ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКЕ
Учебное пособие
для студентов вузов
2-е издание, дополненное
Екатеринбург 2009
УДК 371.3 (075.8)
ББК Ч 426.37
П 58
Научный редактор:
доктор экономических наук, профессор В.Н. Задорожный
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, профессор Г.Г. Корзникова
кандидат экономических наук, профессор Г.Б. Морозов
Попова, Н.Е., Лобут, А.А.
Теория и методика обучения экономике [Текст]: учебное пособие для студентов вузов /Н.Е. Попова, А.А. Лобут; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2009. - 465 с.
В учебном пособии рассмотрены основные проблемы теории и методики обучения экономике: представлено содержание экономического образования; раскрыты особенности его реализации в современных программах обучения школьников; дана характеристика наиболее часто используемых дидактических методов, форм, средств; описаны современные педагогические технологии преподавания данной дисциплины, приведены сценарии уроков экономики и занимательный материал к ним.
|
|
Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации.
Книга адресована студентам педагогических учебных заведений, обучающихся по направлению «050400 - Социально-экономическое образование», профиль «050402 - Экономика», а также учителям экономики и методистам.
Компьютерная верстка: И.С.Мантев
Художник: С.М.Ефремова
ББК Ч 426.37
УДК 371.3 (075.8)
ãГОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет»
ã Н.Е.Попова, 2009
ã А.А.Лобут, 2009
Оглавление
Введение……………………………………………………..........…...5
Глава 1. Теория и методика обучения экономике как педаго-
гическая наука.................................................................................…..6
1.1 Общее понятие о методике................................................….6
1.2 Предмет, задачи методики.................................................….7
1.3 Связь методики с другими науками.................................….9
1.4 Методы исследования в методике.................................….11
1.5 Этапы становления и развития теории и методики
обучения экономике.......................................................................14
Глава 2. Система среднего образования в России и место
экономики в нем как учебного предмета....................................17
2.1 Содержание образования как фундамент базовой
культуры личности........................................................................17
2.2 Базисный учебный план и место профильной дисциплины
в системе общего образования............................................21
2.3 Обязательный минимум содержания экономического
образования. Требования к уровню подготовки выпускников..30
Глава 3. Общие и возрастные особенности ученического
|
|
познания.……………………………………………………………
3.1 Особенности развития и познания младших школьников…
3.2 Особенности развития и воспитания учащихся
среднего (подросткового) возраста…………………………….
3.3 Особенности развития и воспитания учащихся старшего
школьного возраста……………………………………………
Глава 4. Цели и принципы обучения экономике.
Формирование компетенций.............................................................46
4.1 Цели процесса обучения экономике. Формирование
компетенций..................................................................................46
4.2 Принципы отбора содержания по экономике..................49
Глава 5. Содержание обучения экономике по основным
учебным программам........................................................................61
5.1 Теоретические основы разработки содержания
учебных дисциплин.......................................................................61
5.2 Учебные программы по экономике..................................63
Глава 6. Знания, умения и навыки.............................................67
6.1 Классификация учебных умений......................................67
6.2 Развитие коммуникативной компетенции обучающихся......................................................................73
Глава 7. Метод как категория методики...................................84
7.1 Методы и приемы обучения..............................................84
7.2 Классификация методов обучения..................................85
7.3 Дидактическая система методов обучения......................94
Глава 8. Средства обучения экономике..................................102
8.1 Классификация средств обучения..................................102
8.2 Учебник как ведущее средство обучения......................109
8.3 Учебники по экономике для
общеобразовательных школ...................................................112
Глава 9. Формы обучения и формы организации
учебного процесса по экономике................................................120
9.1 Понятие форм обучения и форм организации
9.2 учебной работы................................................................120
9.3 Урок как основная форма организации
учебной деятельности. Типы уроков......................................121
9.4 Нетрадиционные формы уроков по экономике.............146
9.5 Формы внеклассной работы по экономике....................174
Глава 10. Современные педагогические технологии................187
10.1Педагогические технологии: понятие и
типология.................................................................................187
10.2Обзор педагогических технологий обучения................192
Глава 11. Оптимизация учебного процесса...............................232
11.1 Теоретические основы разработки процесса
обучения......................................................................................232
11.2 Межпредметные, межкурсовые, внутрикурсовые
преемственные связи в обучении...............................................233
11.3 Воспитательный потенциал учебного содержания
и особенности его отбора...........................................................238
11.4 Особенности образовательных маршрутов учащихся…245
11.5 Основные направления деятельности учителя...........250
Глава 12. Рабочая учебная программа по дисциплине
«Теория и методика обучения экономике»...................................260
Глава 13. Сценарии уроков……………………………..…......296
Глава 14. Занимательная экономика……………………...…..362
Глава 15. Программа педагогической практики………………
ВВЕДЕНИЕ
В связи с реализацией национального проекта «Образование» усложняется работа средней общеобразовательной школы и возрастает социальная роль учителя. Цели и задачи среднего образования направлены на развитие компетентного выпускника, хорошо разбирающегося не только в содержании изучаемого предмета, но и умеющего применить знания на практике. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» экономическое образование должно способствовать развитию личности, поэтому возрастает роль методической подготовки учителя.
В основу данного учебного пособия положены концепции, которые состоят в следующем:
1. Теория и методика обучения экономике рассматривается в качестве одной из отраслей педагогических наук.
|
|
2. При изложении материала учтено содержание школьного экономического образования, методы, приемы, формы и средства обучения и контроля знаний учащихся.
3. Значительное внимание уделено современному уроку экономики и методике его конструирования, представлены сценарии уроков экономики.
4. В учебном пособии сделан обзор педагогических технологий обучения экономике с учетом развития дидактики и методики обучения.
5. Дается примерная рабочая учебная программа для преподавателя дисциплины «Теория и методика обучения экономике».
Предлагаемые учебные материалы составлены в соответствии с ГОС ВПО по дисциплине «Теория и методика обучения экономике» по учебному плану «050400 - Социально-экономическое образование» для студентов 3 курса экономического факультета и включают в себя материал как лекционных, так и семинарских занятий.
Авторы надеются, что содержание учебного пособия поможет студентам приобрести профессиональные навыки, а опытным педагогам переосмыслить свои методические приемы для развития компетентности своих воспитанников.