В эпоху Возрождения мыслители заложили основы Европейской исторической науки Нового времени. Вольтер, Дидро, Гиббон

Современная историческая наука, включающая в себя множество школ и направлений, сформировалась в 19-20 веках.

В России, историческая наука прошла долгий путь развития, который характерен для любой страны. Важным этапом в переходе от летописей к историческому исследованию является последняя четверть 17в. Именно тогда появились работы, основанные на критике источников и рациональном изучении причинно-следственных связей событий в рамках авторских концепций. Наиболее яркие из них – «Созерцание краткое» и «Известие истинное» Сильверстра Медведева, «Генеалогия» Игнатия Римского-Корсакова, «Скифская история» Андрея Лызлова. Эти работы заложили фундамент отечественной исторической науки, которая вскоре, в 18 в, достигла значительных успехов. Среди выдающихся учёных того времени – «отец русской историографии» Татищев, Миллер, Щербатов, Болтин, Шлецер. Навсегда вошли в сокровищницу науки и культуры России труды корифеев исторической мысли 19 в. (Карамзина, Соловьёва, Ключевского); историков-концептуалистов, создавших оригинальные построения истории нашей страны (Полевого, Костомарова, Милюкова); учёных, заложивших основы отечественной археографии, источниковедения и историографии (Каченовского, Строева, Бестужева-Рюмина); исследователей, разрабатывавших конкретные проблемы российской истории (Забелина, Семевского, Павлова-Сильванского).

Большой вклад в развитие отечественной исторической науки внесли учёные 20 в. При этом они придерживались различных схем и построений в изучении прошлого. Лаппо-Данилевский, например, следовал неокантианской теории ист-ого познания, Кареев изучал её позитивистско-плюралистическую версию, Шпет – феноменологическую. Новые теорико-философские и логические подходы к пониманию смысла и хода истории сосуществовали с эмпирическими исследованиями, научное значение которых сохранилось до наших дней (труды Платонова, Кизеветтера, Богословского). С марксистских позиций рассматривали движущие силы исторического процесса Плеханов, Ленин, Рожков, Покровский. После Октяб-й рев-ии марксистская идеология и методология становятся господствующими в Советской России. В годы сталинской диктатуры многообразие в подходах к историческим явлениям и процессам сменяется их единым толкованием.

Репрессии, обрушившиеся на историков, догматическое следование «марксистско-ленинской теории» в сталинской интерпритации, ограничение контактов с зарубежными исследователями – всё это нанесло огромный урон российской истор-й науке. Тем не менее, советские учёные Дружинин, Зимин, Новосельский, Пашуто, Тихомиров и многие другие, продолжая и развивая традиции дореволюционной историографии, создали немало превосходных истор-х трудов. Весомый вклад в науку 20 в. внесли историки русского зарубежья (Вернадский, Николаевский). Значительный шаг вперёд в изучении прошлого нашего Отечества сделан в последние годы. Это позволяет по-новому подойти к освещению многих проблем истории России.

6.Периодизация древних цивилизаций. Проблема этногенеза восточных славян.Структура «Отечественной истории» совпадает с её периодизацией. Этапы:-Первобытно-общинная эпоха (до 9в. Н.э.)-Древнерусское гос-во (9-12вв.)-Феодальная раздробленность (12-15вв.)

-русское централизованное гос-во (14-17)-начальный этап модерницации (18в)

-Кризис федальных отношений (1800-1860)

-Становление капитализма (1861-1917)

-Период революционного безвременья (февраль-сентябрь 1917г)

-1ое 10ти летие совецкой власти (1917-1927)

-Сталинский период (1928-1953)

-Дефрмация Сталинской модели социализма (1953-1985)

-Период перистройки (1985-1991)и Современный этап. На территории нашей страны в 6-10 вв. жили восточные славяне: Вятичи, Поляне и другие. К 10 веку у восточных славян складывается клановое общество. Его становление завершается образованием древнерусского государства. Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгороде утвердился Рюрик. После его смерти власть захватил Олег в 879 г., и в 882 г. он с помощью обмана захватил Киев, ставший центром объединенного государства. Древнерусское государство раннефеодальной монархии. Во главе государства стоял великий князь, а его сыновья, братья и дружинники осуществляли суд и сбор дани. Главной задачей страны являлась защита границы от набегов кочевников. В 991 г. князь Олег подписал с Византией первый международный договор. Древнерусское государство значительно укрепилось при князьях Игоре и Святославе, но подлинный рассвет Киевской Руси произошел при князе Владимире I. При нем все земли восточных славян объединялись в состав Киевской Руси. В 988 г. Владимир принимает христианство в качестве новой государственной религии. Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальность единства Киевской Руси. Отвергнув примитивное язычество, Русь становилась равной другим христианским странам. Кроме того, принятие христианства сыграла большую роль в развитие русской культуры. В 11 в. в Киеве и Новгороде прошли народные восстания, вызванные усилением феодальной эксплуатации. Ярослав Мудрый сумел их подавить. Эти события заставили составить свод законов, получивший название «Правда Ярослава». К середине 11 в. на Руси утвердились феодальные отношения. Земля и основные средства производства находились в руках феодалов. Всё свободное население называлось «люди», а зависимое «закупы» и «рядовичи». Основной хозяйственной формой была «Вотчина», которая передавалась по наследству от отца к сыну. Владелец вотчины был боярин или князь. Древнерусское государство к 12 веку имело международное признание и являлось единым государством всех восточных славян


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: