Предприятие в условиях рынка. Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения

Предприятие - самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказыва­ющий услуги в целях удовлетворения общественных потреб­ностей и получения прибыли.

Предприятие как юридическое лицо - это предприятие (организация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны.

К чис­лу признаков юридического лица относятся: наличие своего имущества; самостоятельная имущественная ответственность; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собствен­ностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволен­ные законом действия; право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, иметь самостоятельный бух­галтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.

В условиях плановой экономики основная цель предпри­ятия заключалась в выпуске продукции определенной номен­клатуры и ассортимента исходя из годового плана, который, в свою очередь, вытекал из пятилетнего плана.

Предприятия в условиях плановой экономики работали по схеме:

При этой схеме основой являются ресурсы; именно они являлись ограничителем объема выпуска продукции. Таким образом, объем выпуска продукции на предприятиях в усло­виях плановой экономики в основном зависел от возмож­ностей государства обеспечить предприятие необходимыми ресурсами.

С переходом российских предприятий на рыночные отно­шения ситуация в корне изменилась. Предприятия были выну­ждены работать по совершенно иной схеме:

В этой схеме основой является спрос покупателей, т. е. возможность сбыть свою продукцию. Для этого необходи­мо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, качество продукции у потенциального кон­курента и другие вопросы, характерные для рыночных отноше­ний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: