Вопрос. Алго­ритм решения проблем, основанный на предложениях различных исследователей, который заключается в последовательной структуризации про­блем в следующем

Алго­ритм решения проблем, основанный на предложениях различных исследователей, который заключается в последовательной структуризации про­блем в следующем порядке:

1-й этап – слабая структуризация неструктуризованной проблемы;

2-й этап – сбор дополнительной информации о ней, установление взаимосвязи составляющих (где только возможно, дать количественные оценки, хотя бы субъективные, экспертные);

3-й этап – перевести проблему в разряд структуризованных, к решению которых уже можно приложить аппарат математического моделирования и выбора оптимальных решений (Черняк, 1975).

Любая система не только существует, но и совершает какие-то действия, и анализ даже простых понятий сложной системы требует их рассмотрения в двух аспектах – «функция» и «схема».

Функция системы – это все, что система делает, может делать, а схема – это совокупность элементов, участвующих в реализации функций системы, и методы, с помощью которых система осуществляет свои действия.

В такой двухаспектной системе существует два типа задач:

1) анализ – по заданной схеме найти реализуемую ею функцию;

2) синтез – по заданной функции найти реализующую ее схему.

Анализ, как известно, – это метод исследования путем разложения предмета исследования на составные части и последующее сравнение этих частей с определенными критериями. Основные задачи анализа:

- выявление элементов объекта исследования и их свойств;

- анализ характеристик элементов и связей между ними;

- выявление структуры и динамики объекта в целом как адаптивной синергетической системы, состоящей из многих элементов (но система не есть простая сумма этих элементов).

Синтез представляет собой соединение частей, полученных в ходе анализа, в новое целое. Методы анализа и синтеза органически связаны между собой. Основные задачи синтеза заключены в определении:

- требований к «выходу» системы (продукция);

- условий функционирования системы, при которых на «выходе» можно получить определенный материальный поток;

- структуры и динамики объекта, реализующего эти требования;

- элементов, потоков, связывающих эти структуры;

- способов функционирования этих элементов;

- способов контроля и корректировки выполнения данным объектом данных функций.

Задачи как исследования, так и проектирования первоначально формулируются в самом общем виде, с большой степенью неопределенности, что связано с отсутствием информации как о том, что изучаемый объект делает (каковы функции системы), так и о том, каким образом это осуществляется (какие схемы реализуют эти функции). Поэтому на практике процесс исследования (познания) и реализации полученных знаний для улучшения или создания новых объектов, методов всегда представляет собой сложную, переплетающуюся и многократно повторяемую последовательность операций анализа и синтеза.

Не может быть успешного системного исследования в случае недобросовестного отношения к нему руководства организации – заказчика или самих исследователей. Условиями успеха системного анализа следует считать наличие следующих основных элементов:

· выявления и детализации целей;

· соответствующей информации;

· ресурсов и их увязки с целями;

· определения критериев на этапе анализа для выявления имеющихся отклонений и последующего синтеза новой системы или ее элементов;

· корректно выполненного обоснования полученных результатов.

Таким образом, системный анализ – это последовательно реализуемые задачи анализа и синтеза, а конечным результатом является, как правило, синтез системы, необходимой для решения проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: