«Исследование систем управления» как учебную дисциплину целесообразно рассматривать как совокупность существующих в этой области знаний в четырех взаимосвязанных аспектах:
1) понятийный аппарат научного исследования или основные категории исследования;
2) структуризация СУ;
3) эффективность СУ;
4) методология ИСУ.
Не требует особых доказательств утверждение о том, что целесообразно сначала разобраться в структуре СУ, в рамках существующего у специалистов разнообразия подходов к этим проблемам, а затем рассматривать, как эти системы исследовать.
Понятийный аппарат исследования определяет и обеспечивает терминологическое и логическое единство при разработке гипотезы, концепции и плана проведения исследования. Определение критериев эффективности и методов их оценки позволяет, используя метод системного анализа, сопоставлять фактическое состояние элементов и компонентов с критериями или характеристиками нормального, нормативного состояния. Определение этих отклонений, их влияния на эффективность функционирования СУ позволяет ситуационно формулировать как минимум одну из двух задач – совершенствования (развития) или реструктуризации (реорганизации).
|
|
Цель исследования – это конкретное конечное состояние или искомый результат, который предполагается достичь в процессе исследования. Цель, как известно, должна быть конкретной и должна формализоваться в контрольные параметры или критерии достижения цели. Обычно это описывается в следующих выражениях: изучить …, описать …, установить …, выяснить …
Субъект исследования – это исследователь, аналитик, разработчик. В его качестве может выступать как отдельный человек, так и коллектив специалистов (Черняк, 1975).
Существуют разнообразные трактовки понятия «объект». Наиболее собирательным является следующее определение: объект исследования – это процесс или совокупность явлений, предметов и т.д., подвергаемых наблюдению.
Предмет исследования – это стороны, свойства и отношения объекта, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах (это то, что находится в границах объекта).
Должна быть сформулирована задача исследования, которая определяет отношение субъекта исследования к его объекту и предмету исследования. Задача в конкретных случаях (исследовательских срезах системы управления) получает различные интерпретации: исследование свойств объекта, конструирование, реструктуризация, создание объекта, его использование.
Связи между объектом, предметом, исследователем и задачей устанавливает язык исследования, с его помощью исследователь может отразить все свойства объекта, которые необходимо принять во внимание при решении задачи.
|
|
Особое значение при проведении исследования придается разработке гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной истиной (теорией).
После разработки гипотезы формируется концепция исследования, или, другими словами, – единый определяющий замысел (идея) исследования.
Концепция исследования СУ может содержать следующие смысловые разделы:
· общее определение исследуемой проблемы;
· местоположение проблемы в СУ (подсистема, элемент, компонент);
· цель исследования;
· основная идея решения проблемы;
· общее определение методов исследования;
· укрупненная оценка потребности в ресурсах для проведения исследования (людские, временные, финансовые).
На основе концепции исследования разрабатывается программа (или план) исследования, в соответствии с которой определяют порядок выполнения, включающий три этапа исследования:
· сбор данных (экспериментальная проверка гипотез);
· классификация, анализ и интерпретация;
· выводы, обобщение, корректировка гипотезы или разработка новой гипотезы.
Программа исследования должна быть сбалансирована по срокам, исполнителям, используемым методам исследования и обработки исходных данных, средствам, а также увязана с другими исследовательскими планами и программами.
Теоретические цели исследования системы управления – это мониторинг, выявление тенденций. Практические исследования, в свою очередь, могут проводиться в целях совершенствования системы управления:
- совершенствование организационной структуры;
- сокращение звенности (числа управленческих связей);
- укрупнение и дезинтеграция организации;
- изменение структурных подразделений;
- совершенствование разделения труда;
- совершенствование информационного обеспечения;
- совершенствование методов управления;
- изменение функций управления и т.д.
- развитие или реструктуризация.
Таким образом, научный метод или научные разработки обслуживают практику. Наука выполняет роль инструмента для построения абстрактных заместителей реально действующих СУ и их составляющих элементов, позволяя разрешать практические затруднения в деятельности, тем самым обеспечивая развитие СУ. В этом заключается функциональная роль ИСУ в развитии системы управления.