Тема: « Посуда. Словоизменение. Словообразование»
Цели:
1. Уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его.
2. Формировать обобщающее понятие «посуда».
3. Закрепить понимание назначения посуды.
4. Учить использовать существительные множественного числа в родительном падеже.
5. Учить суффиксальному способу образования существительных (сухарница, супница и т.д.).
6. Развивать внимание, память, мышление, общую моторику.
Оборудование: предметные картинки, картинки-наложения, мяч, фланелеграф, части посуды для фланелеграфа, изображения волшебников НИКа, НИЦЫ, ОНКи, ЁНКи, аудиозапись плясовой мелодии, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Ребенок переворачивает картинку на своем столе, называет изображенную на ней посуду и ставит картинку на наборное полотно.
Обведя все картинки, логопед спрашивает: «Что это?»
2.Упражнение «Федорино горе».
Прочитать сказку К. Чуковского «Федорино горе» (в сокращении) и задать детям вопросы:
- Для чего нужна посуда?
- Как надо относиться к посуде?
- Как надо за ней ухаживать?
3.Упражнение «Почини Федорину посуду».
Выставить на фланелеграф вырезанные по контуру изображения чайника без носика и крышки, чашки без ручки и донышка, графина без горлышка.
Предложить детям назвать недостающие части, «починить» посуду, добавив их, и сказать, что они сделали:
- Я приклеил ручку к чашке. И т.д.
4.Игра с мячом «Скажи во множественном числе».
Логопед говорит «чашка» и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, говорит «чашки» — и возвращает мяч логопеду. И т.д., включая части посуды.
5.Игра с мячом «Назови ласково».
Логопед говорит «чашка» и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, говорит «чашечка» и возвращает мяч логопеду. И т.д., включая части посуды.
6. Физкультминутка.
Мы тарелки (чашки, ложки) дружно мыли. Вот так. Вот так. | Дети имитируют мытье посуды. |
А потом их вытирали и на полку убирали. Вот так. Вот так. | Тянутся на носочках, подняв руки вверх. |
А потом мы отдыхали, дружно, весело плясали. | Пляшут под музыку. |
7. Упражнение «Волшебники».
- К нам пришли волшебники НИК, НИЦА, ОНКа, ЕНКа. Они умеют создавать новые слова.
Выставить на наборное полотно картинки «сахар», «волшебница НИЦА» и предложить детям сказать, какое слово получилось у волшебницы («сахарница»). Так же со словами: суп, сухари, конфеты, хлеб.
Аналогично волшебник НИК и слова: чай, кофе, салат, соус; волшебники ОНКа, ЁНКа и слова: соль, масло.
8.Упражнение «Магазин».
Раздать детям предметные картинки. Спросить:
- Где можно купить посуду?
По картинкам попросить дать полный ответ на вопрос:
- Чего много в магазине? (Много чайников, чашек, ножей, кастрюль, сковород и т.д.)
9.Итог занятия.
На дом: задание 100.