Понятие цены, функции цен, ценообразующие факторы

Цена - количество денежных средств, уплачиваемое за единицу товара. Цена - денежное выражение стоимости единицы товара. Ценой обладает лишь тот товар, который поступает на рынок и реализует­ся на нем.

Функции цен:

- учетная;

- стимулирующая;

- распределительная;

- балансирования спроса и предложения.

Основные ценообразующие факторы:

1)спрос и предложение на рынке;

2)государственное регулирование цен;

3)научно-технический прогресс;

4)рост производительности труда;

5)конкуренция на рынке (степень монополизации);

6)фаза экономического цикла;

7)масса денег в обращении;

8)уровень заработной платы (влияет на потребительские расходы);

9)налоги;

10)издержки.

2. Классификация цен

Классификация цен по видам приведена в таблице 6.

Таблица 6 - Классификация цен

Классификационный признак Типы предприятий  
1 Характер обслуживаемого оборота а) оптовые цены - это цены, по которым осуществляются расчеты между предприятиями, организациями и частными предпринимателями за реализованную продукцию; 5) розничные цены - это цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям в) закупочные цены - это цены, по которым реализуется сельско­хозяйственная продукция предприятиями, фермерами и населени­ем; г) цены на строительную продукцию (работы, услуги); д) тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения; е) тарифы на платные услуги, оказываемые населению; ж) цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены) - это цены, по которым проводятся экспортные и импортные операции  
2 Степень регулируемости а) регулируемые цены - это цены, складывающиеся на рынке в процессе прямого или косвенного воздействия государства; разде­ляются на фиксированные и предельные; б) фиксированные цены - это регулируемые цены, величина которых устанавливается государством; в) предельные цены - это регулируемые цены, величина которых ограничена сверху (государством устанавливается верхний предел цен); г) свободные цены - это цены, которые складываются на рынке под влиянием спроса и предложения без какого-либо государст­венного вмешательства.
3 Территория действия а) единые цены - это цены, величина которых одинакова по всей территории страны; б) региональные цены - цены, величина которых различна в регионах страны и зависит от различий природных, климатических и других условий производства и доставки продукции до потребителя.
4 Порядок учета транспортных расходов (российская практика) а) франко-склад поставщика - все расходы по поставке продук­ции со склада поставщика до конечного пункта назначения опла­чивает покупатель; б) франко-станция отправления - все расходы по доставке груза на станцию отправления оплачивает поставщик продукции, а по­грузку его в вагоны, оплату железнодорожного тарифа и доставку груза на свой склад осуществляет покупатель; в) франко-вагон-станция отправления - все расходы по доставке груза на станцию отправления и погрузке его в вагоны оплачивает поставщик продукции, а оплату железнодорожного тарифа и дос­тавку груза на свой склад осуществляет покупатель; г) франко-вагон-станция назначения — все расходы по доставке груза на станцию отправления, погрузку его в вагоны и оплату же­лезнодорожного тарифа оплачивает поставщик продукции, а раз­грузку из вагонов и доставку груза на свой склад осуществляет покупатель; д) франко-станция назначения - все расходы по доставке груза до станции назначения и разгрузке его из вагонов несет поставщик продукции, а доставку груза со станции назначения на свой склад осуществляет покупатель; е) франко-склад потребителя - все расходы по поставке продук­ции со склада поставщика до конечного пункта назначения опла­чивает поставщик.
5 Порядок учета транспортных расходов (международная практика) а) FOR («free on rail» - франко-железная дорога) - продавец on почивает доставку груза на железнодорожную станцию и его погрузку в вагоны, а все остальные расходы несет покупатель; б) FOB («free on board» - франко-борт) - продавец оплачивает все расходы по доставке груза на борт судна, а покупатель оплачивает фрахт судна, страхует груз и несет риск его повреждения и гибели; в) CAF («cost and freight» - стоимость и фрахт) - продавец оп­лачивает вес расходы по доставке груза на борт судна, фрахт судна до порта назначения, а покупатель страхует груз и несет риск по­вреждения и гибели груза;
  г) CIF («cost, insurance, freight» - стоимость, страхование, фрахт) продавец оплачивает все расходы по доставке груза на борт судна, фрахт судна до порта назначения и страховку груза.
6 Характер торговой операции а) аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе; б) биржевая цена – цена, по которой осуществляется сделка на бирже; в) договорная (контрактная) цена - цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с заключенным договором._____
7 Тип рынка а) конкурентные цены - цены рынка монополистической конку­ренции; б) олигополистические цены - цены олигопольного рынка; в) монопольные цены - цены монопольного рынка.
8 Равновесие цены а) цена спроса - цена, по которой определенное количество товара способно привлечь покупателей в течение определенного периода времени; б) цена предложения - цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок.
9 Внутренние цены предприятия а) внутрихозяйственные цены - цены, по которым осуществляются внутренние поставки между цехами, участками, производст­вами одного предприятия; б) внутрифирменные цены - цены, по которым самостоятельные дочерние предприятия осуществляют поставки внутри объедине­ния (материнской компании); в) трансфертные цены - цены, которые обслуживают оборот между подразделениями одного предприятия, находящимися в разных регионах.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: