Тема:«Дом. Строительство»
Цели:
1. Уточнить и расширить словарь по теме, активизировать его.
2. Учить составлять рассказ по выполненному действию.
3. Учить составлять рассказы по сюжетной картинке.
4. Учить составлять описательные рассказы.
5. Учить префиксальному способу образования глаголов.
6. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, сюжетная картинка «Дети строят дома из кубиков» (см. задание на дом 105), кубики, картинно-графический план описательного рассказа (см. задание на дом 105), наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Какой дом из кирпичей (соломы, глины, льда, снега,- черепицы, камней, пряников, блоков, панелей, леденцов)?
2.Игра «Строители».
Задать вопросы:
- Кто строит дома?
- Кто красит стены?
- Как называется место, где строят дома? (Стройка, строительство.)
- Как назвать технику, которая помогает в строительстве? (Строительная.)
Предложить детям поиграть в строителей и построить дом из кубиков. Уточнить, что делают сначала, что потом.
- Что делают сначала: фундамент или стены? Стены или крышу? И т.д.
3.Упражнение «Как мы строили дом».
Предложить детям вспомнить и рассказать, как они строили дом и какой он получился.
4. Физкультминутка (см. занятие 104).
5. Работа над рассказом по сюжетной картинке.
Рассмотреть картинку «Дети строят дома из кубиков» и предложить ответить на вопросы:
- Коля, Петя и Катя тоже строят дома. Что дети сделали сначала, что потом?
- Дом во сколько этажей построил Петя? Коля? Катя?
- Чей дом выше? Ниже?
6.Упражнение «Какой дом?».
Предложить детям по картинно-графическому плану рассказать, какой дом получился у Пети (Коли, Кати).
7.Упражнение «Подбери словечко».
Предложить детям изменить слово «шла».
- Лена по улице шла, через дорогу... (перешла).
- Лена к дому... (подошла). Она за угол дома... (зашла), из-за дома... (вышла), вокруг дома... (обошла), в дом... (вошла), а потом из дома... (вышла), по тротуару в магазин... (пошла).
8. Итог занятия.
На дом: задание 105.
Занятие 106
Тема:«Мебель»
Цели:
1. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.
2. Формировать обобщающее понятие «мебель».
3. Упражнять в правильном использовании предлогов НА, ПОД, НАД, ОКОЛО, ЗА, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД во фразовой речи.
4. Учить согласовывать местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными.
5. Учить находить общую часть родственных слов.
6. Развивать внимание, память, мышление, общую моторику.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, игрушечная мебель, картинно-графические схемы предложений (см. задание на дом 106), наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Мебельный магазин». Пригласить детей в мебельный магазин.
- Что продают в мебельном магазине?
- Назовите мебель, которую вы знаете, во множественном числе.
По мере ответов выставлять на наборное полотно картинки с изображением мебели.
Добавить картинки с изображением мебели, которую дети не называли. Уточнить ее название.
Предложить детям «купить» и назвать ту мебель, про которую можно сказать «моя» («мой», «мое», «мои»).
Задать вопросы:
- Чего много было в мебельном магазине?
- Для чего нужна мебель? (Мебель нужна для того, чтобы было удобно жить.)
- Для чего нужен стол (стулья и т.д.)?
3.Физкультминутка.
Игра «Прятки».
Предложить детям спрятаться ПОД (ЗА) какую-то мебель.
Раз, два, три, четыре, пять —
Я иду ребят искать.
Я иду, иду, иду,
Никого я не найду.
- Ваня, где сидишь? (Я сижу под (за) столом.)
- Ваня, вылезай. Откуда ты вылез? (Я вылез из-под (из-за) стола.)
И т.д.
4.Упражнение «Поручение».
Предложить детям выполнить действия с игрушечной мебелью.
- Петя, поставь стул около (рядом с) дивана(ом).
- Вика, поставь стол между стульями.
- Катя, поставь тумбочку около дивана, а столик - между креслами.
И т.д.
5.Упражнение «Шифровки».
Предложить детям «расшифровать» картинно-графические схемы и прочитать предложения.
6.Итог занятия.
На дом: задание 106.