Предположим, что в систему массового обслуживания с ожиданием поступают N
пуассоновских потоков заявок с интенсивностями l1, l2, …, l N. Время обслуживания заявки i –го потока имеет функцию распределения Bi (x) со средним значением bi и вторым начальным bi (2) , i =1, 2, …, N. Эти потоки занумерованы в порядке важности заявок Предположим, что заявки i -го потока (i -го приоритета) образуют свою i -ю очередь, и условимся, что в момент окончания обслуживания на освободившийся прибор выбирается заявка из непустой очереди с минимальным номером. Другими словами, в момент окончания обслуживания некоторой заявки из очереди выбирается заявка наиболее высокого приоритета, причем при равенстве приоритетов преимуществом пользуется заявка, поступившая в систему раньше. Тогда говорят, что в системе массового обслуживания установлены относительные приоритеты.
9.11. Система массового обслуживания с абсолютными приоритетами
В п. 9.10 рассматривалась система массового обслуживания с дисциплиной относительных приоритетов. Перейдем к рассмотрению системы массового обслуживания с дисциплиной абсолютных приоритетов,а именно, с дисциплиной, при которой в случае если в момент поступления заявки на приборе находится заявка более низкого приоритета, поступившая заявка занимает прибор, вытесняя с него обслуживавшуюся заявку.
|
|
Пусть в системе массового обслуживания потоки занумерованы в порядке убывания их значимости. Говорят, что в системе действуют абсолютные приоритеты, если поступающая в систему заявка i -го приоритета замещает на приборе заявку j -го приоритета при i < j. Прерванная заявка возвращается на обслуживание, когда в системе не останется заявок более высоких приоритетов. Дообслуживание заявки всегда продолжается с прерванного места, вследствие чего время обслуживание заявки без учета перерывов в обслуживании заявки не зависит от числа прерываний.
В остальном рассматриваемая система аналогична системе, рассматривавшейся в
п. 9.10. Будем использовать обозначения, аналогичные использовавшимся в п. 9.10.
Стационарный режим существует при RN < 1.
Среднее время v i пребывания в системе заявки i -го приоритета складывается из
суммы среднего времени w i ожидания начала обслуживания заявки и среднего времени обслуживания q i заявки с учетом перерывов в обслуживания:
v i = w i + q i, i =1, 2, …, N. (9.11.1)
Среднее время q i обслуживания заявки i -го приоритета равно сумме среднего времени b i обслуживания заявки i -го приоритета и среднего суммарного времени ui перерывов в обслуживании заявки:
q i = b i + ui, i =1, 2, …, N. (9.11.2)
Можно доказать следующие равенства:
|
|
ui = R i─ 1 b i / [L i─ 1(1 ─ R i─ 1)], i = 2, 3, …, N. (9.11.3)
Из (9.11.2) и (9.11.3) следует равенство
q i = b i / [L i─ 1(1 ─ R i─ 1)], i =2, 3, …, N. (9.11.4)
Из (9.11.1) и (9.11.4) получаем
v i = w i + b i / [L i─ 1(1 ─ R i─ 1)], i =1, 2, …, N.