Особенности тактики допроса несовершеннолетних

Тактика допроса несовершеннолетних в значительной степени обуслов­лена особенностями их психики (повышенной внушаемостью и самовну­шаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения и др.), незначительным жизненным опытом, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных его элементов.

Следователь, готовясь к допросу несовершеннолетнего, должен обра­тить особое внимание на степень развития ребенка или подростка, влия­ния на него взрослых, особенности его характера. От этого в первую оче­редь зависит выбор места допроса. Детей младшего возраста целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке: в школе, детском учрежде­нии, иногда у них дома. Наоборот, на несовершеннолетних в возрасте 15— 17 лет официальная обстановка места допроса оказывает положительное влияние: проникаясь чувством ответственности, они скорее скажут правду.

Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность долгое время сосредоточиваться на одном и том же объекте, следователь не дол­жен затягивать допрос. Если допрос все же оказывается продолжительным, то целесообразно устраивать специальные перерывы, во время которых ма­лолетним следует предоставить возможность отвлечься, отдохнуть за игрой, успокоиться.

Ложные показания несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, помимо сознательного отказа говорить правду, могут объясняться самовнушением, повышенным влиянием взрослых, в чем несовершеннолетние не отдают себе отчет, могут быть плодом их фантазии или следствием немотивиро­ванного желания солгать. При фантазировании в показаниях несовершен­нолетних ложь мешается с правдой или придуманными нелогичными под­робностями.

Основным средством изобличения во лжи малолетних являются приемы эмоционального воздействия, поскольку средства логического убеждения могут оказаться малоэффективными как вследствие непонимания допра­шиваемым самого факта изобличения, так и в силу «духа противоречия»,



Глава 36. Тактика допроса


свойственного детям и приводящего к упрямому повторению явно бес­смысленной лжи. Эффективным может оказаться и повторный допрос с учетом следующих моментов.

Если на повторном допросе ребенок (подросток) слово в слово повторя­ет ранее данные показания, употребляя при этом выражения, не свойст­венные его возрасту, следователь вправе предположить, что такие показа­ния являются результатом воздействия взрослого. Существенные отличия в деталях указывают на фантазирование ребенка: выдуманные детали обычно плохо удерживаются в памяти и заменяются новыми. Однако следователь должен при этом учитывать и внушающее воздействие собственных вопро­сов, поэтому особенно важно правильно формулировать вопросы и опреде­лять их последовательность.

При допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых следо­ватель должен держаться спокойно, уверенно и вместе с тем дружелюбно, но не в ущерб настойчивости и твердости. Такая манера поведения способству­ет необходимому контакту с подростком, располагает его. Нервозность сле­дователя, его срывы скорее, чем при допросе взрослых, приведут к тому, что допрашиваемый ожесточится, замкнется или от испуга и волнения начнет путаться и лгать. Страх перед следователем может побудить к самооговору.

Несовершеннолетнему следует облегчить переход от ложных показаний к правдивым. Это достигается установлением причин лжи и разъяснением возможности и необходимости изменить свою позицию как в интересах следствия, так и для облегчения собственной участи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: