Алгоритм решения проблем, основанный на предложениях различных исследователей, который заключается в последовательной структуризации проблем в следующем порядке:
1-й этап – слабая структуризация неструктуризованной проблемы;
2-й этап – сбор дополнительной информации о ней, установление взаимосвязи составляющих (где только возможно, дать количественные оценки, хотя бы субъективные, экспертные);
3-й этап – перевести проблему в разряд структуризованных, к решению которых уже можно приложить аппарат математического моделирования и выбора оптимальных решений (Черняк, 1975).
Любая система не только существует, но и совершает какие-то действия, и анализ даже простых понятий сложной системы требует их рассмотрения в двух аспектах – «функция» и «схема».
Функция системы – это все, что система делает, может делать, а схема – это совокупность элементов, участвующих в реализации функций системы, и методы, с помощью которых система осуществляет свои действия.
В такой двухаспектной системе существует два типа задач:
|
|
1) анализ – по заданной схеме найти реализуемую ею функцию;
2) синтез – по заданной функции найти реализующую ее схему.
Анализ, как известно, – это метод исследования путем разложения предмета исследования на составные части и последующее сравнение этих частей с определенными критериями. Основные задачи анализа:
- выявление элементов объекта исследования и их свойств;
- анализ характеристик элементов и связей между ними;
- выявление структуры и динамики объекта в целом как адаптивной синергетической системы, состоящей из многих элементов (но система не есть простая сумма этих элементов).
Синтез представляет собой соединение частей, полученных в ходе анализа, в новое целое. Методы анализа и синтеза органически связаны между собой. Основные задачи синтеза заключены в определении:
- требований к «выходу» системы (продукция);
- условий функционирования системы, при которых на «выходе» можно получить определенный материальный поток;
- структуры и динамики объекта, реализующего эти требования;
- элементов, потоков, связывающих эти структуры;
- способов функционирования этих элементов;
- способов контроля и корректировки выполнения данным объектом данных функций.
Задачи как исследования, так и проектирования первоначально формулируются в самом общем виде, с большой степенью неопределенности, что связано с отсутствием информации как о том, что изучаемый объект делает (каковы функции системы), так и о том, каким образом это осуществляется (какие схемы реализуют эти функции). Поэтому на практике процесс исследования (познания) и реализации полученных знаний для улучшения или создания новых объектов, методов всегда представляет собой сложную, переплетающуюся и многократно повторяемую последовательность операций анализа и синтеза.
|
|
Не может быть успешного системного исследования в случае недобросовестного отношения к нему руководства организации – заказчика или самих исследователей. Условиями успеха системного анализа следует считать наличие следующих основных элементов:
· выявления и детализации целей;
· соответствующей информации;
· ресурсов и их увязки с целями;
· определения критериев на этапе анализа для выявления имеющихся отклонений и последующего синтеза новой системы или ее элементов;
· корректно выполненного обоснования полученных результатов.
Таким образом, системный анализ – это последовательно реализуемые задачи анализа и синтеза, а конечным результатом является, как правило, синтез системы, необходимой для решения проблемы.