double arrow

Общее понятие о дидактике

Как уже отмечалось выше, в истории человечества обу­чение (как и воспитание) возникло в связи с потребностью сохранить и передать имеющийся опыт подрастающему поколению, подготовив его таким образом к самостоятельной жизни. Так же, как и воспитание, обучение первоначально носило интуитивный характер и сводилось в основном к случайной передаче информации и подражанию детей дея­тельности взрослых. Постепенно оно превратилось в целе­направленный, планомерный процесс, который осуществ­лялся в школе, университете.

Со временем человечество накопило богатый опыт обу­чения подрастающего поколения. Возникла потребность в его анализе, обобщении. Эту миссию выполнил Я. А. Коменский, заложивший основы теории обучения (см. гл. II насто­ящего пособия). Его идейными продолжателями в разработ­ке научных основ обучения стали И.Г.Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег, К. Д.Ушинский, Д. Дьюи и многие другие педагоги. С конца XIX в. начинается интенсивное изучение психологии обучения.

Дидактика - это отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования. В ней содержится общепедагогическое научное обоснование содержания об­разования, методов, средств и организационных форм обу­чения. Внутри самой дидактики выделяются направления, связанные со спецификой возраста обучаемых (дошкольная дидактика, дидактика начального образования, дидактика высшей школы и др.), а также с особенностями преподава­ния той или иной учебной дисциплины (частные методики, например методика преподавания математики, методика преподавания истории, методика развития речи и др.) В современной дидактике обучение и воспитание не про­тивопоставляются. Напротив, подчеркивается их единство, «родство» по многим показателям. Прежде всего, отмеча­ется их единая социальная природа: они возникли и функ­ционируют как ответ на потребность человечества сохранять, воспроизводить свой общественно-историчес­кий опыт, передавать его подрастающему поколению. На протяжении всей истории человечества обучение и воспи­тание непосредственным образом зависят от социально-эко­номических, политических, культурных процессов в обществе, но и сами оказывают влияние на эти процессы, представляя собой действенные факторы развития личнос­ти, ее совершенствования, «облагораживая» человечество в целом.

Воспитание и обучение «родственны» по способам сво­его осуществления: единый общественно-исторический опыт, адаптированный к определенной возрастной катего­рии детей, передается с помощью механизма социального взаимодействия - общения. Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями и определен­ным опытом, и теми, кто их усваивает (А. Н. Леонтьев). При этом учитываются психофизиологические возможности ребенка, их динамика. В связи с этим процессы обучения и воспитания не остаются неизменными даже на протяжении одного периода детства: обогащается и усложняется их со­держание, изменяются формы, становятся более разнооб­разными способы воздействия на растущего человека.

В современном обществе воспитание и обучение на­правлены на целостное развитие личности, хотя их цели дифференцируются (правда, условно). Воспитание направлено на формирование системы ценностей, способов общественного поведения. Для обучения приоритетным является формирование системы знаний, умений, спосо­бов познавательной и практической деятельности. В пос­ледние годы в педагогическую лексику все активнее вхо­дят понятия «обучающее воспитание», «воспитывающее обучение», подчеркивающие единство воспитания и обу­чения в формировании личности. Необходимо отметить, что в этом процессе роль системообразующего фактора выполняет обучение, поскольку оно затрагивает всю жиз­недеятельность обучаемого: обеспечивает усвоение зна­ний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-оценочного отношения к миру, к самому себе (И. Я. Лернер, М.Н. Скаткин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: