В России в конце XIX – начале XXI вв.
Классические представления о ветвях власти. Концепция разделения властей. Своеобразные специфические формы реализации принципа разделения властей в истории российской государственности. Формирование ветвей власти в ходе Великой Российской революции на этапе становления конституционной монархии.
Зарождение советской формы народного представительства. Эволюция законодательной власти Советов, трансформация ее в формально представительную, коллегиальную власть. Нормотворческая деятельность - прерогатива высших партийных органов ВКП (б) - КПСС. Практика оформления в законах советскими высшими органами власти, создаваемых партией нормы права. Приближение законодательной власти к принципам народной демократии в период «перестройки». Создание Съезда народных депутатов, выбираемых на альтернативной основе всеобщим тайным равным голосованием
Особенности исполнительной власти в российской империи на рубеже XIX-XX вв. Дальнейшая ее централизация. Деление в СССР власти по специализациям на представительную, административную и контрольную. Создание в СССР командно-административной система управления и планирования. Попытки децентрализации системы управления в годы «оттепели».
Административная реформа 2004 г. – важная веха в совершенствовании исполнительной власти современной России. Построение трехуровневой организации центральных федеральных ведомств: министерство, федеральная служба, агентство.
Последствия судебной реформы 1864 г. Радикальные перемены судебной системе России после утверждения советской власти. Частичное восстановление прежних правовых принципов в организации судебной системы. Важнейшие основные принципы и элементы судебной власти в СССР закреплялись в Конституциях 1924, 1936, 1977 гг. Шаги по созданию подлинно независимой судебной власти на рубеже XX-XXI вв.
Утверждение принципа разделения властей по сферам государственной деятельности на законодательную, исполнительную и судебную власть в Конституции 1993 г.
Особое место прокуратуры во властных структурах. Эволюция российской прокуратуры от децентрализованного состояния при государственных учреждениях для защиты интересов монарха к современной централизованной организации, тесно взаимодействующей с судебной властью в интересах соблюдения прав человека и гражданина, интересов российского общества.
Лекция 1 (т. 13)