Функции науки в обществе. Роль науки в образовании и формировании личности

Вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться, но и общество на высокой ступени развития немыслимо без науки, которая выполняет в обществе ряд своих специфических функций. Рассмотрим основные из них.

Пожалуй, самой заметной является объяснительная функция, поскольку наука и призвана, прежде всего, объяснять происхождение, сущность и законы функционирования и развития явлений действительности. При этом в зависимости от того, какие из объективных связей и отношений действительности объясняются, различают следующие типы таких объяснений:

- причинное, объясняющее причины явлений с помощью уже известных либо открытых в процессе их изучения законов;

- генетическое, состоящее в объяснении предпосылок и необходимых условий возникновения исследуемого явления;

- структурное, объясняющее явление посредством анализа его структуры (например, структура кристаллической решетки металла объясняет такие его свойства, как твердость, упругость и др.);

- функциональное,когда явление объясняется с позиции функционирования его в составе более широкой системы.

Наряду с объяснительной, еще одной важнейшей функцией научной теории является прогно­стическая. Подлинно научная теория способна не только раскрыть сущность и причинно-следствен­ные связи исследуемого объекта, но и создать вполне реальную возможность предвидения, «высве­чивая» тенденции и перспективы развития объекта или, по крайней мере, исследовательского про­цесса. Тем самым обеспечивается возможность предсказать, хотя бы и с определенной долей вероят­ности, какие новые явления или законы могут быть открыты в видимой перспективе и по какому пути пойдет развитие данной предметной области науки. Научное предвидение может быть как однозначным (точным), так и вероятностным. Это зависит от того, являются ли законы, исполь­зуемые в качестве теоретических посылок прогноза, строго детерминирующими протекание процессов, или же статистическими (вероятностными).

Нельзя не отметить также мировоззренческо-методологическую функцию науки. Принято считать, что эта функция в обществе является прерогативой философии, что, в принципе, верно. Однако не стоит забывать, что сама философия не может существовать и развиваться без опоры на науку. Опираясь на достижения науки, философия обосновывает новое мировоззрение, а также разрабатывает новые и конкретизирует, уточняет уже выработанные ранее мировоззренческие и методологические принципы, являющиеся важнейшими регуляторами научного познания. Они в свою очередь служат мировоззренческой основой и методологической базой для выработки конкретно-научных методологий и методик, ведущих к новым научным открытиям, которые могут менять (порой, кардинальным образом) мировоззрение людей и требуют осмысления и учета при разработке философских концепций. В качестве примеров этого могут служить гелиоцентрическая теория Н. Коперника, классическая механика И. Ньютона, теория относительности А. Эйнштейна и др.

Роль научного знания в жизни человека и общества не может быть в достаточной мере понятна и оценена без уяснения еще одной (может быть, самой главной, хотя и не всегда явно просматривающейся) функции – прагматической. Она заключается в направленности знания на его использование в практической деятельности человека и общества по созданию все более благоприятных условий их существования и развития. Как известно, знание на всем протяжении человеческой истории несло прагматическую нагрузку, его развитие во многом определялось потребностями практики. В наше же время наука сама в значительной степени становится определяющим фактором общественного развития, превратившись в непосредственную производительную силу общества.

Особое место занимает наука в формировании человека как личности. В этом процессе поистине неоценима роль образования, а восновании современного образовательного процесса лежит научная картина мира. Да и сама сфера образования опирается на научно апробированные и рекомендуемые методы. Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Научные смыслы выступают основными единицами образовательной матрицы, включая личность обучаемого в реальный процесс его общественной жизнедеятельности.

Наука предполагает направленное воздействие на образовательный процесс и может в случае необходимости санкционировать изменение всей структуры обучения. Научные подходы пронизывают и все содержание учебно-образовательного процесса. Сами современные образовательные модели опираются на сугубо научные обоснования и достижения многообразных наук о человеке (антропологии, педагогики, психологии, физиологии, дидактики и др.). Образовательный процесс имеет не только собственные технологии, среди которых информационные в настоящее время заявляют о своем приоритетном положении, но и закономерности. Это предполагает наличие методик, программ, планов, методологических и дидактических материалов.

Образование является необходимой ступенью социализации личности. Процесс образования готовит тот человеческий материал, которому будет передана эстафета развития человеческой цивилизации. Образование предполагает в качестве своего результата формирования смысловой сферы обучаемого, влияющей на выбор им направлений, форм и оценок деятельности и тем самым определяющей его жизненную позицию. Оно обеспечивает необходимую мировоззренческую и профессиональную подготовку обучаемого к качественному выполнению своих социальных ролей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: