Вопрос. Тема 1. Исследование и его роль в научной и практической деятельности человека

Тема 1. Исследование и его роль в научной и практической деятельности человека

Вопросы:

1. Проблемы и методы их разрешения.

2. Научный метод.

3. Системный анализ как основа научного исследования.

4. Методологические особенности исследования систем управления.

Вопрос.

Многовековая история человека сформировала множество способов решения возникающих перед ним проблем. Джонсон Р. (1971) приводит шесть основных из них:

· обращение к сверхъестественному;

· обращение к всемирно известным авторитетам – чем древнее, тем лучше;

· интуиция;

· здравый смысл;

· логика;

· научный метод.

Данный перечень хронологически не связан с процессом развития человечества, ибо и сегодня люди используют эти подходы в ситуациях, где необходимо решение проблем.

Принято также различать проблемы по степени их структуризации, т.е. по ясности, осознанности их постановки; степени детализации и конкретизации представлений об их составляющих и взаимосвязях; и, наконец, по соотношению количественных и качественных факторов, отмечаемых в постановке проблемы. Учитывая это, выделяют три класса проблем:

· хорошо структуризованные;

· слабоструктуризованные, или смешанные проблемы, которые содержат как количественные, так и качественные оценки;

· неструктуризованные, или качественные проблемы.

Для решения проблем люди создают системы. Для первого класса проблем научные методы не нужны, поскольку для их решения существует развитый и мощный аппарат математического моделирования и строгие количественные методы решения. Основная область приложения научных методов или методов системного анализа – второй класс проблем – слабоструктуризованные.

Считается, что неструктуризованные проблемы не решаются методами системного анализа, для их решения применяются так называемые эвристические методы. Конечно, между этими тремя классами проблем трудно провести какие-либо четкие границы, но суть дела в другом. Метод системного анализа как раз и есть метод структуризации, упорядочения проблем. Мы будем рассматривать вопросы применения системного анализа только в области управления экономическими процессами в рамках действующей организации.

вопрос.

Основу науки управления, как и любой другой науки, составляет научный метод. Научный метод – это метод, использующий общепризнанные процедуры и способы исследования. Важная особенность научного метода – это позиция исследователя или лица, принимающего решение. Правильный, систематизированный и обоснованный подход предполагает скорее объективность и рассудительность, чем эмоциональное отношение. Применяя научный метод в явном или неявном виде, необходимо отложить окончательное суждение до тех пор, пока не будет собрана вся относящаяся к делу информация.

Научный метод требует:

1) объективных, а не субъективных мнений;

2) разборчивости и проницательности;

3) творчества.

Общие методы научного познания, как известно, делятся на три большие группы:

· эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

· используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

· теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Известно, что исследование как процесс выработки новых знаний является одним из видов познавательной деятельности. Существует множество достаточно близких по смыслу трактовок понятия «исследование». Воспользуемся наиболее собирательной из них: «исследование систем управления – это научный поиск в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверка гипотез, установление закономерностей, экспериментальное и научное подтверждение возможности повышения эффективности управления достижением поставленных организацией целей и задач».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: