Стратегическое видение организации. Риски, связанные с формированием стратегии на основе видения.
Видение организации –состояние бизнеса, которое может быть достигнуто в будущем при благоприятных условиях. Оно объясняет и демонстрирует всем сотрудникам и общественности: что представляет собой организация; какой она должна стать; к чему она стремится. Формирование видения – это одна из задач высшего руководства. Видение будущего крупной компании – это представление о политической, экономической, социальной ситуации в стране, в отрасли, а также о желаемом состоянии предприятия в этой ситуации. Видение относится лишь к будущему: оно теряет свою «силу» при достижении желаемого состояния предприятия и должно быть сформулировано вновь.
При разработке видения менеджеры компании должны определить:
1. как они видят будущее своей компании;
2. в каком направлении она должна развиваться;
3. какими станут в будущем используемые технологии, товар, клиенты;
4. какое положение в отрасли компания должна занять в долгосрочной перспективе.
|
|
Риски, связанные с формированием стратегии на основе видения.
1. Первая проблема состоит в необходимости, при формировании стратегического видения, как-то сравнивать не сравнимые простым численным путём факторы в макроэкономической, геополитической, внутриполитической, социальной, демографической, технологической, маркетинговой и других сферах. Просто отбросив одну из них или полагая, что она будет развиваться линейно, можно прийти к полностью ошибочным стратегическим решениям.
2. Для формирования видения хотя бы на период окупаемости проекта необходимо рассматривать длительные процессы и делать долгосрочные прогнозы развития событий в будущем. В то же время, существующие методы анализа по всем вышеперечисленным сферам, кроме, возможно, геополитической, работают на перспективу полтора, максимум два года.
Варианты воздействия внешнего окружения на фирму
Выделяют следующие основные типы внешней среды:
1. Изменяющаяся среда, которая характеризуется быстрыми переменами. Это могут быть технические инновации, экономические перемены (изменение уровня инфляции), изменения законодательства, новшества в политике конкурентов и т. д. Такая нестабильная среда,
которая создает большие трудности для управления, присуща российскомурынку.
2. Враждебное окружение, создаваемое жесткой конкуренцией, борьбой за потребителей и рынки сбыта. Такая среда присуща, например, автомобильной промышленности США и стран Западной
Европы, США и Японии.
3. Разнообразное окружение свойственно глобальному бизнесу. Типичным примером глобального бизнеса является фирма McDonalds, работающая во многих странах (а следовательно, связанная с обслуживанием многочисленных клиентов, говорящих на различных языках), с разнообразными культурами и гастрономическими вкусами потребителей. Это разнообразное окружение влияет на деятельность фирмы, на ее политику воздействия на потребителей.
|
|
4. Технически сложная среда. В такой среде развивается электроника, вычислительная техника, телекоммуникации, которые требуют сложной информации и высококвалифицированного обслуживающего персонала. Стратегическое управление предприятиями в технически
сложной среде должно быть ориентировано на инновации, так как
изделия в этом случае быстро устаревают.