Смягчение риска

Сокращение риска в инновационной деятельности может быть достигнуто несколькими способами:

– увеличением точности предсказания возможных потерь;

– накопленным опытом в данной области.

С точки зрения совершенствования методов управления рисками практический интерес представляет использование двух методов:

1) сегрегация (разделение активов);

2) комбинация (объединение активов).

Суть метода сегрегации заключается в сокращении потерь при наступлении риска путем разделения активов. Число неблагоприятных событий, однако, может возрасти. Поэтому все их проявления надо тщательно контролировать. Рост количества случаев риска приводит к проявлению закона больших чисел, который увеличивает возможности фирмы к предопределению рисковых случаев. Это также служит сокращению экономических рисков.

Активы могут быть разделены:

1) по применению (например, хранение свободных денежных средств фирмы в различных банках, хранение взрывоопасных веществ в небольших количествах в различных бункерах);

2) по собственности (например, собственность может быть записана на различные фирмы, входящие в корпорацию).

Комбинация активов происходит на базе внутреннего роста компании (например, увеличение парка автомобилей) либо на базе централизации бизнеса, т. е. при слиянии двух или более коммерческих фирм (у новой коммерческой организации будет больше активов). Как правило, слияние фирм происходит в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка. Этот шаг сокращает возможные потери, т. к. снижается число единиц, которые подвержены экономическому риску и находятся под контролем в одной организации.

Для сокращения возможных потерь применяется еще один метод – диверсификация бизнеса. Он базируется на разделении активов фирмы с последующей комбинацией возможных потерь. Данный метод повышает сохранность инвестиций за счет реструктуризации инвестиционного портфеля в целом. Снижение портфельных рисков происходит за счет разнонаправленности инвестиций. Портфели, состоящие из рисковых финансовых активов, формируются таким образом, что если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточным, то другие проекты могут оказаться успешными и будут приносить прибыль. Это спасет фирму от убытков. Например, инвестор приобрел акции в пяти акционерных обществах. Это увеличивает вероятность получения им среднего дохода в пять раз, и соответственно, в пять раз снижает риск по сравнению с вложением средств в акции одного общества.

Различают следующие виды диверсификации:

– диверсификация деятельности – увеличение используемых технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции, ориентация на различные социальные группы;

– диверсификация рынка сбыта – работа одновременно на нескольких рынках сбыта (потери на одном из них могут быть компенсированы прибылью на других);

– диверсификация закупок сырья и материалов – взаимодействие с несколькими поставщиками, что позволяет ослабить зависимость предприятия от отдельных контрагентов.

В практической деятельности возможны случаи, когда диверсификация увеличивает риск. Например, если компания вкладывает средства в деятельность, где ее влияние ограничено.

Объединение рисков и их диверсификация – методы, которые активно используют страховые компании и инвестиционные фонды.

Эффективными способами снижения риска в инновационной деятельности являются:

– анализ и оценка инновационного проекта;

– проверка контрагентов по проекту;

– планирование и прогнозирование инновационной деятельности;

– тщательный подбор персонала.

В инновационной деятельности компании большое значение имеет обеспечение защиты коммерческой тайны. Утечка информации из фирмы о новом разрабатываемом инновационном проекте подтолкнет конкурентов к проведению исследований в этой области. В конечном итоге это может обернуться крупными потерями для фирмы-инноватора. Чтобы создать систему защиты коммерческой тайны, на предприятиях должен осуществляться жесткий контроль за доступом к информации. В его основе лежат правовые нормы Российской Федерации и организационно-распорядительные документы, действующие в организации.

Одним из наиболее эффективных методов этого типа является использование стратегического планирования и прогнозирования. Этот метод заключается в периодической разработке сценариев развития предприятия и оценке будущего состояния рыночной конъюнктуры. Естественно, для создания прогнозов необходимо постоянно отслеживать информацию обо всех изменениях, происходящих во внутренней и внешней среде предприятия.

Компания может использовать в качестве борьбы с риском методы целенаправленного маркетинга. Для этого она использует различные маркетинговые методы и приемы: сегментация рынка, оценка емкости рынка, анализ конкурентов, организация рекламной кампании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: