Период постнеклассической науки

В истории развития науки можно выделить два основ­ных периода: подготовительный и собственно научный (нововременной). В подготовительном периоде выделяют древневосточную преднауку, зародившуяся в культурах Египта, Месопотамии, Китая и Индии, а также античное (Древняя Греция и Рим) и средневековое знание.

Новое время (или новая история) - период, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем, т.е. с XVII века по настоящее время.В этот отрезок времени возникает новая система мировых отношений и активно ведется экспансия европейской цивилизации в другие регионы мира. В нововременном периоде развития науки выделяют этапы классической, неклассической и постнеклассической науки.

Классическая наука (XVII– XIX вв.)

Законы механики, сформулированные Исааком Ньютоном (1642-1727), завершили труды Г.Галилея, Р.Декарта, И.Кеплера и многих других ученых по формированию первой научной картины мира. Научная картина мира – это система научных знаний о мире в целом. Бу­дущее видится в оптимистических тонах: общество уверено, что мощь объединенных разума и опыта в скором времени ос­вободит человечество от тяжелого труда, бедности и невежест­ва. При этом развитие науки понимается как механическое прибавление нового знания, не отменяющее уже доказанных истин. При этом к механике сводится не только познание природы, но и биология, и социально-гума­нитарное знание. Таким же механистичным было понимание общества и государства: все социальные процессы описыва­лись с позиций причинно-следственного автоматизма. Мир уподоблялся часовому механизму.

Неклассическая наука (конец XIX – середина XX в.)

Выдающиеся научные открытия - теория относительности, двойственная корпускулярно-волновая природа микрочастиц, принципы дополнительности и неопределённости ознаменовали эру неклассического естествознания. Несостоятельность представлений классической науки становится очевидной. Появилась необходимость в новом мировосприятии, которое подрывает позицию классической науки, что природа существует сама по себе. Специальная и общая теория относительности Альберта Эйнштейна (1879-1955) указала на связь времени, пространства, энергии и массы, необходимость учета движения и положения наблюдателя, что завершило эпоху господства ньютоновской механики. Мироздание имеет относительный, вероятностный характер. Генетика обнару­жила тесную взаимосвязь всех живых организмов.

В итоге мир предстал как сложная система тесно взаимосвя­занных элементов, где каждая часть, включая наблюдателя, ока­зывает влияние на другие части. Произошли значительные из­менения и в гуманитарной науке: многие течения отказались от чистого рационализма и обратились к иррациональным явлени­ям - воле, интуиции, бессознательному, эмоциям, порывам, чувствам и страстям.

Постнеклассическая наука (середина XX в. – наши дни) находится в процессе своего ста­новления. Она характеризуется усилением принципа нелинейности и многовариантности наблюдаемых процессов, господством идей самоорганизации и становления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: