Структура дипломной работы

Наиболее адекватной формой дипломной работы можно считать трехчастную форму. В работе должны присутствовать три одинаково важных основных раздела:

1) введение в проблему исследования с постановкой целей и задач, кратким описанием программы исследо­вания;

2) описание и анализ основной литературы, имеющейся по исследуемой проблеме;

3) описание эмпирического исследования: цели, задачи, характеристика выборки, используемые методы, полученные результаты. Иногда в этой же главе дается обсуждение результатов в соответствии с исходными целями и задачами. Такая композиция структурирует изложение материала в логике, удобной для понимания сути исследования. Таким образом, в дипломной работе должны быть представлены данные исследований, полученные ранее другими учеными, результаты полученные непосредственно автором диплома и то, как новые, полученные автором результаты изменяют состояние исследуемой области клини­ческой психологии, как данная проблема может изучаться в дальнейшем и т.п.

Остановимся подробнее на структуре и содержании всех частей ра­боты.

Введение (1-3 стр.), где должны быть кратко сформулированы: клинико-психологическая проблема, которой посвящена работа, ее актуальность, основные гипотезы, предмет, объект, цель и задачи исследо­вания, его научная новизна, основные методы, краткая характеристика выборки и базы исследования. Актуальность дипломной работы – это ее современность, необходимость на данном этапе развития науки и практики. Объект работы – это научная область, которую вы рассматриваете. Предмет дипломной работы – это сторона или связи внутри объекта. Например, если объектом работы выступает «личность ребенка 6-7 лет, больного ранним детским аутизмом», то предметом работы могут быть «особенности нарушений личности у ребенка 6-7 лет, больного РДА». Цель работы выдвигается одна и начинается с глагола «выявить», «изучить», «исследовать». Цель должна быть однозначна и не допускает формулировок типа «разработать и выявить». Должно быть что-то одно - или «разработать» или «выявить». Задачи – это конкретизация цели работы. Допустим, если цель: «выявить структуру Образа я у младших школьников», то в задачи включается и теоретическая разработка данной проблемы, и подбор методов, и психологическое обследование младших школьников, и подведение итогов исследования. Задач обычно бывает 4-5 штук. Они записываются последовательно – от «изучить научную литературу по теме» до «сделать необходимые выводы». Гипотеза исследования – это то предположение, которое проверяется, верифицируется всей дипломной работой по клинической психологии. Гипотеза формулируется однозначно и в утвердительной форме. Например, «преодоление посттравматического стрессового синдрома возможно через личностный рост пострадавшего».

Эта часть текста наиболее формализована, поскольку служит задаче быстрой ориентации читателя в содержании текста на основании определенных формальных параметров. Хотя даже очень опытные исследователи сталкиваются с проблемой вписывания характеристики своего исследова­ния в столь жесткие рамки, с дидактической точки зрения написание дан­ного раздела - весьма полезная для самого дипломника процедура, по­скольку требует от него методологической рефлексии, логичного структу­рирования материала, умения формулировать свои результаты в макси­мально компактном и формализованном виде.

Проблема, избранная автором, обосновывается с точки зрения ее теоретической и практической актуальности для клинической психологии. Необходимо кратко сформулировать: зачем и почему нужно решать эту проблему, в чем именно она состоит, как она соотносится с данными литературного обзора.

Обзор литературы (современное состояние проблемы ). Его об­щий объем не должен быть более 1/2 всего объема работы, т.е. порядка 25-30 стр. В задачу данного раздела входит ознакомление читателя с «положе­нием дел» в области, соответствующей проблеме исследования, как это представляется с позиции автора. Кроме краткой истории вопроса, здесь необходимо осветить наиболее известные точки зрения и подходы к по­становке и решению проблемы. Должно быть также проанализировано со-

временное (за последние 5 лет! многие дипломные работы грешат отсутствием ссылок на современную литературу) состояние исследований в этой области. Изложение материала необходимо проводить не в виде набора фактов и цитат, а давать связный авторский анализ и интерпретацию предлагаемых подходов и известных фактов, структурировать материал, обозначать со­ответствующие подразделы, исходя из логики раскрытия проблемы иссле­дования. В данном разделе автор должен продемонстрировать свое пони­мание исторической и научной логики развития исследований в данной области и подвести читателя к пониманию актуальности, значимости и обоснованности авторской постановки проблемы исследования. Завершать литературный обзор рекомендуется четко сформулированным резюме, со­держание которого объясняет необходимость обращения автора диплом­ной работы к продолжению исследований в данной проблемной области. Данное резюме может быть сформулировано в виде списка выводов по теоретической главе.

Постановка проблемы и описание программы исследования (1-3 стр.). Здесь необходимо четко изложить проблему исследования, логиче­ски связанную с литературным обзором, перечислить вытекающие из нее научные задачи, кратко сформулировать предмет и объект исследования, обосновать выбор определенных групп испытуемых, описать план и ос­новные методические особенности эксперимента, его процедуру. В этой части работы должна быть продемонстрирована преемственность прово­димого исследования, его место в разработке изучаемой проблемы.

Эмпирическое исследование:

а) методы, методики и материалы исследования (1-5 стр.). В этом разделе, прежде всего, должны быть кратко, но исчерпывающе описаны:

1. Испытуемые (респонденты), которые участвовали в исследова­нии. Должна быть дана по возможности полная характеристика ис­пытуемых (пол, возраст, образование, социальное положение и другие, важные с точки зрения данного исследования сведения), с указанием их количества, принципов включения и исключения из исследования и пр. При характеристике испытуемых особое внимание необходимо уделять соблюдению этики научного исследования - если используются индивидуальные данные и требуется обозна­чать испытуемых, то все упоминания и ссылки на них необходимо давать в закодированном виде, сохраняя анонимность респонден­тов, корректно сообщая сведения о клинических диагнозах и фак­тах из истории болезни и личной жизни конкретных пациентов.

2. Если при выполнении дипломной работы использовались ка­кие-либо технические приборы или экспериментальные установки, их названия и основные характеристики также должны быть упо­мянуты в настоящем разделе.

3. В данном разделе необходимо охарактеризовать используемые психологические тесты или методики, дать их краткое описание, достаточное для понимания сути используемых методов, и принци­пов обработки результатов. Необходимо указать, для решения ка­кой именно из поставленных ранее задач используется та или иная конкретная методика, обосновать ее возможные авторские модифи­кации, уточнить, какие результаты могут быть получены. В случае каких-либо модификаций оригинальных методик или при создании новых авторских методик в данном разделе важно точно привести даваемые испытуемым инструкции, последовательность выполне­ния заданий и т.п.

4. В случае разработки, перевода или адаптации автором новой методики, обязательно обоснование правомерности ее применения, валидности, надежности полученных с ее помощью результатов. Нужно указать, что использовалось в качестве нормативных ре­зультатов: самостоятельно полученные или литературные данные. Подобное обоснование может являться самостоятельной (возможно, даже единственной) научной задачей клинико-психологического исследования.

5. Параметры анализа и описания полученных данных (типы оши­бок, балльная оценка и т.п.).

6. При описании способов количественной обработки результатов кратко описываются используемые методы математической обра­ботки и анализа данных (по возможности приводятся точные фор­мулы) со ссылками на соответствующие литературные источники (справочники, таблицы, учебники и пр.), а также на используемые компьютерные программы. Обосновывается выбор именно этих методов обработки и анализа данных, адекватность размера выбор­ки и использованного метода. Данный раздел очень важен, поскольку он должен дать читателю полную информацию, необходимую как для проверки достоверности и на­дежности полученных результатов, так и для их интерпретации, которая может отличаться от авторской, но иметь большое значение для развития научных представлений и перспектив использования полученных данных.

б) Результаты (общий объем не менее 1/3 всего объема работы, т.е. около 15-20 стр.). В данном разделе подробно описываются и предвари­тельно анализируются все полученные данные и выявленные закономер­ности. Изложение материала структурируется, исходя из логики решения проблемы и в соответствии с экспериментальным планом. Данные приводятся не только в виде текста, но и обобщаются в виде схем, графиков и таблиц. Результаты излагаются последовательно. Возможно представ­ление результатов по каждой из использованных методик, или специаль­ный подбор данных разных методик в соответствии с поставленными за­дачами и гипотезами исследования (например, по выделенным «клиническим группам» - синдромам, и т.д.). В целом данный раздел должен пре­доставить читателю исчерпывающую информацию обо всех выявленных в данной работе фактах и закономерностях и заканчиваться кратким за­ключением, в котором можно сделать предварительные выводы.

в)Обсуждение результатов (общий объем не менее 5-7 страниц, но не более 1/3 всего объема работы, т.е. около 10-20 стр.). Раздел содержит детальный анализ полу­ченных результатов в сопоставлении с другими (в частности, освещен­ными ранее в литературном обзоре) точками зрения и ранее известными фактами. В нем обязательно должно присутствовать сравнение результа­тов разных методик между собой, поиск согласований, противоречий и взаимных дополнений в эмпирическом материале. Структура данного раздела должна также быть основана на логике исследуемого предмета. В нем нужно обсудить все главные результаты и выявленные закономерно­сти, в особенности те, которые выносятся в заключение и в выводы. В целом данный раздел должен предоставить читателю информацию о сте­пени надежности сделанных в итоге выводов, о согласованности полу­ченных результатов с известными теориями и фактами, об их научной новизне и перспективах практического применения. Однако необходимо помнить, что главной целью любой научной работы является поиск исти­ны и новых знаний, а не доказательство "любой ценой" выдвинутых ги­потез, Отрицательный результат - тоже результат. Помимо самостоятель­ной научной ценности, он убедительно свидетельствует о непредвзятости и профессиональной научной компетенции автора. Разделы «Результаты» и «Обсуждение результатов» могут быть объединены, если это представляется автору и научному руководителю дипломной работы целесообразным.

В Заключении (объем не более 1 стр.) кратко подводятся основные результаты исследования и обсуждаются их перспективы или ограничения. Заключение является необходимой частью дипломной работы, ее за­вершением по содержанию и по форме. Если отдельные главы и парагра­фы посвящены относительно подробному изложению частных вопросов, то в заключении следует еще раз пояснить их связь друг с другом и сфор­мулировать важнейшие результаты работы в отношении общей проблемы исследования и его конкретных аспектов, заявленных во введении. Структура заключения является обратной по отношению к структуре введения. Если во введении из всей проблемной области выделяется от­дельная проблема, лежащая в основе темы работы, то при написании за­ключения используется противоположный прием: оно раскрывает связь данной темы с более широкой проблемной областью. Фактически здесь еще раз заходит речь об актуальности темы, но под новым углом зрения. В заключении говорится о перспективах дальнейших исследований. Поэтому в данном разделе помимо формулировки результатов кратко говорится о том, какие важные вопросы остались не изученными, какие новые аспекты рассмотрения проблемы возникли в результате работы и каковы перспек­тивы дальнейших исследований.

Выводы (объем 1-1,5 стр.). В качестве выводов кратко характеризуются самые главные результаты и выявленные закономерности; выводы должны соответствовать поставленным целям и задачам работы, прове­ряемым гипотезам. Большое число выводов или их чрезмерно подробное описание свидетельствует о неумении автора выделить главное в своих ре­зультатах. Выводы приводятся в виде кратко сформулированных положений, данных списком.

Список литературы (рекомендуемый объем не менее 40-45 источников).

Приложения (необязательный раздел, объем которого не входит в общий объем работы). В этот раздел могут частично выноситься полученные данные, описание отдельных исследовательских процедур и т.п. Если данный раздел есть, он должен быть корректно структурирован и оформ­лен. Каждая страница приложения должна сопровождаться не только но­мером и названием, но и необходимыми комментариями (подписями). Чи­татель должен иметь всю необходимую информацию, чтобы самостоя­тельно разобраться в материалах приложения. Не исключена ситуация, когда объем приложений сопоставим с объемом самой работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: