем не печалься:

Жизнь коротка,

И время возьмет свое.

В 1892 году был обнаружен небольшой нотный фрагмент из трагедии Еврипида «Орест»; в 1893 – отрывки нотных текстов двух гимнов Аполлону в афинской сокровищнице в храме Аполлона в Дельфах. И далее все новые находки пополняли арсенал сведений о греческой музыке - в 1918, 1955, 1959, 1965, 1972 (нотный отрывок из трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде»). В настоящее время известно около 50 различных фрагментов древнегреческой музыки. И все они не обнаружили каких-либо особых художественных качеств древней греческой музыки.

Неужели величайшая культура человечества, оставившая в наследство высочайшие достижения зодчества, скульптуры, театра, философской и научной мысли, оказалась столь не выразительной в музыке? Скорее всего, дело в другом.

Имеющиеся в нашем распоряжении расшифрованные записи не могут дать нам представление о подлинном звучании древнегреческой музыки. И не только потому, что их мало, но главным образом потому, что принятая у греков система нотной записи выполняла несколько иную функцию, нежели в современном мире. Вероятнее всего, запись осуществлялась после исполнения - post factum, а не res facta – в существующей у нас практике – сначала музыка записывается, а затем исполняется по нотам. Античная запись не ставила целью зафиксировать реальное звучание, а фиксировалась как некая схема для напоминания. Отсюда весьма примитивный ритм и мелодика имеющихся фрагментов.

Например, Гимн Аполлону, приписываемый Пиндару, в современной расшифровке выглядит следующим образом:

Безусловно, практика живого музицирования была гораздо ярче, интереснее и богаче. Иначе невозможно объяснить многочисленные греческие тексты, в которых описывается впечатление от звучания и исполнения греками музыкальных произведений.

Принимая во внимание все вышесказанное, постараемся охарактеризовать греческую музыку, опираясь на имеющиеся в распоряжении исследователей эллинские источники: литературные, теоретические трактаты, изобразительные искусства.

Прежде всего, отметим, что само слово музыка произошло от имени богини Музы, покровительницы искусств. Первоначально Муза была единственной. Поэтому Гомер в «Одиссее» упоминает только одну музу:

Для всех людей земных певцы достойны

награды и чести, потому что муза обучила

их напевам, ибо возлюбила она племя певцов.

К единственной музе обращается и Пиндар: «О, владычица муза, мать наша». Вероятно, это было связано с тем, что в архаической Греции длительное время господствовали представления о неразрывном единстве всех экспрессивных[42] искусств: музыки, поэзии и танца – так называемой, триединой хорее. Лишь с течением времени муз стало девять. Согласно греческой мифологии, они являются дочерьми Зевса и Мнемосины (богини памяти). В период классической Греции окончательно закрепились их функции:

Каллиопа – прекраснозвучная – муза эпической поэзии и знания, изображалась со свитком и палочкой для письма.

Клио – прославляющая – муза истории, изображалась со свитком и палочкой для письма.

Евтерпа – очаровательная – муза лирической поэзии (музыки), изображалась с флейтой и лирой в руках.

Талия – цветущая – муза комедии, изображалась с комической маской.

Мельпомена – поющая и танцующая – муза трагедии, изображалась с трагической маской и венком из плюща.

Терпсихора – услаждающая хороводом – муза танца, изображалась с лирой и плектром.

Эрато – прелестная – муза лирической поэзии, изображалась с лирой в руках.

Полигимния – многопрославляющая – муза серьезной гимнической поэзии.

Урания – небесная – муза астрономии, изображалась с небесным сводом и циркулем в руках.

Таким образом, богини покровительствовали поэзии, науке и искусствам. Те искусства, которым покровительствовали музы, назывались мусическими. А человек, обладающий знаниями в сферах, которым покровительствовали музы, считался образованным или мусическим. Покровителем муз считался бог Аполлон - в греческой мифологии и религии сын Зевса, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств. Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой.

Мусическая история античности начинается с аэдов [43] (рапсодов) – эпических певцов, распевавших на пирах во дворцах владык древнего мира мифы и предания о богах и героях в сопровождении струнных инструментов. Демодок (согласно Гомеру) жил у царя феаков Алкиноя, Фемий – во дворце Одиссея в Итаке, Фамир служил у эхалийского царя Эврита. В дальнейшем рапсоды уже не пели, а декламировали эпические поэмы.

Появляются и поэты – мелики, которые создавали стихи для последующего их пения под инструментальное сопровождение. Пение было сольным и хоровым. Отсюда название двух видов пения под аккомпанемент инструментов – сольная лирика [44] и хоровая лирика.

Среди жанров сольной и хоровой лирики развиваются элегии,[45] сколии (застольные песни), эпиталамии (свадебные песни, исполнявшиеся перед дверями комнаты молодоженов), гименеи (свадебные песни, с которыми невесту провожали от дома родителей до дома жениха), оды [46], эпиникии (победные песни, сопровождавшие въезд в город победителей), гимны богам (дифирамб – гимн в честь бога Диониса, пеан – гимн в честь бога Аполлона), трен (похоронный плач) и др.

Одним из наиболее известных поэтов (меликов) в 7 веке до н.э. был Архилох с острова Парос. Сохранилось немногим более сотни отрывков его стихов различных по содержанию: от любовных до нравоучительных басен. Особой популярностью пользовался его гимн, прославляющий Геракла. Не меньшей славой пользовалась Сафо (Сапфо), воспевающая в своих стихах любовь. Ее даже называли «Десятой музой». Современник Сафо Алкей создал большое количество сколий. Во второй половине VI века до н. э. особенно славился Анакреонт, изобретавший необычайно выразительные напевы и аккомпанемент для своей поэзии. Основоположником оды считается Пиндар (ок. 518-442 или 438 до н. э.); немало им создано и эпиникий — похвальных песен в честь победителей на Олимпийских, Дельфийских и других спортивных играх.

Художественная агональность (соревновательность) запечатлена в мифах и в литературе Древней Греции. Кифарод Аполлон соревнуется с авлетом Марсием и побеждает его. У Гомера в «Илиаде» кифарод Фамир соревнуется в пении с музами и оказывается побежденным. Известно, что в Спарте участники совместных трапез соревновались между собой в исполнении застольных песен. Созданный Платоном литературный жанр – диалог – также представляет собой соревнование между участниками ученой беседы. Соперничество становилось активным движущим импульсом для творчества.

Первоначально музыка звучала во время спортивных соревнований и выполняла прикладную функцию. Павсаний указывает, что во время соревнований по пятиборью исполнялась сольная пьеса для авлоса. Во время бега звучала пьеса для авлоса, именовавшаяся «эндроме» (в пер. с греч., пробегаю). Шествие победителей также сопровождалось музыкантами и хорами.

Позднее появились состязания в мусических искусствах. В греческих областях они устраивались во время различных празднеств и в честь различных богов. Самыми почетными были Пифийские игры, которые проходили в Дельфах при храме Аполлона Пифийского[47]: сначала один раз в 8 лет, с 586 г. до н. э. - раз в 4 года. Сначала соревновались кифароды, исполнявшие гимн (пеан) в честь бога Аполлона. Победителя увенчивали лавровым венком. Позднее стали включаться состязания рапсодов, авлетов, кифаристов, хоров, поэтов. Именно на подобного рода соревнованиях оттачивалось мастерство музыкантов.

В Древней Греции самым популярным и доступным инструментом была лира - струнный щипковый инструмент. Пение под лиру – лиродия – было весьма распространено.

Звуковым ящиком архаической лиры служил панцирь черепахи. Позднее он стал изготавливаться из дерева. Сбоку крепились две ручки (сначала для них использовались рога диких козлов, затем дерево), которые соединялись деревянной перекладиной. Струны крепились с одной стороны на перекладине, с другой – на небольшой дощечке в нижней части звукового ящика. Струны (хорды) делались из бычьих или бараньих кишок, либо из сухожилий козлов. Натяжение струн осуществлялось сначала при помощи небольших ремешков, которые выделывались из бычьей кожи, позднее при помощи колков. Все струны были одинаковой длины, но отличались толщиной. Использование кожаного ремня позволяло играть на лире не только сидя, но и стоя. Звук извлекался либо пальцем, либо плектром. Архаическая лира имела 3 струны, к 7 веку до н.э.у Терпандра лира стала семиструнной. В дальнейшем появляются свидетельства о еще большем количестве струн – Тимофей из Милета (450-350 гг. до н.э.) создал 12-ти струнную лиру. По свидетельству современников, лира обладала негромким, но благородным и спокойным звучанием. Строй лиры был избран в качестве теоретического феномена, олицетворявшего древнюю музыкальную систему. Наименования струн лиры стали наименованиями ступеней звукоряда «полной неизменной системы».

Кифара – инструмент, близкий лире, но более совершенный. Если лиру можно считать инструментом для всех любителей музыки, то кифара – инструмент профессионалов. Звуковой ящик был более крупным, звук – громче и по весу инструмент был тяжелее.

Согласно Гераклиду Понтийскому, создателем кифародии (пения под аккомпанемент кифары) был певец Амфион. Ему приписывают добавление 4-ой струны. Однако наиболее известным кифаредом был Терпандер из Антиссы (о. Лесбос, 1-я пол. 7 в. до н. э.). Ему приписывается усовершенствование этого инструмента. Около 676 года до н.э. он одерживает победу на состязаниях в Спарте и закрепляет право кифаредов участвовать в состязаниях. На Пифийских играх 588 года до н.э. были включены и сольные соревнования кифаристов (чисто инструментальные, без пения).

Наряду с лирой и кифарой сохраняла свою популярность и древняя арфа.

Самым распространенным духовым инструментом в Древней Греции был авлос – (άύλόξ – греч. трубка). Согласно мифу, авлос изобрела богиня Афина. Но когда она попробовала сыграть на нем и увидела в ручье отражение своего искаженного напряженного лица, то с негодованием отбросила инструмент, который был найден фригийцем Марсием. Овладев им в совершенстве, он вызвал на состязание самого Аполлона и был побежден богом. Исполнитель на авлосе именовался авлетом.

Главная часть инструмента – трубка цилиндрической формы. Она могла быть разной длины и диаметра. Изготавливались авлосы из тростника, лотоса, веток лавра, рогов животных, самшита и даже меди. Первоначально было 3-4 отверстия, позднее их количество достигало 15.На верхнем конце крепился мундштук с тростью (либо одинарной, либо двойной). В музыкальной практике применялся одинарный (с одной трубкой) или двойной авлос.

Авлеты участвовали в культовых церемониях, театральных представлениях, сопровождали военные походы, но большая часть музыкантов играла в кабаках, на пирушках, во время застолий. Поэтому в общественном мнении античности сложился весьма нелестный портрет авлета. Пример тому двустишие неизвестного поэта:

«Мужчине-авлету боги разум не вдохнули,

Ибо [все равно] вместе с дыханием и ум изгоняется».

В греческих школах также предпочтение отдавалось обучению на лире, затем наиболее успешные ученики совершенствовались в игре на кифаре; авлос же избегался.

Авлодия (пение с сопровождением авлоса) начинает развиваться одновременно с кифародией. Одним из первых известных авлетов является фригиец Олимп (7 век до н.э.). В 586 году до н.э. глава малоазийской школы авлодии Сакад в Дельфах на Пифийских играх исполнил на авлосе соло, изображавшее битву Аполлона с Пифоном. «Пифийский ном» состоял из нескольких частей:

· испытание – вступление, в котором Аполлон проверяет, годится ли местность для сражения;

· призыв – вызов дракона на поединок;

· ямбикон – имитация сражения;

· спондейон – религиозная мелодия, игравшаяся перед алтарем во время жертвоприношений;

· финальный хоровод, смысл которого выражен в словах «бог танцует победные песни».

Нередко авлос выступал в ансамбле с лирой или кифарой.

Флейта Пана – сиринкс (сиринга, в пер. с греч., свистеть) упоминается у Гомера как инструмент пастухов: «пастухи, наслаждающиеся сирингой» («Илиада»). Конструкция представляла собой ряд тростниковых трубок различной длины, соединённых вместе (от 5 до 10). Верхние окончания трубок были одной длины, нижние образовывали собой изгиб, напоминающий, как пишет Поллукс, крыло птицы. Звук извлекался при помощи вдувания воздуха в отверстия трубок. Существовала и одинарная сиринга с несколькими отверстиями на трубке для пальцев. Сиринга – один из самых архаичных инструментов. Наиболее популярный миф о ее происхождении связан с Паном – козлорогим богом лесов и рощ, охранителем стад и покровителем пастухов и охотников. Пан влюбился в нимфу Сирингу, однако она не ответила на его чувство. Бог стал преследовать Сирингу, убегавшую от Пана по лесам и полям. И когда он почти настиг ее, нимфа взмолилась богам о помощи. По их воле она превратилась в тростник. Раздосадованный Пан тяжело вздохнул, и его дыхание коснулось тростника, который издал жалобно-свистящий звук. С тех пор Пан никогда не расстается с тростником-сирингой.

Сальпинга – древнегреческая труба, которая первоначально изготавливалась из рогов животных и имела несколько загнутую форму. Есть свидетельства об изготовлении сальпинг из слоновой кости. Однако чаще всего их делали из меди и железа. Сальпинга имела костяной мундштук. На ней извлекались звуки обертонового ряда. Она активно применялась в общественной, религиозной и особенно в воинской жизни в качестве сигнального инструмента.

Кимвалы – состоят из двух полых полусферических металлических пластинок различных размеров (прообраз современных тарелок). Обычно использовались в религиозных обрядах.

Тимпан (в пер. с греч., бить, ударять) представляет собой круглый обруч, обтянутый с обеих сторон мембраной, выделанной из шкуры животного.

Систр (в пер. с греч., дрожу, трясу) изготавливался в форме металлической подковы с рукояткой и свободно прикрепленными к подкове металлическими колокольчиками. Звучание систра, когда его трясли, не было резким, так как, по словам Поллукса, систр служил игрушкой, с помощью которой убаюкивали детей.

Среди инструментов, которые появились в Риме, необходимо выделить предшественник органа – гидравлос. Изобретение органа приписывается Ктесибию из Александрии (вторая треть 3 века до н.э.). К сожалению, образцов этих древних инструментов практически не сохранилось. Есть изображения, описания (Витрувия - 1 век до н, э.) и упоминания в литературе, свидетельствующие о его популярности. Гидравлос состоял из клавиатуры, аппарата, нагнетающего воздух, который поступал в ряды труб через специальные отверстия.

Основы античной теории музыки были заложены Пифагором, развиты Платоном, Аристотелем, Аристоксеном и Евклидом. В римский период они были переизложены Плутархом, Павсанием и Птолемеем.

Считается, что греческая музыка (и сольная, и хоровая, и инструментальная) была одноголосной. Тип музыкального мышления греков можно определить как тетрахордно-ладовый.

Основной звукоряд назывался тетрахордом: тетра – четыре, хорда – струна. Тетрахорд – звукоряд, представляющий собой последовательность из 4-х звуков в объеме кварты[48]. «Тетрахорд – это соответствующее и правильное согласие четырех звуков, расположенных в порядке их позиций» (Мартиан Капелла). Крайние звуки тетрахордов неподвижны, в отличие от подвижных средних. На раннем этапе развития греческой музыки сложились три вида диатонических тетрахордов. Их отличия обусловлены позицией полутона в звукоряде.

Дорийский тетрахорд – 1т. 1т. ½ т. (e-d-c-h)

Фригийский – 1т. ½ т. 1т. (d-c-h-a)

Лидийский - ½ т. 1т. 1т. (c-h-a-g)

Причем, порядок последования ступеней в звукоряде – нисходящий.

Лады образовывались при помощи соединения двух тетрахордов.

Дорийский лад – e-d-c-h-a-g-f-e

Фригийский лад – d-c-h-a-g-f-e-d

Лидийский лад – c-h-a-g-f-e-d-c

Миксолидийский лад – h-a-g-f-e-d-c-h

Полный звукоряд, использовавшийся в музыкальной практике, образовывал Полную неизменную систему:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: