1.Особенности и преимущества стратегических альянсов
Стратегические альянсы – это кооперативные соглашения между компаниями, выходящие за пределы обычных взаимоотношений фирм, но не предполагающие слияние или полного партнерства
Стратегические альянсы – это объединение нескольких независимых предприятий, которые намерены заняться специфическим родом производства или хотят завершить проект, используя при этом знания, материалы и другие ресурсы друг друга, вместо того чтобы:
· запустить производство самостоятельно, не разделяя ни с кем рисков и стараясь победить конкурентов;
· создать условия для слияния или присоединения компаний.
Три основных формы стратегических альянсов:
Прямое сотрудничество – наиболее распространенная форма без взаимного долевого участия.
Совместные предприятия – создание партнерами отдельного бизнеса, которым они владеют и управляют совместно
Миноритарные инвестиции – в основном используется в рамках корпоративных венчурных стратегий, когда они инвестируют в молодые инновационные фирмы
Организационные модели стратегических альянсов: Мягкие (кооперационные); Локальные (проектные); Жесткие (холдинговоподобные).
Виды альянсов:
• Альянсы между неконкурентами
Транснациональные СП: обычно сборка, иногда сбыт одним партнером продукции другого, иностранного производителя.
Вертикальные альянсы: партнерские отношения, предполагающие работу в смежных звеньях цепочки производства продукта.
Межотраслевые альянсы: соглашения компаний из разных отраслей, выпускающих не связанные общей производственной цепочкой продукты. Используются для диверсификации бизнеса, расширения производственной деятельности за счет кооперации с участником интересующего рынка.
Альянсы между конкурентами
Интеграционные: заключают, чтобы добиться эффекта масштаба производства. (компании могут совместно выпускать компоненты, но затем «в лобовую» конкурировать друг с другом на рынке готовой продукции).
Псевдоконцентрационные: здесь происходит общая разработка, производство и реализация продукта, принадлежащего всем партнерам. Часто это консорциумы, создаваемые для реализации сложных и затратных проектов – например, в тяжелом машиностроении, авиастроении.
Комплиментарные альянсы: один партнер разрабатывает и производит продукцию, а реализуется она через каналы другого. Нередко применяется для расширения географии поставок.
Ключевые характеристики партнерства:
· Добровольная основа
· Взаимная зависимость, возникающая вследствие разделения рисков, ответственности, ресурсов, полномочий и доходов
· Синергия - концепция добавленной стоимости, или целое больше суммы составляющих
· Явно изложенное обязательство или соглашение о доле участников
· Совместная работа - участники стратегических партнерств в большинстве случаев работают вместе на всех уровнях и этапах от проектирования и руководства инициативой до реализации и определения стоимости.
· Разделение компетенций и ресурсов (партнерство - механизм использования различных типов ресурсов и компетенций, включая деньги)
Основные причины вступления компаний в стратегические альянсы:
· достижение эффекта масштаба в производстве или маркетинге,
· заполнение «белых пятен» в научно-технической или производственной областях,
· получение доступа к новым рынкам
Основные выгоды создания стратегических альянсов:
· Преодоление государственных торговых и инвестиционных барьеров при выходе на перспективные зарубежные рынки.
· Доступ к каналам сбыта и продаж партнера и его положению на рынке
· Доступ к продуктам, технологиям и интеллектуальной собственности (ИС) партнера
· Доступ к финансовым ресурсам партнера
· Новые рынки для товаров и новые товары для покупателей
· Усиление бренда на рынке с помощью каналов партнера
· Ускоренная разработка новых продуктов и выход с ними на рынок
· Сокращение стоимости и риска научно-техн. разработок и создания радикальных инноваций
· Быстрое достижение критической массы и нужных масштабов
· Установка технологических стандартов в отрасли и выпуск первых продуктов, отвечающих этим стандартам
· Утилизация побочных продуктов
· к менеджерскому мастерству