Экономическое и политическое положение СССР в 1945-1985 гг. Концепции построения коммунизма и развитого социализма и их несостоятельность. Стагнация и кризис в общественной жизни

После победы в Великой Отечественной войне среди общественных настроений доминировала надежда на лучшую жизнь. Война изменила частично общественное сознание. Она приучила многих критически мыслить, инициативно действовать, брать на себя ответственность. Особенно это коснулось молодого поколения, в среде которого возникают молодежные группы (в Москве, Воронеже, Свердловске, Челябинске и др. городах). Они занимали антисталинские, но просоциалистические позиции. Среди солдат, возвращавшихся в деревню, ходили упорные слухи, что крестьянам раздадут землю, облегчат налоги, выдадут на руки паспорта.

Таким образом, в обществе зрело понимание необходимости перемен. Это субъективное ощущение накладывалось на особую духовную атмосферу первых послевоенных лет.

Даже значительной части партийно-государственного аппарата (существенно обновленного за годы войны) война показала невозможность сохранения в прежнем виде всех довоенных порядков. В 1946-1947 гг. при составлении и обсуждении (закрытом) проектов новых Конституции СССР и Программы ВКП (б) номенклатурными работниками были высказаны многие прогрессивные по тем временам предложения: о децентрализации управления экономикой, о ликвидации судов и трибуналов военного времени, о расширении внутрипартийной демократии, разработке принципов ротации кадров и т. п.

Обострение социально-экономической ситуации поставило руководство страны перед дилеммой: либо - реформы, либо - террор, возвращение к довоенному жесткому курсу. Сталин выбрал последнее.

Уже в 1946 г. прокатились процессы над молодежными группами. В августе 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград", ставшее началом похода против вольномыслия. С 1947 г. развертываются погромные "дискуссии" по философии, биологии, языкознанию, политэкономии, приструнившие интеллигенцию.

Перелом наступил в 1948 г. Была развернута кампания "борьбы с космополитизмом". Она преследовала цель – вытравить из народного сознания возникший интерес и симпатии к Западу, усилить идеологическую изоляцию страны, разжечь шовинистические и антисемитские чувства, а в целом - срочно воссоздать пошатнувшийся в войну образ внутреннего врага. С 1948 г. возобновляются массовые репрессии, открытые процессы, чистки ("Ленинградское дело", "дело врачей" и др.). Цель репрессий - поставить на место военное поколение, задушить ростки демократизма, подавить выросшее за годы войны чувство самоуважения народа.

Суть происшедшего поворота заключалась в возвращении тоталитарно-бюрократической системы к нормальному для нее состоянию. В целом тоталитарно-бюрократическая система в конце 40-х - начале 50-х гг. еще более укрепилась и окончательно оформилась. Культ Сталина достиг своего апогея.

Со смертью Сталина 5 марта 1953 г. возник кризис власти, встала проблема лидера. Борьба за лидерство определялась отношениями между Маленковым Г.М., Хрущевым Н.С. и Берия Л.П. Маленков стал Председателем Совета Министров, Хрущев возглавил Секретариат ЦК партии. Берия встал во главе объединенного Министерства внутренних дел (МВД и МГБ). Страх перед Берия и бесконтрольными действиями органов МГБ - МВД с целью устранения политических конкурентов привели к изоляции Берия и единому выступлению всех членов Президиума ЦК КПСС против него. Благодаря решительным действиям Хрущева и поддержке армии 26 июня 1953 г. Берия был арестован и в декабре суд вынес ему смертный приговор.

МВД - МГБ были поставлены под контроль партийных органов. В сентябре 1953 г. Хрущев стал Первым секретарем ЦК КПСС.

Следующий этап борьбы за власть был связан с оттеснением Маленкова. Занимаемый им пост Председателя Совета Министров утрачивал свое значение. Центр власти перемещался в секретариат ЦК КПСС, т.е. к Хрущеву. В январе 1955 г. Маленков был смещен со своего поста.

Период в истории страны во время лидерства Хрущева Н. С. (1953-1964 гг.) получил название "оттепели". Еще в марте 1953 г. по инициативе Маленкова был поставлен вопрос о необходимости "прекратить политику культа личности". ЦК КПСС стал превращаться в коллективный орган.

Высшим пиком либерализации явился доклад Хрущева на XX съезде КПСС в 1956 г. с разоблачением культа личности Сталина и связанных с ним массовых репрессий. Доклад произвел огромное действие на умы широких слоев общества. В то же время он не затрагивал сущности тоталитарно-бюрократической системы.

Либерализация проявилась также в сфере государственного строительства. Происходило расширение прав союзных республик в экономической и правовой сферах.

Была проведена реабилитация репрессированных народов (балкарцы, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы). Был ликвидирован ГУЛАГ и началось освобождение миллионов политических заключенных.

Однако деятельность Хрущева вызвала противодействие ближайших соратников Сталина. В июле 1957 г. они предприняли попытку сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Но Хрущева поддержала значительная часть обновленного ЦК, армия и КГБ. Противники Хрущева (Маленков, Каганович, Молотов, Шепилов, Булганин) были сняты со своих постов.

В новой общественно-политической атмосфере прошел XXI съезд КПСС (1959 г.), который констатировал, что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу. В 1961 г. XXII съезд КПСС принял программу строительства коммунизма. Выдвинутые задачи уже тогда выглядели нереальными для страны.

В дальнейшем власть все более концентрировалась в руках Первого секретаря ЦК КПСС. Однако партийная номенклатура, быстра консолидируясь и набирая силу, претендовала на самостоятельную политическую роль. Это было невозможно при многочисленных попытках Хрущева реформировать тоталитарную систему, создававшую угрозу благополучию и надежности положения партийно-государственной бюрократии. В результате в октябре 1964 г. Хрущев был смещен консервативными силами, а политический курс изменен в сторону укрепления тоталитарно-бюрократической системы. Произошел откат к сталинизму, но без массовых репрессий. Откат означал стабилизацию системы, неизбежно ведущую к загниванию и распаду.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев Л. И. (1964-1982 гг.) стал выразителем интересов партийного аппарата и связанного с ним мощного слоя хозяйственной бюрократии.

Особую роль в утверждении консервативного курса сыграли события в Чехословакии 1968 г. Даже в умеренных реформах советская партократия усмотрела угрозу тоталитарной системе и по-этому осуществила вооруженное вторжение в ЧССР.

Со свертыванием "оттепели" завершилась эпоха "коммунистического романтизма".

Вскоре, после смены высшего партийного руководства началось закручивание "идеологических гаек". Была выдвинута формула перманентного обострения идеологической борьбы двух систем. Проводятся акции устрашения интеллигенции, вызвавшие, однако, ответную реакцию в виде целого движения инакомыслящих. Происходит ужесточение цензуры.

В общественно-политической жизни теория все больше отрывалась от социальной практики. Проблемы нарастали и углублялись, но решительных шагов для их решения не предпринималось.

В политической системе партия фактически превратилась в элемент государственной структуры. Представительные органы имели декоративное значение. Исполнительный аппарат продолжал законодательствовать, выпуская бесчисленные инструкции и приказы. Он же фактически командовал и судом.

В идеологической сфере нереальная задача построения материально-технической базы коммунизма в течение двух десятилетий стала тихо "забываться", т.к. велик был разрыв между теорией и окружающей действительностью. Для заполнения идеологического вакуума была выдвинута концепция развитого социализма. Благодаря этой концепции коммунизм отодвигался в неопределенное будущее. В 1971 г. XXIV съезд КПСС констатировал, что в СССР построено развитое социалистическое общество.

Вершиной теоретических установок стала принятая в 1977 г. Конституция СССР - Конституция "развитого социализма". В 6-й статье она закрепляла монопольное положение КПСС в политической системе.

Усилия в области идеологии сопровождались постепенным разложением общества сверху донизу. Утвердились двойная мораль и двойной стандарт жизни. Партаппарат обрастал все новыми привилегиями. Разрыв в уровне и условиях жизни рабочих и номенклатуры все увеличивался. Все более иллюзорной становилась одна на основных задач - обеспечить превосходство в экономическом соревновании с капитализмом.

Первые попытки перемен в обществе связывают с именем Ю. В. Андропова (1982-1984 гг.), который после смерти Брежнева в ноябре 1982 г. был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. Андропов был ярким представителем жесткой, "силовой" политики. С его приходом появились реалистические оценки, победные реляции стали уступать место критике, впервые прозвучала тревога за будущее страны. Но во многом вся позитивная программа Андронова была сведена на практике к укреплению дисциплины. Именно в безответственности, недисциплинированности, расхлябанности он усмотрел корни и причину всех наших бед и трудностей. Таким образом, налицо было явное стремление добиться быстрого результата с помощью воли и твердости. За 15 месяцев пребывания Андропова у власти было смещено 18 союзных министров, 37 первых секретарей обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик.

В целом деятельность Андропова была попыткой реанимировать административно-командную систему. Приближение кризиса было замедлено, но не остановлено.

Приход к руководству К. У. Черненко (1984-1985 гг.) означал возврат к прежним устоявшимся порядкам. Эти месяцы политического руководства страной Черненко стали последним доводом, убедившим группу руководителей в необходимости крутого поворота.

Идеологии в современном политическом значении слова являются продуктом Великой французской революции. Основные политические лозунги революции – свобода, равенство, братство – стали прототипом либеральной идеологии. Как реакция на революцию возникает консерватизм. Политическая программа социализма формулируется с некоторым запозданием по отношению к либерализму и консерватизму. Но именно этому идейно-политическому направлению предстояло сыграть ключевую роль в судьбе Советского Союза. Вступив в фазу «развитого социализма», советское государство перестало существовать, так и не достигнув своей главной цели – коммунизма.

В качестве политической категории «социализм» начинает использоваться в начале 1830-х гг. (его авторство приписывается сенсимонисту Пьеру Леру). Сторонники нового идеологического течения желали социальной справедливости, усматривая причину социального неравенства в существовании частной собственности и стоящего на ее страже государства. Социалисты не сразу пришли к четкому осознанию своей программы и пониманию своих конечных политических целей. Но к 1848 г. идеология социализма уже вполне сформировалась. В это же время был предложен и другой термин, состоящий с социализмом в тесном родстве, – «коммунизм». Его стали активно использовать тогда еще не слишком известные мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс. В отличие от социализма, коммунизм стремился обосновать свои притязания всеобъемлющей теорией объективного социально-экономического развития человеческого общества, а также настаивал на неизбежности насильственного сценария перехода от капиталистической к коммунистической общественно-экономической формации в форме пролетарской революции. Стремясь дистанцироваться от реформистского социализма, Маркс еще раз вернулся к разграничению терминов. В 1875 г. в «Критике Готской программы» он назвал коммунизмом более высокую, благородную и окончательную стадию социализма.

Первое в мире коммунистическое правительство, пришедшее к власти в России в 1917 г., было создано последовательными учениками Маркса. Большевики были верными сторонниками революционного сценария, отмежевываясь от всех форм реформистского перехода от капитализма к социализму.

Но социализм, находящийся в оппозиции, очень сильно отличался от социализма, которому удалось получить в свои руки политическую власть. Поскольку предписанная марксистской доктриной революция осталась позади, возникает общество, которое оказывается на финишной прямой исторического процесса. В этом состоит идеологическая драма советского общества. Если по материальным и экономическим причинам новый общественно-политический и экономический строй не может достичь этой цели, то приходится придумывать причины, по которым чаемый «конец истории» пока не наступает. Отсутствие объяснений на этот счет в самом скором времени привело бы, очевидно, к политическому краху такого строя. Возникает ситуация, при которой колоссальные умственные усилия сосредоточены на том, чтобы приложить набор идей, способных дать правдоподобное объяснение наличной ситуации, а также уверенно задающих вектор дальнейшего развития общественной и государственной жизни.

Неудивительно, что в Советской России идеология, которая и представляет именно такой набор идей, находится в фокусе самого пристального внимания нового государства, является предметом его постоянной заботы. Происходит своеобразная подмена приоритетов марксистской философии. «Базисом» советского общества становится не экономика и техника, но идеология и политика. Можно пойти еще дальше и выразить это обстоятельство следующим образом: то общество, в котором живут граждане страны победившей коммунистической партии, является не чем-то реальным, а только идеей и идеологией. По сути только идеологи решали, на каком этапе объективного хода исторических событий находится сейчас общество и когда оно наконец достигнет конечного пункта своего исторического предназначения. Просчеты и поспешные идеологические заключения имели для этого общества самые тяжелые последствия.

На XXII съезде КПСС Н.С. Хрущев пообещал, что уже к 1980 г. «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Он вполне искренне мог полагать, что коммунизм не за горами, что, в частности, отмена оплаты за жилье, общественный транспорт и коммунальные услуги будет осуществлена в скором будущем. Но провозглашение скорого расцвета коммунизма влекло за собой возникновение скрытой угрозы существующей политической системе. Вместе с этим должны были исчезнуть государство, управление, власть и, самое главное, номенклатура. Таким образом, Никита Хрущев оставил в наследство Леониду Брежневу чудовищную идеологическую проблему, которую было необходимо решать ради сохранения существующего строя.

Чтобы ликвидировать кризисную идеологическую ситуацию, потребовались значительные интеллектуальные усилия и идеологические инновации. В итоге хрущевская идея скорого построения коммунизма была заменена более реалистичным понятием «развитого социализма». Брежнев определил «развитой социализм» как такой этап «зрелости» нового общества, когда завершается реструктуризация совокупности общественных отношений, проводимая на принципах коллективизма, присущих социализму. При этом речь вовсе не шла о том, что эта реструктуризация общественных отношений проводится в соответствии с принципами более высокой фазы – коммунизма. Авторы идеи социализма нового типа настаивали, что социализм ни в коем случае не был неким мимолетным этапом общественного развития. Он трактовался как довольно длительная историческая фаза, которая подразделялась на более конкретные этапы. Другими словами, начальный социализм и развитой социализм были классифицированы как этапы постепенного становления в пределах социализма вообще, тогда как социализм и коммунизм были охарактеризованы как отдельные исторические фазы.

Чтобы понять гениальность предложенного изобретения, достаточно сравнить его с классическими представлениями о движении от социализма к коммунизму. Маркс писал, главным образом, о двух периодах построения общества всеобщей справедливости, которые должны были следовать за пролетарской революцией: 1) первая фаза, в рамках которой «новое общество во всех отношениях: в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло» («Критика Готской программы»); 2) более высокий и последний уровень – само коммунистическое общество. Ленин предвидел три периода развития идеального общества от большевистской революции до окончательного построения коммунизма: 1) переход от капитализма к социализму, во время которого диктатура пролетариата должна заложить основы социализма; 2) собственно социализм – более высокий переходный этап и наконец 3) коммунизм – бесклассовое и безгосударственное общество. Брежневские идеологи писали уже о четырех периодах: 1) переходный этап, который Советский Союз прошел примерно с 1917 до 1936 г.; 2) общество, заложившее основы социализма и занявшееся построением «развитого социализма»; 3) «развитой социализм», до которого Советский Союз смог «развиться» в течение 1960-х гг.; 4) коммунизм – величайшая цель советского общества.

Понятие этапа развитого социализма теперь означало достаточно большую отсрочку от вступления в коммунистическую фазу. А так как советские идеологи настаивали, что социализм был длительным историческим периодом, то теперь не было и намека на то, когда именно советское общество все-таки должно или хотя бы сможет прийти к коммунизму. И хотя эту цель никто не отрицал, очевидным было одно: этот день придет очень и очень нескоро. Теперь социализм описывался как вполне определенная и сравнительно независимая от коммунизма фаза исторического прогресса, а кроме того, подчеркивалось, что между этими фазами существуют значительные качественные отличия. Вот почему советские идеологи без труда могли аргументировать позицию, что вопрос о переходе в коммунизм был менее важным, чем исследования уже имевшегося социализма. Отсюда можно было сделать вывод, что прямой переход в коммунизм должен был произойти только на следующей, отдельной исторической фазе, когда потенциал социализма будет полностью исчерпан и будет достигнут более высокий уровень развития производительных технологий.

Кроме всего этого, развитой социализм был принят в качестве модели развития для всех стран, которые пришли к социализму позднее СССР. Развитой социализм сделался неизбежным и логически необходимым этапом прогресса для любой страны, которая двигалась по направлению к коммунизму. Эта необходимость обосновывалась потребностью в постепенном и долгосрочном построении материальных и технологических условий развитого социализма. Тем самым без труда можно было указать, например, китайцам их место и роль в построении коммунизма: им еще только предстояло дойти до того уровня, которого уже достиг СССР. Таким образом, любые претензии Китая быть к коммунизму ближе Советского Союза были сняты и СССР оставался на переднем крае исторического прогресса как первое во всем мире развитое социалистическое, но не коммунистическое общество.

В смысле всего этого афоризм «Социализма не существует, и Советский Союз его построил», принадлежащий Мартину Малиа, следует уточнить. Социализм как идея был все же осуществлен в том виде, как мы его находим в брежневский период. В свою очередь коммунизм не был воплощен в жизнь даже таким образом. Поэтому общество развитого социализма, созданное при Л.И. Брежневе, является подтверждением совсем другого тезиса: «Коммунизма не существует, и Советский Союз его не построил».

Эпоха застоя (период застоя) – период в развитии Советского Союза, характеризующийся относительной стабильностью всех сфер жизни государства, достаточно высоким уровнем жизни граждан и отсутствием серьезных потрясений.

Период застоя, как и любой временной отрезок в истории России, не имеет четких границ, однако, чаще всего, историки имеют в виду отрезок в двадцать лет между приходом к власти Л.И. Брежнева (середина 1960-х годов) и началом перестройки (начало 1980-х). Условно обозначается, что период застоя длился с 1964 по 1986 годы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: