1) Школа научной организации труда.
Основателем является Фредерик Тейлор. Научная организация труда (НОТ) – это организация труда на основе достижения науки и передового опыта. Появилось направление тейлоризм – система методов управления и приемов труда. Труд, по Тейлору, это процесс создания стоимости. Поэтому с целью получения максимальной прибыли необходимо использовать достижения науки и техники.
2) Школа административного управления.
Ярким представителем является Анри Файоль. Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами(1 - разработка рациональной системы управления организацией; 2 - построение структуры организации и управления работниками.)
А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:
разделение труда, благодаря которому удается повысить его производительность;
равновесие между полномочиями и ответственностью;
дисциплина;
единоначалие, при котором работник подчиняется только одному руководителю;
|
|
единство направления движения всех подразделений организации;
главенство общих интересов над личными;
достойное вознаграждение как условие верности работников;
равновесие между централизацией и децентрализацией;
иерархичность организации;
система во всем(порядок);
справедливость, представляющая собой сочетание доброты и правосудия;
стабильность персонала и недопустимость текучки кадров;
инициативность в теории и выполнении плана;
корпоративный дух — ощущение себя членом команды.
3) Школа поведенческих наук.
Ярким представителем данной теории является Эмиль Дюркгейм. Школа поведенческих наук – это поведенческое направление в менеджменте. Суть этой школы сводится к замене физической интенсивности труда, созданием такой соц. психологич. атмосферы, кот. способствовала бы достижению высок. производит. и создавала бы иллюзию единст. рабочих и предпринимателей.
4) Школа человеческих отношений.
Два ярких представителя этой школы - Мэри Фоллет и Элтон Мэйо. Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей. Если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, а это будет вести к увеличению производительности.
5) Бихевиоризм.
Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. Д. Уотсон считал, что в поведении человека нет ничего прирожденного, а все его проявления, это результат внешней стимуляции. Цель бихевиоризма — превращение психологии в область знания управляющую и предсказывающую поведение. Исследования, проведенные на животных, бихевиористы автоматически переносили на человека. Обучение животного — это повторение (закон упражнения), т.е. выработка приспособительных реакций, затем закрепление, установление прочной зависимости между стимулом и реакцией (закон эффекта)
|
|