Научное знание представляет собой дальнейшее усовершенствование и развитие обыденного знания. Рассматривая вопрос об их соотношении, следует избегать двух крайностей.
Во-первых, забывать о связи и преемственности между ними. Эта связь заключается, прежде всего, в том, что они имеют общую цель – дать объективно верное знание о действительности, и поэтому опираются на принцип реализма, который в обыденном сознании ассоциируется с так называемым здравым смыслом. Научное мышление возникает на основе предположений здравого смысла, которые в дальнейшем подвергаются уточнению, исправлению или замене другими положениями. Так, например, обыденные представления о плоской земной поверхности, о движении Солнца вокруг Земли, вошедшие в птолемееву систему мира, и многие другие были подвергнуты критике и заменены научными положениями. В свою очередь, здравый смысл также не остается неизменным, ибо со временем включает в свой состав прочно утвердившиеся в науке истины.
|
|
Нетрудно, однако, понять, что наука не является простым продолжением и организацией обыденных знаний, основанных на здравом смысле. Скорее обыденное познание служит лишь исходным пунктом, началом для возникновения нового, качественно отличного от него уровня познания – научного знания. Не меньшее значение имел также складывающийся и расширяющийся производственный опыт, обобщение которого нередко приводило и приводит к выводам, способным служить зачатками научных знаний. История науки дает нам многочисленные свидетельства этого. Так, геометрия складывалась на основе земледельческой практики, механика – на основе строительного дела и машиностроения, география и астрономия – на основе мореплавания.
Во-вторых, следует помнить о качественном различии обыденного и научного знания. Здесь можно выделить несколько аспектов:
1. Беря за основание такого различия предмет знания,следует отметить, что если обыденное познание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в наличных исторических условиях, то наука способна изучать и такие области действительности, которые могут стать предметом освоения только в практике далекого будущего. Тем самым она постоянно открывает человечеству новые предметные миры его возможной будущей деятельности.
2. Хотя наука и пользуется естественным языком, она не может только на его основе описывать и изучать свои объекты, поскольку его понятия зачастую бывают нечеткими и многозначными. Наука же стремится как можно более четко определять понятия, вырабатывая свой понятийный аппарат.
|
|
3. Наука также нуждается и в особой системе средств, которые, воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния в условиях, контролируемых исследователем. Речь идет об экспериментальной базе научного исследования (измерительных инструментах, приборах и т.д.). Средства, применяемые в производстве и в быту, как правило, непригодны для этой цели.
4. Достоверность обыденного знания устанавливается благодаря непосредственному применению его в повседневной практике, в том числе и производственной. Что же касается научных знаний, то для обоснования их истинности нужны специфические способы, каковыми, прежде всего, являются тщательно подготовленные эксперименты (практический критерий) и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана (логический критерий).
5. Приемы, посредством которых предмет повседневного опыта выделяется и фиксируется в качестве объекта обыденного познания, сами вплетены в этот опыт. В научном же познании уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежат дальнейшему изучению, составляет весьма трудоемкую задачу, решение которой, как и других (более сложных) задач всегда сопровождается разработкой и применением научной методологии и методики.
6. Научное познание предполагает специфические характеристики субъекта научной деятельности – ученого, требуют особой его подготовки, в ходе которой осваиваются исторически сложившиеся средства научного исследования, происходит обучение приемам и методам оперирования этими средствами. Для обыденного познания такой подготовки не требуется, вернее, она осуществляется как бы автоматически, в процессе социализации индивида.