Особенности научного познания. Наука и философия, наука и искусство

Научное знание представляет собой дальнейшее усовершенствование и развитие обыденного знания. Рассматривая вопрос об их соотношении, сле­дует избегать двух крайностей.

Во-первых, забывать о связи и преемственности между ними. Эта связь заключается, прежде всего, в том, что они имеют общую цель – дать объективно верное знание о действительности, и поэтому опирают­ся на принцип реализма, который в обы­денном сознании ассоциируется с так называемым здравым смыслом. Научное мышле­ние возникает на основе предположений здравого смысла, ко­торые в дальней­шем подвергаются уточнению, исправлению или замене другими положениями. Так, напри­мер, обыденные представления о плоской земной поверхности, о движении Солнца вокруг Земли, вошедшие в птолемееву систему мира, и мно­гие другие были подвергнуты критике и заменены научными положениями. В свою очередь, здравый смысл также не остается неизменным, ибо со временем включает в свой состав прочно утвердившиеся в науке истины.

Нетрудно, однако, понять, что наука не является простым продолжением и организацией обыденных знаний, основанных на здравом смысле. Скорее обыденное познание служит лишь исходным пунктом, началом для возникновения нового, качественно отличного от него уровня познания – научного знания. Не меньшее значение имел также складывающийся и расширяющийся производственный опыт, обоб­щение которого нередко приводило и приводит к выводам, способным служить зачатками научных знаний. История науки дает нам многочисленные свидетельства этого. Так, геометрия складывалась на ос­нове земле­дельческой практики, механика – на основе строительного дела и машиностроения, география и астрономия – на основе мореплавания.

Во-вторых, следует помнить о качественном различии обыденного и научного знания. Здесь можно выделить несколько аспектов:

1. Беря за основание такого различия предмет знания,следует отметить, что если обыденное познание отражает только те объекты, которые в принципе мо­гут быть преобразованы в наличных исторических условиях, то наука способна изучать и такие области действительности, которые могут стать предметом ос­воения только в практике далекого будущего. Тем самым она постоянно откры­вает человечеству новые предметные миры его возможной будущей деятель­но­сти.

2. Хотя наука и пользуется естественным языком, она не может только на его основе описывать и изучать свои объекты, поскольку его понятия зачастую бывают нечеткими и много­значны­ми. Наука же стремится как можно более четко определять понятия, вырабатывая свой понятийный аппарат.

3. Наука также нуждается и в особой системе средств, которые, воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния в условиях, контролируемых исследователем. Речь идет об экспериментальной базе научного исследования (измерительных инст­рументах, приборах и т.д.). Средства, применяемые в производст­ве и в быту, как правило, непригодны для этой цели.

4. Достовер­ность обыденного знания устанавливается благо­даря непосредственному применению его в повседневной практике, в том числе и производственной. Что же касается научных знаний, то для обоснования их ис­тинности нужны специфические способы, каковыми, прежде всего, являются тщательно подготовленные эксперименты (практический крите­рий) и выводи­мость одних знаний из других, истинность которых уже доказана (логический критерий).

5. Приемы, посредством кото­рых предмет повседневного опыта выделяется и фиксируется в качестве объекта обыденного познания, сами вплетены в этот опыт. В научном же познании уже само обнаружение объекта, свой­ства которого подлежат дальнейшему изучению, составляет весьма трудоемкую задачу, решение которой, как и других (более сложных) задач всегда сопро­вождается разработкой и применением научной методологии и методики.

6. Научное познание предполагает специфические характеристики субъекта научной деятельности – ученого, требуют особой его подготовки, в хо­де которой осваиваются исторически сложившиеся средства научного исследо­вания, происходит обучение приемам и ме­тодам оперирования этими средства­ми. Для обыденного познания такой подготовки не требуется, вернее, она осу­ществляется как бы автоматически, в процессе социализации индивида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: