Введение. 2-е издание, дополненное

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКЕ

Учебное пособие

для студентов вузов

2-е издание, дополненное

Екатеринбург 2009

УДК 371.3 (075.8)

ББК Ч 426.37

П 58

Научный редактор:

доктор экономических наук, профессор В.Н. Задорожный

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, профессор Г.Г. Корзникова

кандидат экономических наук, профессор Г.Б. Морозов

Попова, Н.Е., Лобут, А.А.

Теория и методика обучения экономике [Текст]: учебное пособие для студентов вузов /Н.Е. Попова, А.А. Лобут; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2009. - 465 с.

В учебном пособии рассмотрены основные проблемы теории и методики обучения экономике: представлено содержание экономического образования; раскрыты особенности его реализации в современных программах обучения школьников; дана характеристика наиболее часто используемых дидактических методов, форм, средств; описаны современные педагогические технологии преподавания данной дисциплины, приведены сценарии уроков экономики и занимательный материал к ним.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации.

Книга адресована студентам педагогических учебных заведений, обучающихся по направлению «050400 - Социально-экономическое образование», профиль «050402 - Экономика», а также учителям экономики и методистам.

Компьютерная верстка: И.С.Мантев

Художник: С.М.Ефремова

ББК Ч 426.37

УДК 371.3 (075.8)

ãГОУ ВПО «Уральский государственный

педагогический университет»

ã Н.Е.Попова, 2009

ã А.А.Лобут, 2009

Оглавление

Введение……………………………………………………..........…...5

Глава 1. Теория и методика обучения экономике как педаго-

гическая наука.................................................................................…..6

1.1 Общее понятие о методике................................................….6

1.2 Предмет, задачи методики.................................................….7

1.3 Связь методики с другими науками.................................….9

1.4 Методы исследования в методике.................................….11

1.5 Этапы становления и развития теории и методики

обучения экономике.......................................................................14

Глава 2. Система среднего образования в России и место

экономики в нем как учебного предмета....................................17

2.1 Содержание образования как фундамент базовой

культуры личности........................................................................17

2.2 Базисный учебный план и место профильной дисциплины

в системе общего образования............................................21

2.3 Обязательный минимум содержания экономического

образования. Требования к уровню подготовки выпускников..30

Глава 3. Общие и возрастные особенности ученического

познания.……………………………………………………………

3.1 Особенности развития и познания младших школьников…

3.2 Особенности развития и воспитания учащихся

среднего (подросткового) возраста…………………………….

3.3 Особенности развития и воспитания учащихся старшего

школьного возраста……………………………………………

Глава 4. Цели и принципы обучения экономике.

Формирование компетенций.............................................................46

4.1 Цели процесса обучения экономике. Формирование

компетенций..................................................................................46

4.2 Принципы отбора содержания по экономике..................49

Глава 5. Содержание обучения экономике по основным

учебным программам........................................................................61

5.1 Теоретические основы разработки содержания

учебных дисциплин.......................................................................61

5.2 Учебные программы по экономике..................................63

Глава 6. Знания, умения и навыки.............................................67

6.1 Классификация учебных умений......................................67

6.2 Развитие коммуникативной компетенции обучающихся......................................................................73

Глава 7. Метод как категория методики...................................84

7.1 Методы и приемы обучения..............................................84

7.2 Классификация методов обучения..................................85

7.3 Дидактическая система методов обучения......................94

Глава 8. Средства обучения экономике..................................102

8.1 Классификация средств обучения..................................102

8.2 Учебник как ведущее средство обучения......................109

8.3 Учебники по экономике для

общеобразовательных школ...................................................112

Глава 9. Формы обучения и формы организации

учебного процесса по экономике................................................120

9.1 Понятие форм обучения и форм организации

9.2 учебной работы................................................................120

9.3 Урок как основная форма организации

учебной деятельности. Типы уроков......................................121

9.4 Нетрадиционные формы уроков по экономике.............146

9.5 Формы внеклассной работы по экономике....................174

Глава 10. Современные педагогические технологии................187

10.1Педагогические технологии: понятие и

типология.................................................................................187

10.2Обзор педагогических технологий обучения................192

Глава 11. Оптимизация учебного процесса...............................232

11.1 Теоретические основы разработки процесса

обучения......................................................................................232

11.2 Межпредметные, межкурсовые, внутрикурсовые

преемственные связи в обучении...............................................233

11.3 Воспитательный потенциал учебного содержания

и особенности его отбора...........................................................238

11.4 Особенности образовательных маршрутов учащихся…245

11.5 Основные направления деятельности учителя...........250

Глава 12. Рабочая учебная программа по дисциплине

«Теория и методика обучения экономике»...................................260

Глава 13. Сценарии уроков……………………………..…......296

Глава 14. Занимательная экономика……………………...…..362

Глава 15. Программа педагогической практики………………


ВВЕДЕНИЕ

В связи с реализацией национального проекта «Образование» усложняется работа средней общеобразовательной школы и возрастает социальная роль учителя. Цели и задачи среднего образования направлены на развитие компетентного выпускника, хорошо разбирающегося не только в содержании изучаемого предмета, но и умеющего применить знания на практике. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» экономическое образование должно способствовать развитию личности, поэтому возрастает роль методической подготовки учителя.

В основу данного учебного пособия положены концепции, которые состоят в следующем:

1. Теория и методика обучения экономике рассматривается в качестве одной из отраслей педагогических наук.

2. При изложении материала учтено содержание школьного экономического образования, методы, приемы, формы и средства обучения и контроля знаний учащихся.

3. Значительное внимание уделено современному уроку экономики и методике его конструирования, представлены сценарии уроков экономики.

4. В учебном пособии сделан обзор педагогических технологий обучения экономике с учетом развития дидактики и методики обучения.

5. Дается примерная рабочая учебная программа для преподавателя дисциплины «Теория и методика обучения экономике».

Предлагаемые учебные материалы составлены в соответствии с ГОС ВПО по дисциплине «Теория и методика обучения экономике» по учебному плану «050400 - Социально-экономическое образование» для студентов 3 курса экономического факультета и включают в себя материал как лекционных, так и семинарских занятий.

Авторы надеются, что содержание учебного пособия поможет студентам приобрести профессиональные навыки, а опытным педагогам переосмыслить свои методические приемы для развития компетентности своих воспитанников.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: