Создание советской системы правоохранительных органов

Ослабление центральной власти Временного правительства к Октябрю 1917 года и последовавший за этим рост преступности в России, а так же невиданное обострение социально-классовых противоречий в результате реализации политики Советской власти поставили перед государством проблему формирования новой советской системы правоохранительных органов. Советское государство полностью сломало всю систему управления страной, сложившуюся к Октябрю 1917 года, поэтому стихийно организованные революционные суды часто руководствовались не законом, который был отменен, а «революционным правосознанием» и «революционной совестью», опираясь преимущественно на насилие, как основной способ деятельности судов. Первым государственным актом Советского государства, заложившим основы правоохранительной системы, стал Декрет СНК РСФСР о суде № 1. Он отменял все дореволюционные судебные органы и создавал местные коллегиальные суды, состоящие из народных заседателей. Состав суда контролировался местными советами. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть только граждане, обладающие полными гражданскими правами по Конституции РСФСР 1918 года. Основными принципами, на которых должна строиться деятельность судебных учреждений стали: выборность состава судебных органов из числа представителей рабочего класса, доступность суда для рабочих и крестьян и рассмотрение дел без волокиты. Огромное значение в процессе организации правоохранительных органов Советского государства имело издание 30 ноября 1918 года положения о едином народном суде, по которому учреждался единый народный суд по уголовным и гражданским делам. Суды состояли из одного народного судьи и двух народных заседателей. Уголовные дела о посягательстве на жизнь человека, изнасиловании и разбое, а так же о подделке денежных знаков и документах, взяточничестве и спекуляции разбирались народными судами, состоящими из одного народного судьи и шести народных заседателей. Народные заседатели и народные судьи пользовались одинаковыми правами и избирались советами и исполкомами советов. К народным судьям выдвигались требования: опыт политической работы в партийных, профсоюзных и советских учреждениях и организациях, или прохождение теоретической и практической подготовки на должность судьи, а так же избрание трудящимися. Деятельность суда должна была осуществляться на местных языках РСФСР, при рассмотрении дел применялись декреты Советской власти. Полномочия народных судов по данному положению были достаточно широкими. Он имел право определять меру наказания, либо освобождать обвиняемого. Приговоры и решения суда выносились большинством голосов. Обжалование в аппеляционном порядке вообще отменялось, что должно было способствовать успешности борьбы с контрреволюционными элементами. Вместе с тем деятельность судебных учреждений была достаточно гуманной, что оказывалось недопустимым фактом, в условиях Гражданской войны.

Революционные трибуналы и Внесудебные репрессивные органы ВЧК Для разрешения этой проблемы и повышения эффективности в укреплении советской власти создавалась и функционировала Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совнаркоме РСФСР. Кроме ВЧК создавались и революционные трибуналы. Это были чрезвычайные органы военной юстиции. Создавались они при реввоенсовете РСФСР, армий и входили в состав военного ведомства. В соответствии с положением о революционных военных трибуналах от 20 ноября 1919 года они занимались рассмотрением дел о преступлениях в Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Предварительное следствие осуществлялось особыми военными следователями. Приговоры принимались большинством голосов и обжалованию не подлежали. На революционные военные трибуналы возлагалось рассмотрение дел о контрреволюционных преступлениях в армии. За годы начавшейся Гражданской войны революционные военные трибуналы показали свою эффективность в расследовании уголовных преступлений, поэтому декрет СНК от 19 февраля 1920 года к подсудности революционным военным трибуналам отнес и дела о вооруженных нападениях. Таким образом, к концу 1920 года в РСФСР сложилась следующая система революционных военных трибуналов: реввоентрибунал республики, фронта, армий. Председатель революционного военного трибунала входил в состав кассационного трибунала при ВЦИК советов. Таким образом, формирование чрезвычайных органов государственной власти позволяло укреплять систему советских органов власти в условиях начинающейся Гражданской войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: