Вопросы общественного строя Киевской Руси не находят однозначного подхода различных историков. Некоторые считают, что феодальное общество на Руси складывается в момент образования государственности, то есть в IX веке. Другие полагают, что этот процесс проходил медленно и на раннем этапе истории Киевской Руси существовали смешанные: и рабовладельческие и феодальные отношения. Причем структура общества не была простой. Здесь переплетались и элементы первобытно-общинного строя и феодализма. Разные славянские племена, входящие в общее русское государство стояли на различном уровне социального развития. В некоторых уже существовали элементы государственного феодализма с утверждением княжеской собственностью на землю. В других преобладали элементы общинного землевладения и землепользования.
Особенностью общественного строя Киевской Руси является то, что он не в полной мере соответствует принципам феодализма, устоявшимся в европейском средневековье. Присущие западным странам институт сюзеренитета-вассалитета, а также бенефициарная политика, заключающаяся в выдаче сеньором своему вассалу земельного надела за службу (военную или гражданскую) не были характерны для раннего периода Древнерусского государства. Здесь чаще всего дружинники не получали от князя земли за службу. Вместо этого им предоставлялось право сбора податей с населения, часть которых князь разрешал им оставлять у себя в виде оплаты за службу. Кроме того, на Руси князья и бояре не образовывали строгой сословной иерархии. Наиболее важные дела решались на Вече (народных собраниях).
Постепенно, с развитием на всей территории государства феодальных отношений получают развитие социальные группы феодалов-землевладельцев, крестьян, городского населения и церковных людей.
Феодалы-землевладельцы в обществе занимали привилегированное положение. Их благосостояние улучшалось за счет принудительного сокращения общинных земель и захвата земель соседних племен в результате военных действий. На ее вершине данной социальной группы находились Великий князь и удельные князья. Кроме князей к высшему слою феодального общества относились бояре. В основном они были ближайшими сподвижниками князя, являлись его личными дружинниками.
Весомое положение в обществе занимали огнищане (представители высшего служилого сословия), которые позже получают название княжие мужи. Они вместе с боярами составляли старшую дружину при князе. Они занимали высшие военные и гражданские должности в государстве. Жизнь княжих мужей, входящих в состав старшей дружины защищалась двойной вирой (мера наказания за убийство). Интересно, что представители младшей дружины, к которым в основном относились княжеские и боярские слуги, привилегией двойной виры не обладали. Постепенно, с развитием феодальных отношений, дружинники становятся личными вассалами князя. Возникают отношения «сеньор-вассал», когда вассал-дружинник находится на княжеской службе, а сеньор-князь за службу предоставляет своему вассалу некоторые привилегии или недвижимость. Правовой статус вассалов князя улучшается. У дружинников начинают появляться свои вассалы, многие из них освобождаются от уплаты дани в пользу князя.
Привилегированное положение феодалов-землевладельцев охраняется государством. За причинение вреда жизни, здоровью либо имуществу феодала устанавливалась более жесткая мера ответственности.
Крестьянское сословие можно разделить на две группы: смердов (свободных людей) и холопов (лично зависимых).
Правовой статус смерда был связан с прикреплением его к сельской общине – верви. При этом устанавливалась взаимная помощь жителей общины друг другу и круговая ответственность (порука) одного его члена за действия другого. Смерды составляли самую большую социальную группу в Киевской Руси. Не смотря на то, что смерды были лично свободными, не прикрепленными к земле феодала, они являлись основным податным сословием. На их плечи ложилась выплата дани князю. Они обязаны были входить в княжеское ополчение и подлежать княжескому суду.
Правовой статус холопа заключался в его бесправном положении. Холопы были лично зависимыми от феодала крестьянами. В отличии от смердов холопы не являлись основной производительной силой. В основном они использовались в домашнем хозяйстве своего господина. Положение различных холопов было не одинаково. Жизнь холопов, использовавшихся в хозяйстве князя или боярина (слуги, ремесленники) оценивалась дороже жизни холопа, принадлежавших иным феодалам.
Нельзя путать холопа с челядью. Если первый являлся рабом из числа местного населения, то челядин являлся рабом-чужеземцем, иноплеменником, захваченным в плен в результате военного похода. Холопы по сравнению с челядью имели гораздо больше прав. Челядь приравнивалась к скоту.
Промежуточное положение между смердом и холопом занимали закупы. Они относились к категории зависимого населения. В том случае, если свободный смерд брал у феодала купу (натуральную или денежную ссуду), он превращался в закупа и обязан был селиться на земле феодала, отрабатывать долг в течении определенного времени. Закупом он становился лишь на время отработки долга. К сожалению, данный срок чаще всего становился пожизненным, так как труд закупа не учитывался в качестве оплаты основного долга, а учитывался лишь в качестве отработки процентов по долгу.
С увеличением числа городов выделяется особая социальная группа, состоящая из городского населения. Его структура была не однородной. К богатым и средним слоям городского населения относилось боярство, духовенство, купечество, ростовщичество. К низам – ремесленники, мелкие торговцы, рабочие, кузнецы. Среди купцов особое привилегированное положение занимали гости, к которым относятся лица, торговавшие с иностранными государствами. Купцы объединялись в сотни – так называемые торговые союзы и цехи
С распространением православия, которое постепенно заменяет язычество, примерно к XI–XII векам появляется сословие церковных людей, которое состояло из духовенства и мирян. В свою очередь духовенство делилось на белое – приходское, служащее при церквях, и черное – монашеское, служащее в монастырях. Миряне делились на мирян, служащих при церквях, и мирян, содержащихся церковью. К последним относились убогие, умалишенные, безродные, изгои. Со временем церковь становится крупным феодальным землевладельцем. Этому способствовала ее экономическая и политическая независимость от власти князя. Кроме того, со всего объема налоговых поступлений, получаемых государством, церкви поступала 1/10 часть (церковная десятина). Особенностью правового статуса церковных людей являлось то, что они не подлежали подсудности княжеского суда. Все категории дел подлежали рассмотрению только в церковных судах.
Из сказанного видно, что несмотря на неоднозначность подходов отечественных историков к вопросам общественного строя Киевской Руси необходимо учитывать все многообразие их мнений. В этот период истории нашего государства возникают социальные группы, которые впоследствии выливаются в различные сословия.