Тема: «Дифференциация „Т'-„Ть",,Д"-,Дь"»
Цели:
1. Учить дифференцировать звуки «Т»—«Ть», «Д»—«Дь» в устной речи и на письме.
2. Формировать умение понимать и объяснять значения слов.
3. Учить читать повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения с правильной интонацией.
4. Развивать внимание, память, графические навыки.
Оборудование: предметные картинки, маркеры согласных звуков —твердого (мягкого), звонкого (глухого), схемы звуко-слогового анализа, карточки с точкой, вопросительным и восклицательным знаками, кассы букв, синие и зеленые ручки, тетради в узкую линейку, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Предложить детям поочередно называть слова с заданным звуком.
2. Упражнение «Звуки „Т'-„Ть", „Д"-„Дь"».
Выставить на наборное полотно маркеры звуков, предложить рассказать, какие звуки «Т»—«Ть», «Д»—«Дь», и разбить эти звуки на пары. Объяснить, чем звуки в паре похожи, а чем отличаются («Д»—«Т», «Дь»—«Ть», «Д»—«Дь», «Т»—«Ть»).
|
|
3. Упражнение «Посмотри, повтори, ответь»
Выставить на наборное полотно картинки: Дина - тина, том - дом, тачка — дачка, прудик — прутик; Тема — Дема, уточка - удочка, точка - дочка, вода - вата, тень - день, кадушка - катушка, плоды — плоты, трава - дрова. Предложить детям послушать пару слов, повторить их, найти нужные картинки и объяснить значения соответствующих слов (3—4 пары слов).
4. Упражнение «Закончи предложение».
Попросить детей послушать и закончить каждое предложение подходящим словом:
Назовем мы книжку «том».
Для жилья построим... (дом).
Вот тележка — это тачка.
Дом в саду зовется... (дачка).
Я в тетрадке ставлю точку.
Мама любит свою... (дочку).
По реке плывут плоты.
Зреют на ветвях... (плоды).
Нитку сматывай с катушки.
Воду черпай из... (кадушки).
Во дворе растет трава,
На траве лежат... (дрова).
У болота стоит Дина,
Затянула его... (тина).
В жаркий, знойный летний день
Мы хотим укрыться в... (тень).
5. Физкультминутка.
Дети произносят слоги: тя-дя, тю-дю, та-да и др., выполняя различные движения руками, наклоны, приседания.
6. Упражнение «Составь схему».
Предложить детям рассмотреть картинки: катушка — кадушка, прудик — прутик. Составить схему слова «катушка» (прудик) и сказать, какое еще слово подходит к этой схеме.
7. Работа с кассой букв.
Предложить детям выложить слова: катушка, кадушка, прудик, прутик и прочитать их.
8. Работа в тетради.
Попросить детей записать в тетрадях в узкую линейку эти слова. Обозначить твердость и мягкость согласных Т, Д соответствующими ручками.
9. Упражнение «Прочитай с правильной интонацией».
|
|
Попросить детей прочитать предложение, в конце которого нет знака препинания. (У Димы прутик.)
—Это предложение Нам о чем-то сообщает. Что надо поставить в конце предложения? (Точку.)
После ответа поставить карточку с точкой и попросить прочитать это предложение еще раз.
—А если в предложении о чем-то спрашивается, что надо поставить в конце?
После ответа поставить вместо точки карточку со знаком вопроса и попросить прочитать предложение повторно с нужной интонацией.
—Если мы ответим на вопрос радостно, какой знак надо поставить в конце предложения?
Заменить знак вопроса на восклицательный. Попросить прочитать предложение повторно с нужной интонацией.
10. Работа в тетради (продолжение).
Написать в тетрадях в узкую линейку эти предложения.
11. Итог занятия.
На дом: задание 101.