Дидактики высшей школы

Дидактика высшей школы вбирает в себя все то, лучшее, что было создано в предыдущие годы, на различных этапах общественного развития, как в России так и за рубежом.

Дидактика высшей школы в настоящее время тяготеет к дифференциации в самостоятельную педагогическую отрасль.

Она активно утверждается в статусе самостоятельной науки, поэтому можно говорить о ее предмете, цели, задачах, методологии и методах исследования.

Предметом дидактики современной высшей школы является процесс совместной деятельности преподавателей и студентов, направленный на накопление и систематизацию будущими специалистами знаний, умений и навыков как основы профессионального мастерства; развитие общих и профессиональных качеств творческой личности, необходимых в профессионально-педагогической деятельности в том числе в социально-культурной сфере; профессиональной направленности личности; формирование чувства долга и ответственности за дело, которому они решили себя посвятить.

В связи с этим, целью дидактики высшей школы можно считать разработку необходимой технологии, включающей в себя материально-технические условия высшей школы, организационные формы, методы, средства определяющие эффективность взаимодействия субъектов учебного процесса - преподавателей и студентов, вступающих в разносторонние отношения - и направленные на формирование духовно-личностного строя будущего специалиста, на повышение уровня его общего и профессионального развития, развитие творческих способностей.

Высшая школа сегодня пытается решить ряд проблем, которые ставит сама жизнь, и решение которых могло бы способствовать решению актуальных дидактических задач.

Дидактика изучает дидактические процессы, происходя -щие в современной системе образования, обучения, развития. Основной круг задач, традиционно концентрируется вокруг содержания образования и обучения - чему учить? Методов, средств, принципов, правил и организационных форм обучения - как учить?.

Как показывает практика, для того, чтобы определить предмет дидактики этими двумя вопросами, ограничивать область познания дидактики как науки и искусства нельзя. В связи с этим возникает необходимость в решении задач или в поиске ответов на другие, не менее важные вопросы:

- Зачем учить? - т.е. определить цель обучения. Этот вопрос важен не только для учителя школы, но и для специалиста, организующего процесс обучения во внешкольных учреждениях.

- Кого учить? - важно знать особенности той аудитории, которой рекомендуются или даются научные знания. Говоря о субъектно-субъектных отношениях, мы не должны забывать о том, что обучающиеся (будь то ученик в школе, студент в вузе, читатель в библиотеке, участник коллектива художественной самодеятельности и т.д.) выступают не только в качестве объекта обучения, но и его субъектом. В соответствии с информацией о составе обучающихся, следует и отбирать содержание обучения, его формы и методы.

- Где учить? - не менее важен для организаторов процесса обучения в любых условиях, (в высшей школе, в библиотеке, культурно-досуговом учреждении и т.д.). Одно дело осуществлять процесс обучения в вузе, другое дело осуществлять его во внешкольных учреждениях, например, в процессе производственной практики. В соответствии с этим нужно четко дифференцировать принципы обучения, об этом подробнее будем говорить позже. Важным принципом обучения здесь будет принцип интереса, в тесном единстве с принципом добровольности.

При этом важно учитывать не только социально-психологические особенности организации процесса обучения, но технологию его, материально-технические возможности культурно-досугового учреждения, библиотеки, позволяющие (или не позволяющие) осуществлять процесс обучения на достаточно высоком уровне.

- Когда учить? - время проведения обучения. В зависимости от того, какую форму обучения выбрал студент: дневную, вечернюю или заочную, дистанционную - определяется и временной режим учебы, его длительность и напряженность, а следовательно прогнозируется и успех его..

Студенты вечернего факультета университета, отработавшие перед обучением рабочий день, нуждаются в совершенно иных методах и формах обучения, нежели студенты дневного отделения.

Это основной перечень вопросов, на которые следует ответить для того, чтобы процесс обучения был на современном уровне.

Ответы на поставленные вопросы также составляют область научного познания современной дидактики.

Как правило, основным критерием эффективности дидактики высшей школы считается - высокие результаты работы вуза, проявляющиеся в способности выпускников быстро адаптироваться в профессиональной среде, творчески и активно трудиться.

Современную дидактику высшей школы можно рассматривать как систему, включающую в себя деятельность людей по подготовке специалистов и предполагающую духовно-творческое развитие личности как студента так и преподавателя. Но чаще всего она понимается как научная теория, раскрывающая общие закономерности, дидактические принципы, методы этой деятельности, основанная на общечеловеческих и национальных идеях о развитии личности специалиста и проявлении лучших ее качеств в профессиональной деятельности.

Дидактика высшей школы, как и любая другая наука и учебная дисциплина, оперирует своими категориями. Основными категориями ее являются: обучение, преподавание, учение, развитие, образование, самообразование.

Учитывая, что с данными категориями мы уже встречались, изучая общие основы педагогики, здесь мы лишь напомним о них..

Обучение - процесс передачи, усвоения и применения информации для решения конкретных (стандартных и нестандартных) дидактических задач. Психофизиологической основой процесса обучения является способность мозга воспринимать, перерабатывать, сохранять и применять полученные знания на практике, в личном профессиональном опыте. Обучение в высшей школе - процесс двусторонний, предполагающий преподавание и учение, передачу и уяснение информации.

Преподавание - процесс управления учебной деятельностью студента на основе учета субъективных и объективных закономерностей, принципов, методов, организационных форм и средств обучения, а также мастерства преподавателя в оперировании ими. В преподавании важным принципом остается субъект-субъектный.

Учение - управляемый процесс, но он основан на мотивации и чаще всего порожден ею. Учение, как известно, всегда усвоение чужого опыта. Задача преподавателя заключается в том, чтобы помочь студентам этот опыт правильно отобрать, с учетом важности для будущей профессиональной деятельности,научить быстро и эффективно его усвоить, сформировав у него при этом собственное суждение.

Следовательно в процессе обучения осуществляется процесс развития со-знания, как совместного понимания предметного мира, культуры, общества, человека, определения собственного места в современном мире. В этом процессе важно научиться доверять опыту, накопленному человечеством и современниками.

Образование - это не только процесс приобретения, нужной информации, ее сохранения и применения на практике, но и результат обучения в вузе. Обучение при этом является важным путем получения образования. Образование невозможно без самообразования, целью которого является процесс самостоятельного усвоения студентом знаний под руководством преподавателя или без него, в соответствии с личной программой развития.

Следует заметить, что дидактика высшей школы оперирует другими категориями и понятиями, которые не являются основными.

Будучи наукой теоретической она, вместе с тем, имеет отчетливо видимый выход на педагогическую практику не только школьную, в том числе вузовскую, но и библиотечную, и культурно-досуговую.

Как показывает анализ деятельности преподавателей вузов, организаторов культурно-досуговой деятельности и библиотечных работников, имеющих дело с обучением людей, отношения, возникающие в процессе этой деятельности, достаточно многообразны. Мы называем их дидактическими отношениями. Межличностное общение, в которое вступают эти специалисты с людьми - всегда процесс познания, он несет в себе информацию, которую также можно назвать учебной.

Особенно это заметно в сложившейся системе дидактических отношений, в которые вступает специалист.

Так в библиотеке можно выделить ряд дидактических отношений: "библиотекарь-читатель", "читатель-книга", "читатель-читатели", "библиотекарь-библиотекари", "трудовой коллектив-директор-читатели" и т.д. Ведущими скорее всего здесь будут следующие: "библиотекарь-читатель", так как несут в себе управленческие образовательные функции в системе субъектно-субъектных отношений: "человек-человек"; "читатель-книга" - так как основываются на познавательной деятельности, в которой книга - средство обучения, средство развития личности.

Для высшей школы ведущими дидактическими отноше -ниями будут «преподаватель-студент», «студент-книга», «студент-микро и -макро-процессорная техника», «студент-студенты», «студент - работники деканата - ректората», «преподаватель - преподаватели».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: