Рассмотрим вопрос о взаимосвязи спроса на товары и на факторы производства. Очевидно, что покупая тот или иной товар, потребитель тем самым удовлетворяет свою потребность в нем, ибо всякий товар обладает потребительной стоимостью. Потребность людей в определенном товаре выступает в виде совокупного спроса на рынке. Именно таким спросом и руководствуется производитель товара, когда покупает необходимые для его производства факторы производства. В результате этого потребительский спрос оказывается связанным с производственным спросом, т.е. спросом на необходимые факторы производства товара.
В указанной взаимосвязи спроса потребительского и производственного рыночный спрос покупателей является детерминирующим, определяющим спрос на факторы производства. Вот почему экономисты часто называют спрос на факторы производства производным спросом. Действительно, такой спрос является вторичным, производным от первичного, исходного, основного потребительского спроса.
|
|
С точки зрения неоклассической теории доход, полученный от производительной деятельности, люди распределяют между различными товарами и услугами, которые они могут приобрести на рынке. Распределение согласно маржинальному, или предельному, анализу происходит так, чтобы получить одинаковое удовлетворение от последней единицы затрат на любой необходимый товар. Воля покупателей выражается в спросе, который и передается производителю. Мотивация производителя, указывает американский экономист Д.Гэлбрейт (р. 1908), происходит исключительно за счет перспективы получения прибыли, которую он стремится максимизировать за неопределенный период'. На первый взгляд, создается впечатление, что современный рынок представляет собой демократическую экономическую систему, ибо он основывается на воле отдельных, свободных потребителей, которые своими голосами решают вопрос о производстве тех или иных товаров. Однако такое впечатление сразу рассеивается, если мы учтем, что доходы людей далеко не одинаковы, а ведь от них в конечном счете зависит платежеспособный спрос. Существование монополий еще больше искажает картину, поскольку они путем повышения цен на товары значительно снижают спрос.