Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.
В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения различают простое и включенное наблюдение. Первое заключается в наблюдении со стороны, когда исследователь – постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Второе характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в группу и ее деятельность в качестве участника. Например, в первом случае он со стороны наблюдает за соблюдением пешеходами правил дорожного движения при переходе улицы, а во втором случае сам включается в число участников движения, провоцируя их на нарушения.
Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кинопленках и другими способами.
Метод наблюдения является составной частью научного исследования в различных отраслях деятельности, в том числе и в туризме. Это означает систематическое и целенаправленное накопление фактических данных, например о качественной и количественной стороне, материально-техническом обеспечении, профессионализме персонала своего турпредприятия или о конкурентах.
Наблюдение связано с работой органов чувств человека, зрения, принимающего наибольшую часть получаемой исследователем информации.
Научное наблюдение требует подготовки: определения целей в соответствии с общими целями исследования, составления плана, выбора подходящей ситуации, времени и места. Наблюдение в этом случае наполняется теоретическим содержанием и требует предварительного продумывания его деталей. Специалист достигнет успеха в том случае, если заранее правильно спланирует свою деятельность, вычленит и поставит в центр своего внимания важные явления.
Тщательная подготовка наблюдения обеспечивает полноту и глубину, охват наблюдением существенных сторон изучаемого явления и деталей, которые имеют значение для понимания сущности туристской деятельности.
Необходимым условием успешного применения метода наблюдения являются активность исследователя, его участие в изучаемых процессах там, где это возможно, его заинтересованность в познании.
Основой наблюдения является практика. Наблюдение бывает полным и всесторонним в условиях деятельности, которая подсказывает важные объекты наблюдения и постоянно корректирует его ход.
Для научного исследования важна всесторонняя подготовка наблюдателя, глубина его общих знаний об изучаемом процессе. Результат наблюдения опытным специалистом будет более высоким, чем наблюдения, выполненные неопытным специалистом. Для метода наблюдения применяются различные приборы.
Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает:
1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта;
2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО).
Счет – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Метод широко применяется в статистике для определения степени и типа изменчивости явления, процесса, достоверности полученных средних величин и теоретических выводов. Так, экономическая статистика изучает количественную сторону массовых и других значимых явлений и процессов, т. е. их величину, степень распространенности, соотношение отдельных составных частей, изменение во времени и пространстве.
Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественные определенные сведения об окружающей действительности.
Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия исследователя, главным образом от имеющихся измерительных приборов.
Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего, осуществляемое как органами чувств, так и с помощью специальных устройств.
Метод сравнения дает возможность выявить признаки сходства и различия между исследуемыми видами туризма, например, сравнить в одном из сегментов рынка услуг деятельность нескольких турпредприятий. Теоретическое объяснение исследуемых фактов становится возможным лишь путем сравнения неизвестных фактов с ранее известными. Большое значение метод сравнения приобретает для определения динамики исследуемого явления в туризме, раскрытия тенденций и закономерностей его развития.
Эффективность применения метода сравнения при научных исследованиях в туризме во многом определяется следующими правилами, выработанными многовековым опытом:
– во-первых, сравнивать можно лишь взаимосвязанные, однородные и соизмеримые события (факты); ни в коей мере недопустимы сравнения несоизмеримых явлений;
– во-вторых, в сравниваемых событиях (фактах) следует не ограничиваться установлением признаков сходства, а выявлять и то, что отличает их друг от друга;
– в-третьих, сравнение должно осуществляться по таким признакам сходства и различия, которые имеют существенное значение, что обеспечит значимость и достоверность выводов.
Применение метода сравнения объясняется особенностями туристской науки. Например, при разработке нового турпродукта ставятся следующие задачи: как реализовать его на рынке услуг; какое противодействие будет со стороны конкурентов, будет ли он популярен у потребителей услуг; даст ли он прибыль. Для успешного решения этих задач необходимо сравнить свои потенциальные возможности с возможностями конкурентов. На основании сходства и различия исследуемых факторов можно дать теоретическое обоснование эффективным способам продвижения турпродукта на рынке услуг [9].
Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.
Эксперимент выступает как способ получения достоверных данных об отдельных сторонах будущей туристской деятельности. Как метод научного исследования эксперимент дает возможность изучать всесторонние явления туризма: функционирование его видов и форм, использование ресурсов для стойкого финансового развития отрасли. Эксперимент позволяет варьировать, видоизменять условия протекания предпринимательских процессов, которые подлежат изучению в целях их приближения к предполагаемым условиям действительности. Он открывает простор для активной деятельности исследователя и его творческой мысли.
В туризме применяются производственный эксперимент, который служит практической проверкой отдельных теорий и научных предложений, касающихся развития конкретных сторон общества и путей совершенствования общественных отношений.
Познавательный эксперимент способствует выявлению функционирования турпредприятия в условиях конкуренции в сегменте рынка услуг. Маркетологи создают сложные модели действий и изучают их различные стороны в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент проводится по заранее составленному плану, его задачи формулируются в условиях конкретного сегмента рынка в соответствии с назревшими проблемами и возможностями их разрешения.
В научном исследовании эксперимент ограничен тем, что в нем присутствует условность, однако он позволяет эффективно изучать происходящие процессы в турбизнесе.
Экспериментальные данные нельзя абсолютизировать, они ограничены и требуют определенных корректив на основе применения логических методов исследования.
Существуют такие области туристской деятельности, в которых эксперимент по различным причинам невозможен, в частности проведение эксперимента в космическом туризме и дайвинг-туризме одновременно. К проведению научного эксперимента предъявляются высокие требования, например создание условий, максимально приближенных к действительному процессу.
В туристской деятельности применяется мысленный эксперимент, который позволяет исследовать ситуации, невыполнимые практически, и осуществлять познание и проверку истинности знаний, не прибегая к материальному экспериментированию. Окончательную оценку мысленный эксперимент может получить в процессе проверки его результатов на практике.
Управленческий эксперимент применяется как пробное внедрение нововведения в руководстве с целью оценки возможных последствий в турпредприятии.
В туристской деятельности важным является социальный эксперимент как метод научного познания, основанный на создании специальных характеристик социального объекта под управляющим воздействием общества или руководства турпредприятия.
Если социальный эксперимент сопровождается экспериментом в области экономики, то в комплексе два эти эксперимента представляют собой социально-экономический эксперимент. С помощью этого метода можно решать следующие задачи: создание системы материального стимулирования и мотивации; распределение должностных обязанностей, уточнение прав и ответственности сотрудников турпредприятия; совершенствование взаимодействия персонала; коммуникативность или общение с потребителями услуг [9].
Под экспериментальными исследованиями в туризме понимается сбор первичной информации путем выбора однотипных групп обследуемых, выдачи им разных заданий, контроля над факторами, которые влияют на результаты. Например, выявляется реакция клиентов на цены турпакетов. Независимые переменные могут меняться по усмотрению экспериментатора (цены, затраты на рекламу), в то время как зависимые переменные практически не находятся в сфере его управления (объем продаж, показатель рыночной доли).
В сфере туризма большое значение приобретает метод моделирования, рассмотренный в классификации общенаучных методов.
Модели бывают физические и математические. В соответствии с этим различают физическое и математическое моделирование. Если модель и оригинал одинаковой физической природы, то применяют физическое моделирование.
Математическая модель – это математическая абстракция, характеризующая физический, биологический, экономический или какой-либо другой процесс. Математические модели при различной физической природе основаны на идентичности математического описания процессов, происходящих в них и в оригинале.
Математическое моделирование – метод исследования сложных процессов на основе широкой физической аналогии, когда модель и ее оригинал описываются тождественными уравнениями. Так, благодаря сходству математических уравнений электрического и магнитного полей можно изучать электрические явления с помощью магнитных, и наоборот. Характерная особенность и достоинство данного метода – возможность применять его к отдельным участкам сложной системы, а также количественно исследовать явления, трудно поддающиеся изучению на физических моделях.
Моделирование –это один из главных методов научного исследования, с помощью которого можно ускорить существующие технологические процессы, сократить сроки освоения новых. Этот метод применяют при изучении различных технологий, режимов работы аппаратов, машин, агрегатов, промышленных комплексов и хозяйств, а также в управлении предприятиями, распределении материальных ресурсов и т. д.
Важен еще один аспект метода моделирования. Если для обычного эксперимента характерно непосредственное взаимодействие с объектом исследования, то в моделировании такого взаимодействия нет, поскольку изучают не сам объект, а его заменитель. Примером может служить аналоговая вычислительная машина, действие которой основано на аналогии дифференциальных уравнений, описывающих свойства как исследуемого объекта, так и электронной модели.
Моделирование в туризме заключается в построении и изучении специальных объектов (моделей), свойства которых являются важными с точки зрения исследователя. Оно позволяет изучать построение и использование моделей для познания реальных процессов в туризме, т. е. основывается на исходных понятиях и определениях, позволяющих понимать язык, применяемый в исследовании.
Моделирование содержит специальные понятия, которые составляют начало методологических основ туризма. Концепция моделирования как теория отражения и познания составляет основу процесса, к которому относятся подобие, эксперимент, математическая статистика, математическая логика, статические и динамические информационные модели. Это те предметные области туризма, которые подлежат исследованию методами моделирования.
Статические модели описывают состояние системы турбизнеса в определенный момент времени, когда она находится в определенном состоянии, характеризуется составом элементов, значениями их свойств, величиной и характером взаимодействия между элементами.
Динамические модели описывают процессы изменения и развития систем турбизнеса, состояние которых изменяется во времени, когда происходят процессы изменения и развития конкретной системы.
Модель одного из видов туристской деятельности может включать в себя:
построение описательной информационной модели;
создание формализованной модели;
преобразование формализованной модели в компьютерную модель;
проведение компьютерного эксперимента;
анализ полученных результатов и корректировку исследуемой модели;
решение о возможности использования модели в практической деятельности по совершенствованию изучаемого процесса или явления [9].
Разработка модели в туризме начинается с построения ее профиля, или так называемого каркаса. Поскольку моделей реально существующих способов туристской деятельности может быть выделено множество, возникает задача их упорядочивания и систематизации. Это ставит вопрос о необходимости вычленения своеобразных обобщенных метамоделей, которые следует рассматривать в качестве базовых.
Метамодели туризма – это, во-первых, модели, которые могут являться крупными подсистемами структуры этих областей знания. К ним могут быть отнесены: целостная (обобщенная) характеристика роли и места туризма в системе явлений социальной действительности, его естественных и социальных начал, основных форм и функций в обществе, специфики в связи с другими социальными явлениями, а также тенденции дальнейшего развития его в обществе. Во-вторых, к метамоделям относятся: соотношение сил между национальными, ведомственными и территориальными туристскими организациями; разработка и совершенствование целевых программ развития туризма в регионах; теория подготовки туристских кадров, в которую в качестве подсистем входят теоретическая, методическая и практическая подготовка, прогнозирование, моделирование, профессиональный отбор.
Составными частями метамоделей могут быть: теория обеспечения туристских мероприятий (изменение экономического обеспечения туризма по отраслевым признакам и их отдельным элементам); совершенствование материально-технической базы – инвентаря, туристских баз, кемпингов, транспортных средств, аппаратуры, тренажеров; развитие научного, методического и медицинского обеспечения, организационно-управленческой деятельности и ее элементов; изменение кадрового обеспечения; системы поощрения и стимулирования специалистов.
Эти подсистемы структуры туризма могут развиваться на уровне метамоделей, например космического туризма, моделирование которого относится к гипермоделям. К ним могут относиться: социально-гуманитарные и психолого-педагогические проблемы туризма, менеджмент и маркетинг, экономика и право в сфере туризма, подготовка и переподготовка кадров, оздоровительные технологии и др.
Модель может предусматривать конструирование таких направлений, как социально-экономическая сущность туризма; факторы и механизмы повышения социальной эффективности туризма; развитие профессионального мышления менеджеров и их правовой статус; принципы и закономерности функционирования туризма в экономической и культурной среде.
Менеджмент и маркетинг в туризме может предусматривать проектирование модели, в которой главными компонентами концептуальных положений являются: формирование целей и стратегического планирования; использование принципов, закономерностей, функций и методов, направленных на эффективность управления в финансовом менеджменте; организация маркетинга в регионах для развития туризма; совершенствование предпринимательской деятельности; экономико-правовых отношений; исполнение законов в сфере туризма; знание форм и методов внешнеэкономической деятельности.
При подготовке и переподготовке кадров в сфере туризма модель может предусматривать такую последовательность построения: система туристского образования; конструирование содержания образования; модели специалиста; принципы и технология обучения; активные методы контроля знаний и умений и изменения образованности; система послевузовского образования, уровневая структура и многообразие форм повышения квалификации.
Для оздоровительных мероприятий модель предусматривает проектирование механизмов и факторов восстановительного воздействия на организм человека, а также технологию разработки и применения специальных программ. В целях улучшения здоровья людей разных половозрастных групп используются различные виды рекреации.
Модель туризма предусматривает также проектирование основ теории туризма, изучение закономерностей развития человека, возможностей и особенностей его совершенствования в разных формах и видах туризма (физическое воспитание, профессионально-прикладная и лечебная физическая культура) [9].
24. Методология, ее основные понятия
Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.
Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (учёный) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины — физики, химии, биологии и других научных дисциплин.
Основная задача методологии науки заключается в обеспечении эвристической формы познания системой строго выверенных и прошедших апробацию принципов, методов, правил и норм. В частности, для достижения успеха в исследовательской деятельности (например, в области правоведения) учёный должен овладеть «секретом» метода и обладать эвристической технологией научного мышления[1]. Овладеть существующей методологией необходимо, потому что далеко не каждый исследователь может создать собственную, оригинальную методологию научного исследования, у которой нашлось бы достаточно последователей, чтобы он мог заявить с полным на то основанием о создании собственной научной школы. Поэтому основная часть исследователей должна примкнуть к существующим направлениям (методикам), используя проверенные методологические приёмы для достижения научных результатов.
· научный метод (от греч. methodos) — это упорядоченный способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, приводящий к истине
· теория (от греч. theoria наблюдение, исследование) — это сложное многоаспектное явление, которое включает:
o обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества
o совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или ее раздел
· гипотеза (от греч. hypothesis основание, предположение) — это:
o научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте, а также теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией
· наблюдение — это в общем и целом целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности, а в частности в науке — восприятие информации на приборах, обладающее признаками объективности и контролируемости за счет повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (например, эксперимента)
· эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — это поставленный опыт, изучение явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий
25. Источники познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: основные формы и способы взаимодействия. Сенсуализм и рационализм.






