Взаимосвязь факторов и результатов производства

Рассмотрим вопрос о взаимосвязи спроса на товары и на факторы производства. Очевидно, что покупая тот или иной товар, потребитель тем самым удовлетворяет свою потребность в нем, ибо всякий товар обладает потре­бительной стоимостью. Потребность людей в определенном товаре выступает в виде совокупного спроса на рынке. Именно таким спросом и руководствуется производитель товара, когда покупает необходимые для его производства факторы производства. В результате этого потребительский спрос оказывается связанным с производственным спро­сом, т.е. спросом на необходимые факторы производства товара.

В указанной взаимосвязи спроса потребительского и про­изводственного рыночный спрос покупателей является детер­минирующим, определяющим спрос на факторы производст­ва. Вот почему экономисты часто называют спрос на факторы производства производным спросом. Действительно, такой спрос является вторичным, производным от первичного, ис­ходного, основного потребительского спроса.

С точки зрения неоклассической теории доход, полу­ченный от производительной деятельности, люди распреде­ляют между различными товарами и услугами, которые они могут приобрести на рынке. Распределение согласно маржинальному, или предельному, анализу происходит так, чтобы получить одинаковое удовлетворение от последней единицы затрат на любой необходимый товар. Воля поку­пателей выражается в спросе, который и передается произ­водителю. Мотивация производителя, указывает американ­ский экономист Д.Гэлбрейт (р. 1908), происходит исключи­тельно за счет перспективы получения прибыли, которую он стремится максимизировать за неопределенный период'. На первый взгляд, создается впечатление, что современный рынок представляет собой демократическую экономиче­скую систему, ибо он основывается на воле отдельных, свободных потребителей, которые своими голосами решают вопрос о производстве тех или иных товаров. Однако такое впечатление сразу рассеивается, если мы учтем, что доходы людей далеко не одинаковы, а ведь от них в конечном сче­те зависит платежеспособный спрос. Существование моно­полий еще больше искажает картину, поскольку они путем повышения цен на товары значительно снижают спрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: