Национальный банк Республики Беларусь

Современная кредитно-денежная система является составной частью всей экономической системы государства. Она призвана оказывать целенаправленное воздействие на денежный оборот страны и внутренний кредит для реализации основных направлений экономической политики по обеспечению устойчивой динамики экономического роста, всеобщей занятости и стабильности цен.

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой.

Поэтому эффективность денежно-кредитной политики в современных условиях в значительной мере определяется, с одной стороны степенью доверия правительства к политике Национального банка, а с другой - степенью независимости Национального банка от исполнительной власти. Стабильная денежно-кредитная политика не может успешно осуществляться без учета состояния бюджетной политики, особенно в условиях растущего дефицита госбюджета, поскольку в этих условиях возникают ограничения возможностей финансовых вложений в экономику и правительству трудно удержаться от давления на Национальный банк с целью увеличения дополнительной денежной массы. Значительное влияние на состояние денежно- кредитной политики оказывает и рынок ценных бумаг. Для осуществления эффективной экономической политики в стране и формируется денежно-кредитная система. С институциональной точки зрения, денежно-кредитная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования денежного обращения и осуществления государственной экономической политики.

В структуре современной денежно-кредитной системы выделяют два основных уровня:Центральный банк (применительно к Республике Беларусь это Национальный банк) и коммерческие банки, а также специализированные кредитно-финансовые институты. Два первых уровня вместе образуют банковскую систему, а специализированные кредитно-финансовые институты – парабанковскую систему (с м. рис. 14.3.1.)

Рис. 14.3.1. Современная денежно-кредитная система Республики Беларусь.

Современная банковская система Республики Беларусь начала складываться в 1990 г. на основе законов Верховного Совета БССР «О национальном банке Белорусской ССР» и «О банках и банковской деятельности в Белорусской ССР». Цели, функции, принципы деятельности банковской системы, правовой статус банков страны определяет Банковский кодеке Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г. Он является основополагающим документом, обеспечивающим правовое регулирование банковской системы Республики Беларусь.

Двухуровневый характер банковской системы подчеркивается в ст. 136 Конституции РБ. Двухуровневая структура банковской системы подчеркивает не только властный характер отношений между Национальным банком и другими банками, но и равноправие (горизонтальный характер отношений) между банками одного уровня, т.е. между всеми иными банками кроме Национального. Отношения между банками регулируются частным правом и в первую очередь гражданским правом.

В практике банковской деятельности иногда используется термин «системообразующие банки», под которыми понимаются крупные банки, доминирующие на рынке банковских услуг и имеющие существенное значение для банковской системы. Банковский кодекс не предусматривает установления специального (например, более льготного) правового режима для такой категории банков. Банки являются «системообразующими» лишь в экономическом смысле, а с юридической точки зрения обладают равноправным правовым статусом со всеми остальными банками.

· Банковская деятельность в Республики Беларусь подлежит обязательному лицензированию.

Кроме того, Банковский кодекс определяет и перечень операций, которые вправе осуществлять банки и небанковские кредитно-финансовые учреждения:

· активные (предоставление средств клиентам и другим банкам - банковский кредит, факторинг);

· пассивны е (привлечение организацией средств - вклад, депозит, банковский счет, доверительное управление денежными средствами);

· посреднические (содействие осуществлению банковской деятельности – расчеты, инкассация, банковское хранение).

Высшим органом управления центральным банком страны является Правление Национального банка – коллегиальный орган, состоящий из Председателя и 10 членов, которые назначаются на пять лет.

Главенствующее положение в системе занимает Центральный банк, который называют «банком банков». В разных странах Центральные банки исторически выделились из массы коммерческих банков, как главные эмиссионные центры, поскольку государство предоставило им исключительное право эмиссии банкнот. Его главные цели следующие:

· защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля;

· укрепление и развитие банковской системы страны;

· обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

В Кодексе особо оговаривается, что получение прибыли не является основной целью Национального банка.

В соответствии с Законом Республики Беларусь на Национальный банк возложены следующие функции:

· монополия на эмиссию банкнот и их изъятие из обращения;

· хранение государственных золотовалютных резервов;

· хранение обязательных резервов других кредитных учреждений;

· денежно-кредитное регулирование национальной экономики посредством: а) изменения ставки банковского процента (ставки рефинансирования); б) установления нормы обязательных резервов других кредитных учреждений; в) проведения операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

· регистрация коммерческих банков и контроль за соблюдением ими банковского законодательства и издаваемых Национальным банком нормативных актов;

· межбанковские расчеты и кассовое обслуживание коммерческих банков;

· организация совместно с Министерством финансов кассового исполнения государственного бюджета;

· поддержание обменного курса национальной валюты;

· проведение расчетов и переводных операций;

· валютное регулирование;

· контроль за созданием и работой филиалов и представительств иностранных банков на территории республики;

· регулирование внешнеэкономической банковской деятельности;

· контроль за соблюдением единых правил бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе республики.

Обычные банки в Республике Беларусь представлены коммерческими организациями. Как правило, это акционерные общества или унитарные предприятия, которые имеют свой устав. Подавляющее большинство банков — универсальные.

По уровню технической оснащенности банковская система Республики Беларусь занимает лидирующие позиции среди стран СНГ, чего не скажешь о ее ресурсной базе. Капитал банков составляет менее 40 % ВВП, в то время как приемлемым уровнем считается 100 %.

Особенностью банковской системы Республики Беларусь является высокий уровень концентрации банковского капитала: на долю шести крупнейших банков, уполномоченных обслуживать государственные программы (АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белпромстройбанк», «Приорбанк» ОАО, ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Белинвестбанк»), приходится более 80 % собственного капитала банковской системы.

Коммерческие банки представляют собой главные «нервные» центры кредитно-денежной системы. На ранних этапах развития банковского дела коммерческие банки обслуживали преимущественно торговлю, кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарным обменом. В настоящее время коммерческие банки осуществляют доверительные операции (т. е. банки принимают на себя функции доверенного лица и выполняют в этом качестве операции по управлению имуществом, ценными бумагами клиентов). Вместе с тем важнейшими их функциями являются прием и хранение депозитов (вкладов) населения и предприятий и кредитование самых различных сфер деятельности. Современные коммерческие банки могут быть как универсальными, так и специализированными.

Универсальные банки выполняют все банковские операции (по некоторым оценкам от 100 до 300 видов) для своих клиентов.

Таблица 14.3.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: