Эмпирические методы

Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при по­мощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения различают простое и включенное наблю­дение. Первое заключается в наблюдении со стороны, когда исследователь – постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Второе характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогни­то включается в группу и ее деятельность в качестве участни­ка. Например, в первом случае он со стороны наблюдает за со­блюдением пешеходами правил дорожного движения при пе­реходе улицы, а во втором случае сам включается в число учас­тников движения, провоцируя их на нарушения.

Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно бу­дет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кино­пленках и другими способами.

Метод наблюдения является составной частью научного иссле­дования в различных отраслях деятельности, в том числе и в туриз­ме. Это означает систематическое и целенаправленное накопление фактических данных, например о качественной и количественной стороне, материально-техническом обеспечении, профессионализме персонала своего турпредприятия или о конкурентах.

Наблюдение связано с работой органов чувств человека, зре­ния, принимающего наибольшую часть получаемой исследовате­лем информации.

Научное наблюдение требует подготовки: определения целей в соответствии с общими целями исследования, составления пла­на, выбора подходящей ситуации, времени и места. Наблюдение в этом случае наполняется теоретическим содержанием и требует предварительного продумывания его деталей. Специалист достиг­нет успеха в том случае, если заранее правильно спланирует свою деятельность, вычленит и поставит в центр своего внимания важ­ные явления.

Тща­тельная подготовка наблюдения обеспечивает полноту и глубину, охват наблюдением существенных сторон изучаемого явления и деталей, которые имеют значение для понимания сущности ту­ристской деятельности.

Необходимым условием успешного применения метода наблю­дения являются активность исследователя, его участие в изучае­мых процессах там, где это возможно, его заинтересованность в познании.

Основой наблюдения является практика. Наблюдение бывает полным и всесторонним в условиях деятельности, которая под­сказывает важные объекты наблюдения и постоянно корректиру­ет его ход.

Для научного исследования важна всесторонняя подготовка наблюдателя, глубина его общих знаний об изучаемом процессе. Результат наблюдения опытным специалистом будет более высо­ким, чем наблюдения, выполненные неопытным специалистом. Для метода наблюдения применяются различные приборы.

Описание – это фиксация признаков исследуемого объек­та, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает:

1) непосредственным, когда исследователь непосредствен­но воспринимает и указывает признаки объекта;

2) опосредованным, когда исследователь отмечает призна­ки объекта, которые воспринимались другими лицами (напри­мер, характеристики НЛО).

Счет – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Метод широко применяется в статистике для опре­деления степени и типа изменчивости явления, процесса, дос­товерности полученных средних величин и теоретических вы­водов. Так, экономическая статистика изучает количественную сторону массовых и других значимых явлений и процессов, т. е. их величину, степень распространенности, соотношение отдельных составных частей, изменение во времени и про­странстве.

Измерение – это определение численного значения неко­торой величины путем сравнения ее с эталоном. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой вели­чины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественные определенные сведения об окружающей действительности.

Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия иссле­дователя, главным образом от имеющихся измерительных при­боров.

Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего, осуществляемое как органами чувств, так и с помощью специальных устройств.

Метод сравнения дает возможность выявить признаки сходства и различия между исследуемыми видами туризма, например, срав­нить в одном из сегментов рынка услуг деятельность нескольких турпредприятий. Теоретическое объяснение исследуемых фактов становится воз­можным лишь путем сравнения неизвестных фактов с ранее изве­стными. Большое значение метод сравнения приобретает для определе­ния динамики исследуемого явления в туризме, раскрытия тен­денций и закономерностей его развития.

Эффективность применения метода сравнения при научных исследованиях в туризме во многом определяется следующими правилами, выработанными многовековым опытом:

– во-первых, сравнивать можно лишь взаимосвязанные, одно­родные и соизмеримые события (факты); ни в коей мере недопу­стимы сравнения несоизмеримых явлений;

– во-вторых, в сравниваемых событиях (фактах) следует не ог­раничиваться установлением признаков сходства, а выявлять и то, что отличает их друг от друга;

– в-третьих, сравнение должно осуществляться по таким при­знакам сходства и различия, которые имеют существенное значе­ние, что обеспечит значимость и достоверность выводов.

Применение метода сравнения объясняется особенностями ту­ристской науки. Например, при разработке нового турпродукта ставятся следующие задачи: как реализовать его на рынке услуг; какое противодействие будет со стороны конкурентов, будет ли он популярен у потребителей услуг; даст ли он прибыль. Для ус­пешного решения этих задач необходимо сравнить свои потенци­альные возможности с возможностями конкурентов. На основа­нии сходства и различия исследуемых факторов можно дать тео­ретическое обоснование эффективным способам продвижения турпродукта на рынке услуг [9].

Эксперимент – это искусственное воспроизведение явле­ния, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяет­ся выдвигаемая гипотеза.

Эксперимент выступает как способ получения достоверных дан­ных об отдельных сторонах будущей туристской деятельности. Как метод научного исследования эксперимент дает возмож­ность изучать всесторонние явления туризма: функционирование его видов и форм, использование ресурсов для стойкого финан­сового развития отрасли. Эксперимент позволяет варьировать, видоизменять условия протекания предпринимательских процессов, которые подлежат изучению в целях их приближения к предполагаемым условиям действительности. Он открывает простор для активной деятельно­сти исследователя и его творческой мысли.

В туризме применяются производственный эксперимент, кото­рый служит практической проверкой отдельных теорий и науч­ных предложений, касающихся развития конкретных сторон об­щества и путей совершенствования общественных отношений.

Познавательный эксперимент способствует выявлению функци­онирования турпредприятия в условиях конкуренции в сегменте рынка услуг. Маркетологи создают сложные модели действий и изучают их различные стороны в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент проводится по заранее составленному пла­ну, его задачи формулируются в условиях конкретного сегмента рынка в соответствии с назревшими проблемами и возможностя­ми их разрешения.

В научном исследовании эксперимент ограничен тем, что в нем присутствует условность, однако он позволяет эффективно изу­чать происходящие процессы в турбизнесе.

Экспериментальные данные нельзя абсолютизировать, они ог­раничены и требуют определенных корректив на основе примене­ния логических методов исследования.

Существуют такие области туристской деятельности, в кото­рых эксперимент по различным причинам невозможен, в частно­сти проведение эксперимента в космическом туризме и дайвинг-туризме одновременно. К проведению научного эксперимента предъявляются высокие требования, например создание условий, максимально приближенных к действительному процессу.

В туристской деятельности применяется мысленный эксперимент, который позволяет исследовать ситуации, невыполнимые практически, и осуществлять познание и проверку истинности знаний, не прибегая к материальному экспериментированию. Окон­чательную оценку мысленный эксперимент может получить в про­цессе проверки его результатов на практике.

Управленческий эксперимент применяется как пробное внедре­ние нововведения в руководстве с целью оценки возможных по­следствий в турпредприятии.

В туристской деятельности важным является социальный экспе­римент как метод научного познания, основанный на создании специальных характеристик социального объекта под управляю­щим воздействием общества или руководства турпредприятия.

Если социальный эксперимент сопровождается эксперимен­том в области экономики, то в комплексе два эти эксперимента представляют собой социально-экономический эксперимент. С по­мощью этого метода можно решать следующие задачи: создание системы материального стимулирования и мотивации; распре­деление должностных обязанностей, уточнение прав и ответствен­ности сотрудников турпредприятия; совершенствование взаи­модействия персонала; коммуникативность или общение с по­требителями услуг [9].

Под экспериментальными исследованиями в туризме понима­ется сбор первичной информации путем выбора однотипных групп обследуемых, выдачи им разных заданий, контроля над фактора­ми, которые влияют на результаты. Например, выявляется реак­ция клиентов на цены турпакетов. Независимые переменные мо­гут меняться по усмотрению экспериментатора (цены, затраты на рекламу), в то время как зависимые переменные практически не находятся в сфере его управления (объем продаж, показатель ры­ночной доли).

В сфере туризма большое значение приобретает метод моделирования, рассмотренный в классификации общенаучных методов.

Модели бывают физические и математические. В соответ­ствии с этим различают физическое и математическое модели­рование. Если модель и оригинал одинаковой физической при­роды, то применяют физическое моделирование.

Математическая модель – это математическая абстрак­ция, характеризующая физический, биологический, экономи­ческий или какой-либо другой процесс. Математические моде­ли при различной физической природе основаны на идентично­сти математического описания процессов, происходящих в них и в оригинале.

Математическое моделирование – метод исследования сложных процессов на основе широкой физической аналогии, когда модель и ее оригинал описываются тождественными урав­нениями. Так, благодаря сходству математических уравнений электрического и магнитного полей можно изучать электричес­кие явления с помощью магнитных, и наоборот. Характерная особенность и достоинство данного метода – возможность при­менять его к отдельным участкам сложной системы, а также количественно исследовать явления, трудно поддающиеся изу­чению на физических моделях.

Моделирование –это один из главных методов научного исследования, с помощью которого можно ускорить существу­ющие технологические процессы, сократить сроки освоения но­вых. Этот метод применяют при изучении различных техноло­гий, режимов работы аппаратов, машин, агрегатов, промышлен­ных комплексов и хозяйств, а также в управлении предприяти­ями, распределении материальных ресурсов и т. д.

Важен еще один аспект метода моделирования. Если для обычного эксперимента характерно непосредственное взаимо­действие с объектом исследования, то в моделировании такого взаимодействия нет, поскольку изучают не сам объект, а его заме­нитель. Примером может служить аналоговая вычислительная машина, действие которой основано на аналогии дифференци­альных уравнений, описывающих свойства как исследуемого объекта, так и электронной модели.

Моделирование в туризме заключается в построении и изуче­нии специальных объектов (моделей), свойства которых являются важными с точки зрения исследователя. Оно позволяет изучать построение и использование моделей для познания реальных про­цессов в туризме, т. е. основывается на исходных понятиях и опре­делениях, позволяющих понимать язык, применяемый в исследо­вании.

Моделирование содержит специальные понятия, которые со­ставляют начало методологических основ туризма. Концепция моделирования как теория отражения и познания составляет ос­нову процесса, к которому относятся подобие, эксперимент, ма­тематическая статистика, математическая логика, статические и динамические информационные модели. Это те предметные обла­сти туризма, которые подлежат исследованию методами модели­рования.

Статические модели описывают состояние системы турбизнеса в определенный момент времени, когда она находится в опреде­ленном состоянии, характеризуется составом элементов, значе­ниями их свойств, величиной и характером взаимодействия меж­ду элементами.

Динамические модели описывают процессы изменения и раз­вития систем турбизнеса, состояние которых изменяется во вре­мени, когда происходят процессы изменения и развития конк­ретной системы.

Модель одного из видов туристской деятельности может вклю­чать в себя:

 построение описательной информационной модели;

 создание формализованной модели;

 преобразование формализованной модели в компьютерную модель;

 проведение компьютерного эксперимента;

 анализ полученных результатов и корректировку исследуемой модели;

 решение о возможности использования модели в практичес­кой деятельности по совершенствованию изучаемого процесса или явления [9].

Разработка модели в туризме начинается с построения ее про­филя, или так называемого каркаса. Поскольку моделей реально существующих способов туристской деятельности может быть вы­делено множество, возникает задача их упорядочивания и систе­матизации. Это ставит вопрос о необходимости вычленения свое­образных обобщенных метамоделей, которые следует рассматри­вать в качестве базовых.

Метамодели туризма – это, во-первых, модели, которые мо­гут являться крупными подсистемами структуры этих областей знания. К ним могут быть отнесены: целостная (обобщенная) характеристика роли и места туризма в системе явлений социаль­ной действительности, его естественных и социальных начал, ос­новных форм и функций в обществе, специфики в связи с други­ми социальными явлениями, а также тенденции дальнейшего раз­вития его в обществе. Во-вторых, к метамоделям относятся: соот­ношение сил между национальными, ведомственными и терри­ториальными туристскими организациями; разработка и совер­шенствование целевых программ развития туризма в регионах; теория подготовки туристских кадров, в которую в качестве под­систем входят теоретическая, методическая и практическая под­готовка, прогнозирование, моделирование, профессиональный отбор.

Составными частями метамоделей могут быть: теория обеспе­чения туристских мероприятий (изменение экономического обес­печения туризма по отраслевым признакам и их отдельным эле­ментам); совершенствование материально-технической базы – инвентаря, туристских баз, кемпингов, транспортных средств, аппаратуры, тренажеров; развитие научного, методического и медицинского обеспечения, организационно-управленческой де­ятельности и ее элементов; изменение кадрового обеспечения; системы поощрения и стимулирования специалистов.

Эти подсистемы структуры туризма могут развиваться на уров­не метамоделей, например космического туризма, моделирова­ние которого относится к гипермоделям. К ним могут относиться: социально-гуманитарные и психолого-педагогические проблемы туризма, менеджмент и маркетинг, экономика и право в сфере туризма, подготовка и переподготовка кадров, оздоровительные технологии и др.

Модель может предусматривать конструирование таких направ­лений, как социально-экономическая сущность туризма; факто­ры и механизмы повышения социальной эффективности туриз­ма; развитие профессионального мышления менеджеров и их пра­вовой статус; принципы и закономерности функционирования туризма в экономической и культурной среде.

Менеджмент и маркетинг в туризме может предусматривать проектирование модели, в которой главными компонентами кон­цептуальных положений являются: формирование целей и стра­тегического планирования; использование принципов, закономер­ностей, функций и методов, направленных на эффективность управления в финансовом менеджменте; организация маркетинга в регионах для развития туризма; совершенствование предприни­мательской деятельности; экономико-правовых отношений; ис­полнение законов в сфере туризма; знание форм и методов внешне­экономической деятельности.

При подготовке и переподготовке кадров в сфере туризма мо­дель может предусматривать такую последовательность построения: система туристского образования; конструирование содержания образования; модели специалиста; принципы и технология обуче­ния; активные методы контроля знаний и умений и изменения образованности; система послевузовского образования, уровневая структура и многообразие форм повышения квалификации.

Для оздоровительных мероприятий модель предусматривает про­ектирование механизмов и факторов восстановительного воздей­ствия на организм человека, а также технологию разработки и применения специальных программ. В целях улучшения здоровья людей разных половозрастных групп используются различные виды рекреации.

Модель туризма предусматривает также проектирование основ теории туризма, изучение закономерностей развития человека, возможностей и особенностей его совершенствования в разных формах и видах туризма (физическое воспитание, профессиональ­но-прикладная и лечебная физическая культура) [9].

24. Методология, ее основные понятия

Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (учёный) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины — физики, химии, биологии и других научных дисциплин.

Основная задача методологии науки заключается в обеспечении эвристической формы познания системой строго выверенных и прошедших апробацию принципов, методов, правил и норм. В частности, для достижения успеха в исследовательской деятельности (например, в области правоведения) учёный должен овладеть «секретом» метода и обладать эвристической технологией научного мышления[1]. Овладеть существующей методологией необходимо, потому что далеко не каждый исследователь может создать собственную, оригинальную методологию научного исследования, у которой нашлось бы достаточно последователей, чтобы он мог заявить с полным на то основанием о создании собственной научной школы. Поэтому основная часть исследователей должна примкнуть к существующим направлениям (методикам), используя проверенные методологические приёмы для достижения научных результатов.

· научный метод (от греч. methodos) — это упорядоченный способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, приводящий к истине

· теория (от греч. theoria наблюдение, исследование) — это сложное многоаспектное явление, которое включает:

o обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества

o совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или ее раздел

· гипотеза (от греч. hypothesis основание, предположение) — это:

o научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте, а также теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией

· наблюдение — это в общем и целом целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности, а в частности в науке — восприятие информации на приборах, обладающее признаками объективности и контролируемости за счет повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (например, эксперимента)

· эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — это поставленный опыт, изучение явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий

25. Источники познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: основные формы и способы взаимодействия. Сенсуализм и рационализм.




double arrow
Сейчас читают про: