Задание. В языковой политике национально-языковой компонент является самым заметным, однако кроме него языковая политика в одноязычных социумах будет включать такие

В языковой политике национально-языковой компонент является самым заметным, однако кроме него языковая политика в одноязычных социумах будет включать такие вопросы:

1.Кто имеет право выносить рекомендации о «правильном» и «неправильно» в текущем словоупотреблении и насколько обязательны такие рекомендации для физических и юридических лиц?
2. Нужна ли языковая цензура в массовой коммуникации? Что оправдывается стремлением к выразительности, а что следует считать непристойным?

3. Нужна ли реформа орфографии, и если нужна, то насколько радикальная?
4. Поощрять ли литературное творчество на диалектах?
5. Как определить тот минимум владения родным языком, который обязателен для выпускника общеобразовательной школы?
6. Предусматривать (т.е. финансировать ли) занятия родным языком в высшей школе?
7. Следует ли законодательно вводить санкции к физическим и юридическим лицам за использование ненормативной лексики, грубое нарушение норм современного языка?


Тема 5. Правовой статус языков. Государственный язык, официальный язык, титульный язык

21 век называют веком информации. Хранение и передача информации осуществляется через язык. Глобализация, усиление миграции спровоцировали обострение языковых вопросов. Обратите внимание на то, что многие используют языковой вопрос в политических целях (Украина). Сегодня во многих странах возникают разные вопросы, связанные с языком. Очень интересен опыт Швеции. Более 20 лет шведское правительство ведет работу по установлению максимально эффективных связей между администрацией и общественностью, существуют специалисты по «простому» шведскому языку, которые, проанализировав традиционное содержание, организацию, стиль правительственных текстов, пришли к выводу, что эти тексты нуждаются в более рациональном и ориентированном на пользователя подходе. За последние пятнадцать лет они создали новые «модели текстов» для нескольких официальных документов, выпустили «Учебник по письму для общественных властей» и «Правила общественных властей». В 1982 г. вышел приказ, гласящий: генеральный директор по правовым вопросам в кабинете министров должен принять меры к тому, чтобы все законодательные акты были написаны четким и простым языком. В 1994 году шведское правительство назначило Группу «простого» языка, которая имеет своей целью убедить власти, что простой язык и понятное общение ведут к демократизации (общественность может выяснять свои права и выполнять свои обязанности), лучшим юридическим правам, эффективности и снижению затрат. Административный процедурный акт (1986: 223) в статье 7 предусматривает, что власти должны «стремиться выражаться ясно».

Во многих странах знание государственного языка (регионального варианта или языка) является важным условием для поступления на госслужбу, а незнание – поводом к увольнению (Украина). В Китае возродили тест на знание государственного языка (был до 1905 года).

Внимание к языку вызвано:

  • глобализацией, породившей интерес к национальным культурам;
  • активизацией миграции;
  • освобождением колоний, признанием независимости бывших республик и связанные с этим проблемы выделения государственного и официального языков;
  • проблемами сохранения вымирающих народностей;
  • политкорректностью (негр – афроамериканец);
  • стандартизацией профессиональных языков.


Язык возник раньше таких важнейших событий в истории человечества, как искусство (декорированным деревянным и костяным предметам – более 25 тыс. лет, наскальной живописи – около 14 тыс.), как приручение животных и окультуривание растений (это произошло10-6 тыс. лет назад). Примерно 6 тыс. лет назад появились пиктография и иероглифика, 5 тыс. – звуковое письмо.

Формирования звукового языка началось примерно 50-40 тыс. лет назад вместе с возникновением человека современного типа – Homo sapiens sapiens (кроманьонцы).*

Предполагается, что первоначальный язык человека существовал как один (единый) язык. Около 30 тыс. лет назад люди расселились по Западной Евразии. В период между 20 и 10 тысячелетиями до нашего времени язык человека разделился на несколько языковых макросемей, из которых позже произошли языковые семьи, существующие в наше время.


Точное число языков не установлено, около 6000. Разные ученые называют цифры от 2,5 до 5-6 тысяч. Такие расхождения вызваны трудностями разграничения языка и диалекта, в особенности для бесписьменного состояния. Языки распределены неравномерно: в Европе и на Ближнем Востоке вместе – 275 (4%), в обеих Америках – 900 (15%), оставшиеся 81% языков мира приходится на Африку (1900) и Азию с Тихим океаном (3000)

Самой лингвистически богатой страной является Папуа – Новая Гвинея – 850 языков, за ней идет Индонезия – 670 языков, в Нигерии – 410, в Индии – 380, в Камеруне – 270, в Австралии – 250, в Мексике – 240, в Заире – 210 языков. Еще 13 стран имеют каждая от 100 до 160 языков: Бирма, КНР, Малайзия, Непал, Новые Гебриды, Россия, Судан, США, Танзания, Филиппины, Центрально-Африканская республика, Чад и Эфиопия. В этих странах сосредоточено около 5000 языков.

Исключительно разнообразны взаимоотношения между отдельными языками и некоторыми социальными параметрами человечества, такими как этничность (национальность), гражданство (подданство), вероисповедание. Существуют кардинальные диспропорции между этими измерениями человечества: если языков на Земле около 6 тысяч, то этносов – примерно 1300; государств – около 220 (в том числе около 200 государств – членов ООН); число отдельных конфессий, если включать в него бесчисленные культы и верования в странах Третьего мира, неопределенно велико.

Из 6 тысяч языков только около 600 языков имеют системы письма, но лишь около 300 из них реально используются в письменной коммуникации.

Государственный язык – язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, социальной и культурной сферах, выступающий в качестве символа данного государства.

  • Официальный язык – язык государственного управления, законодательства, судопроизводства.
  • Титульный язык – язык, название которого совпадает (соотносится) с именем этноса, по которому названо национально-государственное или национально-территориальное образование.


По последним данным всего в 4% стран существует один язык.

  • Есть примеры мирного сосуществования разных языков: в Швейцарии четыре государственных, юридически равноправных языка: немецкий (64% говорящих на нем), французский (18%), итальянский (10%) и ретороманский (0,8%). Все четыре языка в равной степени используются в государственном управлении, в армии, в суде, в учебных заведениях, в средствах массовой информации.
  • В Индии, согласно Конституции, государственными языками являются следующие 18 языков: ассамский, бенгальский, гуджарати, хинди, каннада, кашмири, конкани, малаялам, манипури, маратхи, непали, уриа, пенджабский, санскрит, синдхи, тамильский, телугу, урду.
  • Государственный язык – язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, социальной и культурной сферах, выступающий в качестве символа данного государства.
  • Официальный язык – язык государственного управления, законодательства, судопроизводства.
  • Титульный язык – язык, название которого совпадает (соотносится) с именем этноса, по которому названо национально-государственное или национально-территориальное образование.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры.

Статья 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.

3. Порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством Российской Федерации.

4. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.

5. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации.

6. При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 101-ФЗ)

7. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих проблемы языка.

Статья 3. Сферы использования государственного языка Российской Федерации

1. Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию:

1) в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства;

2) в наименованиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности;

3) при подготовке и проведении выборов и референдумов;

4) в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации;

5) при официальном опубликовании международных договоров Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов;

6) во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений;

7) при написании наименований географических объектов, нанесении надписей на дорожные знаки;

8) при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, изготовлении бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, оформлении документов об образовании и (или) о квалификации установленного в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образца, а также других документов, оформление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется на государственном языке Российской Федерации, при оформлении адресов отправителей и получателей телеграмм и почтовых отправлений, пересылаемых в пределах Российской Федерации, почтовых переводов денежных средств;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

9) в продукции средств массовой информации;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 101-ФЗ)

9.1) при показах фильмов в кинозалах;

(п. 9.1 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 101-ФЗ)

9.2) при публичных исполнениях произведений литературы, искусства, народного творчества посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных, зрелищно-развлекательных мероприятий;

(п. 9.2 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 101-ФЗ)

10) в рекламе;

11) в иных определенных федеральными законами сферах.

1.1. В сферах, указанных в пунктах 9, 9.1, 9.2 и 10 части 1 настоящей статьи, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях наряду с государственным языком Российской Федерации могут использоваться государственные языки республик, находящихся в составе Российской Федерации, другие языки народов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, также иностранные языки.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 101-ФЗ)

2. В случаях использования в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи, наряду с государственным языком Российской Федерации государственного языка республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языков народов Российской Федерации или иностранного языка тексты на русском языке и на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены разборчиво, звуковая информация (в том числе в аудио- и аудиовизуальных материалах, теле- и радиопрограммах) на русском языке и указанная информация на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, также должна быть идентичной по содержанию, звучанию и способам передачи.

3. Положения части 2 настоящей статьи не распространяются на фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, а также теле- и радиопрограммы, аудио- и аудиовизуальные материалы, печатные издания, предназначенные для обучения государственным языкам республик, находящихся в составе Российской Федерации, другим языкам народов Российской Федерации или иностранным языкам.

Статья 4. Защита и поддержка государственного языка Российской Федерации

В целях защиты и поддержки государственного языка Российской Федерации федеральные органы государственной власти в пределах своей компетенции:

1) обеспечивают функционирование государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации;

2) разрабатывают и принимают федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, разрабатывают и реализуют направленные на защиту и поддержку государственного языка Российской Федерации соответствующие федеральные целевые программы;

3) принимают меры, направленные на обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации;

4) принимают меры по совершенствованию системы образования и системы подготовки специалистов в области русского языка и преподавателей русского языка как иностранного языка, а также осуществляют подготовку научно-педагогических кадров для образовательных организаций с обучением на русском языке за пределами Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

5) содействуют изучению русского языка за пределами Российской Федерации;

6) осуществляют государственную поддержку издания словарей и грамматик русского языка;

7) осуществляют контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации, в том числе за использованием слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, путем организации проведения независимой экспертизы;

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 101-ФЗ)

8) принимают иные меры по защите и поддержке государственного языка Российской Федерации.

Статья 5. Обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации

1. Обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации предусматривает:

1) получение образования на русском языке в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

2) получение информации на русском языке в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, органах местного самоуправления, организациях всех форм собственности;

3) получение информации на русском языке через общероссийские, региональные и муниципальные средства массовой информации. Данное положение не распространяется на средства массовой информации, учрежденные специально для осуществления теле- и (или) радиовещания либо издания печатной продукции на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках.

2. Лицам, не владеющим государственным языком Российской Федерации, при реализации и защите их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, обеспечивается право на пользование услугами переводчиков.

Статья 6. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации

1. Принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на ограничение использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также иные действия и нарушения, препятствующие осуществлению права граждан на пользование государственным языком Российской Федерации, влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

2. Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

1 июня 2005 года

N 53-ФЗ


Тема 6. Закон Республики Алтай о языках.

Языки в Республике Алтай являются величайшим духовным наследием его многонационального народа и находятся под защитой государства.

В республике Алтай признается и поддерживается неотъемлемое право граждан любой национальности на развитие их родного языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: