Субъекты благотворительности

В соответствии с Законом № 531, к субъектам благотворительной деятельности относятся благотворители (которыми могут выступать как юридические, так и физические лица), благотворительные организации и приобретатели благотворительной помощи.

Благотворители, осуществляющие благотворительность в интересах приобретателей благотворительной помощи, могут действовать как напрямую, так и через благотворительные организации или совместно с ними. В любом случае такая деятельность будет классифицирована как благотворительность без какой-либо специальной государственной регистрации. Правда, условия налогообложения таких операций будут зависеть от налогового статуса, как самого благотворителя, так и приобретателя помощи

Следует отметить, что некоторые категории физических лиц (Президент Украины, депутаты, должностные лица и служащие органов государственного самоуправления, а также члены их семей) могут заниматься благотворительностью в пределах полученных и задекларированных доходов. Для других категорий физических лиц подобные ограничения не установлены.

Приобретатели благотворительной помощи определены в Законе № 531 также достаточно широко. К ним относятся физические и юридические лица, нуждающиеся в благотворительной помощи и получающие ее независимо от их социального статуса, финансового состояния и других характеристик. При этом такая помощь может быть получена, как от благотворителей, так и от благотворительных орга­низаций. Вместе с тем, так же, как и для благотворителей, условия налогообложения приобретателей благотворительной помощи в разрезе отдельных налогов зависят от вида их деятельности, уровня доходов (для физических лиц) и от того, кем именно предоставляется помощь.

Действующим законодательством регламентированы требования к благотворительным организациям — негосударственным организациям, главной целью которых является осуществление благотворительной деятельности в интересах общества или отдельных категорий приобретателей.

Учредителями благотворительной организации могут быть граждане Украины, достигшие 18 лет, иностранные граждане, лица без гражданства, а также юридические лица независимо от формы собственности (за исключением государственных и коммунальных предприятий, организаций и учреждений, финансируемых из бюджета, а также органов государственной власти и местного самоуправления). При этом минимальное количество учредителей законодательством не регламентировано, то есть благотворительная организация может быть учреждена даже одним физическим лицом (своеобразный аналог частного предприятия) независимо от статуса его «резидентности». Конкретная организационно-правовая форма благотворительной организации определяется учредителями в уставе (положении).

Статус благотворительной организации также определяется учредителями в зависимости от территории, на которой учреждается и действует благотворительная организация. Всеукраинский статус соответствует благотворительным организациям, деятельность которых распространяется на всю территорию Украины. Деятельность местных организаций распространяется на территорию соответствующего региона или административно- территориальной единицы. Статус международных имеют благотворительные организации, действующие на территории Украины и еще хотя бы одной страны. Все организации, кроме местных, имеют право создавать отделения, филиалы, а также представительства.

Благотворительная организация приобретает статус юридического лица с момента государственной регистрации. Эту регистрацию осуществляет Министерство Юстиции Украины (для всеукраинских и международных) либо соответствующий местный орган испол­нительной власти (местные благотворительные организации, а также отделения, филиалы и представительства всеукраинских и международных организаций).

Зарегистрированная благотворительная организация вносится в Реестр благотворительных организаций и в месячный срок после получения свидетельства должна стать на учет в соответствующем органе налоговой службы. Причем причиной отказа в государственной регистрации не может быть предоставление благотворительной организации юридического адреса физическим лицом по месту его жительства.

Статья 8 Закона № 531 предусматривает только одно основание для аннулирования решения о государственной регистрации — фальсификация учредительных документов, причем решение может быть аннулировано только в судебном порядке. При реорганизации благотворительной организации в процессе ее деятельности необходимо также иметь в виду, что она не может быть реорганизована в юридическое лицо, деятельность которого направлена на получение прибыли. Прямого запрета на реорганизацию ее в любой из видов неприбыльных организаций в действующем законодательстве нет.

Требования к уставу и права благотворительной организации подробно регламентированы ст. 12 и 13 Закона № 531, а в обязанности таких организаций входит выполнение уставных задач, а также обеспечение свободного доступа к отчетам и документам о хозяйственной и финансовой деятельности.

В собственности благотворительной организации может находиться движимое и недвижимое имущество, материальные и нематериальные активы, а также денежные средства. Причем относительно этого имущества могут осуществляться любые сделки, не противоречащие законодательству и уставным целям. Источниками формирования имущества благотворительной организации, в частности, могут быть:

· взносы учредителей и других благотворителей;

· благотворительные взносы и пожертвования, имеющие целевой характер (благотворительные гранты) независимо от формы их предоставления;

· поступления от проведения благотворительных кампаний по сбору пожертвований, благотворительных массовых мероприятий, благотворительных лотерей и аукционов по реализации поступивших от благотворителей имущества и пожертвований;

· доходы от депозитных вкладов и ценных бумаг, поступления от предприятий и организаций, находящихся в собственности благотворительной организации.

Следует обратить внимание на то, что имущество и средства благотворительной организации не могут быть предметом залога.

Статья 20 Закона № 531 ограничивает предельную величину расходов на содержание благотворительной организации - 20% сметы в текущем году. Этой же статьей определено, что благотворительные организации, существующие только на членские взносы и благотворительные пожертвования, освобождаются от уплаты налогов и других платежей в бюджет и специальные фонды. Вместе с тем это следует воспринимать как декларацию о намерениях, а конкретные механизмы реализации данной льготы определяются исключительно соответствующими налоговыми законами.

Контроль над получением, хранением, распределением благотворительной помощи в виде товаров, работ услуг осуществляют местные органы исполнительной власти, а за их целевым использованием — местные органы исполнительной власти и органы государственной налоговой службы. Кроме того, законодательством для благотворителей предусмотрена возможность контроля над использованием переданного ими имущества. А вот при осуществлении целевых пожертвований отчет об их использовании передается благотворителю в обязательном порядке. Обязанность по представлению отчетов о целевом использовании благотворительных грантов возложена на приобретателей благотворительной помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: