Международное влияние ШОС

В настоящее время внутри Шанхайской организации сотрудничества нет таких центробежных сил, которые, наблюдаются в СНГ. На постсоветском пространстве ШОС явилась наиболее мощной и перспективной организацией международного сотрудничества. Серьезным вызовом ШОС в эти годы явились российско-грузинский конфликт 2008 г. и массовые беспорядки в Киргизии в 2010 г. Однако, организация с ними справилась. Хорошие российско-китайские отношения в Центральной Азии являются фактором стабильности, фактором сдерживания угроз безопасности в регионе. Сегодня ни Китай, ни США, ни Россия самостоятельно не могут единолично играть ключевую роль в Центральной Азии.

На Китай и Россию приходится 98% населения и 97% суммарного ВВП этого интеграционного объединения, однако, несмотря на мировой финансовый кризис конца 2000-х годов, взаимный товарооборот стран-членов ШОС характеризуется высокой динамикой роста. Положительный внешнеторговый баланс из стран ШОС имеют Китай (196 млрд. долл.), Россия (134,3 млрд. долл.), Казахстан (14,8 млрд. долл.) и Узбекистан (2,4 млрд. долл.). И пусть относительное влияние России в ШОС меньше, чем в СНГ, ШОС играет важную для России роль по подключению Китая к многостороннему сотрудничеству в Центральной Азии, а в перспективе и других крупных стран региона, таких как Индия, Иран, Пакистан и Монголия.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы причины и цели возникновения СНГ?

2. Какие договоры и соглашения между странами заключались еще в рамках СНГ?

3. Каково назначение создания Организации договора о коллективной безопасности для России и стран-участниц?

4. Причины неустойчивости договоров между Россией и некоторыми странами СНГ?

5. В чем отличие ШОС от остальных договоров России и стран СНГ?

6. В чем новизна и особенность договора о создании Союза России и Белоруссии, подписанного 2 апреля 1997 г.?

Тема 3.5. Международное взаимодействие народов и государств
в современном мире. Проблемы нового миропорядка
на рубеже тысячелетий

Краткое содержание: Однополярный или многополюсный мир. Активизация сотрудничества стран и регионализация как реакция на утверждение США в роли единственной сверхдержавы. Глобализация и рост взаимозависимости стран мира. Новые субъекты международного общения. Перспективы становления нового миропорядка. Глобальные угрозы в XXI веке. Неравномерность развития стран Севера и Юга как причина возможных конфликтов. Проблема международного терроризма и пути борьбы с ним.

Требования к знаниям и умениям:

Иметь представление: об основных проблемах и глобальных угрозах XXI века, перспективах становления нового миропорядка.

Знать: что означают понятия - однополярный, биполярный и многополярный мир, основные глобальные проблемы современности.

Уметь: ориентироваться в оценках международных событий начала XXI века.

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти. Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав - СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной - двухполюсной.

В пестрой картине ломки старых и строительства новых международных отношений все же можно выделить несколько просматривающихся тенденций развития. И главные из них - формирование однополярного и многополярного мира. Большинство стран устраивает многополюсный мир, так как он отвечает интересам всего мирового сообщества в противовес однополярному миру, выгодному лишь США.

Реальным воплощением этой точки зрения становится регионализация - тенденция, являющаяся реальной альтернативой глобализации. Регионализация характеризуется:

· многополярностью - возникновением нескольких мировых центров, объединяющих вокруг себя страны и народы мира (ими могут стать: Россия, США, Европейское сообщество. Япония или Китай);

· наличием региональных экономических зон (Европейский Союз, зона большой китайской экономики, ареал японской интеграции, АСЕАН);

· географической близостью, которая оказывает прямое и косвенное влияние на характер течения экономических процессов в регионах;

· общностью культур, которая сплачивает каждую глобальную экономическую зону (экономические объединения гораздо менее долговечны);

· транспортными, электронными и информационными коммуникациями, скрепляющими в единую многополярную систему экономические зоны и объединения;

· геополитическим кодом - геополитической картиной мира, в которой интегрированы исторические традиции, оценки, стереотипы мышления.

Убедительным подтверждением стремления народов многих стран к совместному решению назревших проблем являются региональные организации, провозглашающие своей целью поддержание мира и стабильности в определенных районах планеты: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Африканский союз (АС), Организация американских государств (ОАГ), Организация «Исламская конференция» (ОИК) и другие.

Деятельность международных организаций не всегда гарантирует успехи в решении проблем мирового развития. После завершения «холодной войны» и прекращения противостояния СССР и США число «горячих точек» в мире не снизилось.Количество внутригосударственных, межэтнических, межрелигиозных конфликтов резко увеличилось, началось расползание по планете ядерного оружия. Сложившуюся ситуацию иногда называют «новым мировым беспорядком». В новых условиях американские правящие круги сформулировали идею американского мирового лидерства - особой ответственности США за установление и сохранение мировой стабильности. Опираясь на огромную военную, экономическую мощь и разветвленную систему союзов, считая себя победителем в «холодной войне», США надеялись играть роль единственной глобальной сверхдержавы.

Распад СССР и роспуск Организации Варшавского Договора породили новые противоречия. Обширные территории в Азии и Африке, ранее кон­тролировавшиеся СССР и союзными ему режимами, оказались охвачены хаосом и противоборством различ­ных политических и религиозных группировок и кланов.

Американские политики стремились навязать всему миру некие «универсальные», по их мнению, либерально-демократические ценности, которые зачастую не отвечали историческим, экономическим и политическим особенностям различ­ных стран и народов. Защита странами Запада принципов «ми­ра без границ», гарантирующего свободу перемещения идей, людей и капиталов рассматривается во многих странах как угроза их национальной безопасности и культурным тради­циям. Поднялась новая волна антиамериканизма, выразив­шаяся в росте числа террористических актов, направленных против развитых стран, их дипломатических представительств и военных объектов. Ее жертвами чаще всего становятся рядо­вые граждане.

Методы, которые правящие круги Соединенных Штатов избрали для защиты национальных интересов и борьбы с меж­дународным терроризмом, часто еще более осложняют между­народную обстановку. Страны, охваченные внутренними кон­фликтами или объявленные центрами международного терроризма, могут стать объектом военного вмешательства. При этом США сочли себя вправе применять силу без санкции Совета Безопасности ООН. Так, были проведены операции против Югославии (1999) и Ирака (2003). С точки зрения меж­дународного права они являлись агрессией. Ряд политиков счита­ет, что США захватили Ирак, чтобы установить контроль над его нефтяными богатствами, а не ради распространения демократии. То же самое можно сказать и о событиях, охвативших страны Ближнего Востока, арабских революциях 2011 года. Война в Ливии - красноречивое тому подтверждение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: