Противоречия развития СНГ

Казалось бы, сохранение тесного союза государств, унасле­довавших ранее единую экономику и оборонную систему СССР, отвечало их общим интересам. Однако на деле главной задачей 1990-х гг. стало укрепление недавно обретенного ими суверенитета. В сотрудничестве с Россией лидеры ряда стран СНГ видели угрозу национальной независимости. В 1997 г. представители Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы создали союз, названный ГУАМ (по первым буквам вошедших в него стран). Они поставили задачу сближения с ЕС и НАТО. Украина в 1997 г. подписала Хартию об особых отношениях с НАТО. На ее территории стали проводиться военные учения Североатлантического альянса. В 2003 г. Украина поддержала военную операцию США против Ирака, послав в эту страну контингент своих войск. Молдова тесно сблизилась с Румынией, Азербайджан - с Турцией.

Источником трудностей в развитии сотрудничества между странами СНГ стали также трения по поводу раздела советского имущества. Ряд спорных вопросов удалось урегулировать дипломатическим путем. Так, на территории Беларуси, Казахстана и Украины после распада СССР оставалось оружие массового поражения. По согласованию с Россией и США эти страны вывезли его в Россию, став таким образом безъядерными.

Было найдено мирное решение дискуссионных проблем российско-украинских отношений. Их вызывали сложности раздела Черноморского флота и его баз. Ситуация усугублялась напряженным положением на Крымском полуострове. Значительная часть его населения требовала отделения Крыма от Украины. Россия не выдвигала претензий на Крым, но настаивала на сохранении баз Военно-морского флота на полуострове. Лишь в 1997 г. были подписаны соглашения по Черноморскому флоту, закрепившие принцип совместного использования военно-морских баз Россией и Украиной, и Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между ними. Договор фиксировал отсутствие у сторон территориальных претензий друг к другу, решая тем самым проблему Крыма. В 2003 г. Был подписан российско-украинского договор, определивший линию прохождения государственной границы на суше.

Путем переговоров удалось частично решить вопрос о разграничении акватории Каспийского моря между прилегающими к нему странами.

Новым шагом по углублению интеграции в рамках СНГ явился договор о создании Союза Беларуси и России, подписанный 2 апреля 1997 г. 25 декабря 1998 г. был подписан еще ряд соглашений, позволявших провести более тесную интеграцию в политической, экономической и социальной сфере, что усиливало Союз. С 26 января 2000 официальное название Союза - Союзное государство. Было оговорено, что участником Союза может стать любое государство - член Организации Объединенных Наций, которое разделяет цели и принципы Союза и принимает на себя обязательства, предусмотренные Договором о Союзе Беларуси и России. Присоединение к Союзу осуществляется с согласия государств - участников Союза. При присоединении к Союзу нового государства рассматривается вопрос об изменении названия Союза. Высшим органом Союза является Высший Государственный Совет Союза, в который входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств - участников Союза, а также председатель Исполнительного Комитета Союза с правом совещательного голоса. Был поставлен вопрос о перспективах введения единой валюты. Предполагалось, что с 1 января 2004 г. единой валютой должен стать российский рубль. Однако этого не случилось до настоящего времени.

В 2010 году из-за значительных осложнений в отношениях Российской Федерации и Республики Беларусь, разногласий между главами государств, интеграция двух стран в единое государство практически остановилась. Дальнейшее развитие продолжается лишь в экономической сфере. Примером тому является Таможенный союз. В 1995 г. руководители России, Белоруссии, Казахстана, а чуть позже - Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС. Современный договор между Беларусью, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза был подписан в столице Таджикистана городе Душанбе 6 октября 2007 года.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

В развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве особое внимание обращает на себя Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Дело в том, что членами этой организации кроме бывших советских республик: Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана, является Китайская народная Республика, а официальными государственными наблюдателями такие страны как Индия, Иран, Монголия и Пакистан, официальными партнерами по диалогу признаны также Белоруссия и Шри-Ланка.

Из членов организации за исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году, участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн. км2, то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал - четвёртая часть населения планеты (1 млрд. 455 млн. человек), а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику.

ШОС не является ни военным блоком, как НАТО, ни совещанием по безопасности, как АСЕАНовский региональный форум (АРФ), занимая промежуточную позицию.

Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Совет глав государств (СГГ) является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствует на заседании СГГ глава государства - организатора очередного заседания.

Совет глав правительств (СГП) принимает бюджет ШОС, формируемый на основе принципа долевого участия, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим, сферам развития взаимодействия в рамках ШОС.

Совет министров иностранных дел (СМИД) рассматривает и решает вопросы текущей деятельности Организации, включая подготовку заседания СГГ, предпринимает меры по реализации решений Организации и проведению консультаций в рамках ШОС по международным проблемам. Председательство в Совете осуществляет министр иностранных дел государства, на территории которого проводится очередное заседание СГГ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: